Слайд 2Цель урока:
Обобщить и систематизировать материал, изученный по
теме «Причастие».
Слайд 4С.И.ОЖЕГОВ «СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА»
ФОРТ - (франц. fort - крепкий), КРУПНОЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ
СООРУЖЕНИЕ.
КРЕПОСТЬ - МЕСТО С ОБОРОНИТЕЛЬНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ.
ЦИТАДЕЛЬ- В СТАРИНУ: ГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ.
Слайд 6КЛЮЧ 1
Причастие- это…?
Назовите морфологические признаки причастия?
Расскажите о синтаксической роли причастий.
Причастный оборот-
это…?
Перечисли суффиксы причастий.
Слайд 7Ключ 2
Образовать действительные причастия от глаголов «смотреть», «побеждать»; страдательные причастия от
глаголов «сорвать», «гнать».
выделить суффиксы.
Смотреть- смотрящий, смотревший.
Побеждать - побеждающий, побеждавший.
Сорвать- сорванный.
Гнать – гонимый.
Слайд 8Ключ 3
1)Цель поставл..(н,нн)ую перед собой нельзя бросать на (пол)пути. 2)Смело преодолевайте
пр..грады появля…щиеся перед вами! 3) Человек (не) столкнувшийся с трудностями ничего (не)достигнет. 4)Удача улыбае(тся,ться) смелым людям бор..щимся с неприятностями. 5)Присво..(н,нн)ая чужая победа не принесёт радости. 6)Только чес..но заслуж..(н,нн)ая награда окрыляет победителя.
1.Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
2.Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку графически.
3.Укажите номера предложений, соответствующих схемам:
А. ___х___, / ~~~~/, … Б. /~~~~/ __х___ .
Слайд 9
1)Цель, поставленную перед собой, нельзя
бросать на полпути. 2)Смело преодолевайте преграды, появляющиеся перед вами! 3) Человек, не столкнувшийся с трудностями, ничего не достигнет. 4)Удача улыбается смелым людям, борющимся с неприятностями. 5)Присвоенная чужая победа не принесёт радости. 6)Только честно заслуженная награда окрыляет победителя.
Слайд 10Ключ 4
1) Укажите номера примеров, в суффиксах которых
нужно писать две буквы Н:
кова...ый;
покраше...ый пол ;
cплетё...ая из веток;
засея …ое поле;
гружё…ая повозка.
2) Укажите номера примеров, в суффиксах которых нужно писать одну букву Н:
мочё…ые яблоки;
организова...ый процесс;
варё...ый картофель;
слома...ый братом;
солё..ый огурец.
Слайд 11
Путаница
Повести, растущие в саду, известны всем.
Попугаи, назначившие дамам свидания, оказались говорящими.
Цветы,
играющие во время урока, красивы.
Дети, купленные в зоомагазине, будут наказаны.
Ухажёры, гонимые ветром, не пришли на встречу.
Тучи, отредактированные корректором, обещали дождь.
Слайд 12Ключ 5
Запишите все слова, вставляя пропущенные буквы, выделяя суффиксы;
выполните разбор
по составу любого слова;
Слайд 13КЛЮЧ 6.
ЖЕМЧУЖИНЫ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
СОСТАВЬТЕ ПОСЛОВИЦУ;
ЗАПИШИТЕ ЕЁ;
ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗРЯД ПРИЧАСТИЯ И ЕГО
СИНТАКСИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ;
ОБЪЯСНИТЕ СВОЮ ПОСЛОВИЦУ.
Слайд 14КЛЮЧ 6.
ЖЕМЧУЖИНЫ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
1)Что написано пером, того не вырубишь топором.
2)Легко
добыто, легко и прожито.
3)Сила, не знающая цели, - мать лени.
Слайд 15Ключ 7
Составь слово:
от глагола удивил - приставку;
от существительного развлечение —
корень;
от причастия решённый - суффикс;
от прилагательного смелые — окончание.
увлечённые
Составьте с этим словом предложение.
Слайд 16
Победа!
4 и более ключей – «5»
3 ключа – «4»
2 ключа
«3».
Слайд 17Домашнее задание.
1)Уровень 1. Упражнение № 455(стр.201).
2)Уровень 2. Составить текст на тему « Моя первая победа», употребив как можно больше причастий.( 7-10 предложений). Выполнить морфологический разбор любого причастия.