Слайд 1
Одиннадцатое февраля
Классная работа
Тема урока:
«Чудо милосердия»
(по рассказу А.И. Куприна
«Чудесный доктор»).
Подготовила и
провела:
Шичкина Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Вышинская СОШ»
Слайд 2ЦЕЛИ:
1. РАЗОБРАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ ПРОЧИТАННОГО.
2. ПОНЯТЬ АВТОРСКИЙ
ЗАМЫСЕЛ.
3. ОЦЕНИТЬ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ.
4. ОБЪЯСНИТЬ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА.
Слайд 4Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней
нуждается.
(Толковый словарь русского языка Ушакова).
(Милое сердце)
Слайд 5 Чудо – это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление
от
бед.
Слайд 6Синонимы:
МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРО, СОСТРАДАНИЕ, ГУМАНИЗМ
Слайд 7Герои рассказа — двое ребят из семьи Мерцаловых.
Слайд 8Всё это происходит в канун Нового года — время, когда происходят
чудеса.
Слайд 9 Как передана автором атмосфера праздничного вечера?
Слайд 11прекрасные
сияющие
праздничные
нарядные
весёлый
Слайд 12мрачные
неосвещённые
ветхий
грязный
Слайд 13Герои возвращаются
с нарядных улиц домой —
в подвал.
Слайд 14Автор противопоставляет два мира, существующих
в одно время и в одном
месте. Это и есть основная проблема рассказа.
Слайд 16«Все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например,
швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца».
Слайд 17Жизненные испытания любого, даже сильного человека, могут привести
к отчаянию.
Слайд 18На фоне необыкновенной красоты, тишины, спокойствия — терзания души, мысль о
самоубийстве.
Слайд 19Как важно в трудную минуту, пусть даже случайно, сделать добро. Доктор
не оставляет героя.
Слайд 20Люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались
на просьбы Мерцалова
о помощи и даже не подавали милостыню.
Слайд 22Милосердие, добро и помощь бескорыстно — вот о каком чуде пишет
Александр Куприн.
Слайд 23Писатель Александр Куприн поднимает вопрос о добре и зле.
Слайд 24Писатель снова использует приём контраста, чтобы показать тревогу, терзания героя.
Слайд 25Через некоторое время Мерцалов нашёл работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться
в гимназии.
Слайд 26Н.И. Пирогов
Прототипом доктора
в рассказе «Чудесный доктор» является реальный человек —
русский хирург Николай Иванович Пирогов.
Слайд 27 Николай Иванович Пирогов(1810-1881г.) – хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник
военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестер милосердия в России в период военных действий в Крыму( 1853-1856г.) Позднее это движение оформилось в Российской общество попечения о раненых и больных. В 1879 году переименовали в Российское общество Красного Креста.
Слайд 28Н.И. Пирогов
Пирогов — спаситель душ. Доктору в рассказе Куприн противопоставляет швейцара,
который отталкивает нуждающегося человека.
Слайд 294. Словарная работа.
Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела.
Бескорыстен тот, кто думает более о других, чем о себе.
– Как автор ненавязчиво передает свое отношение к незнакомцу, какими словами называет его? (Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор, неожиданный благодетель, святой человек.)
Благодетель – лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь, услугу.
Слайд 30Просто чудо совершил этот
святой человек.
Слайд 31Тест по рассказу
А. И. Куприна
«Чудесный доктор»
Слайд 321)Автор рассказа «Чудесный доктор»?
А)А.И.Куприн.
Б)А.Т.Аверченко.
В)А.С.Пушкин.
2) Мерцаловы жили в подземелье
А)2 года.
Б)Более года.
В)3 года.
3)Оба
мальчика давно успели привыкнуть к
А) крысам и мышам в подземелье.
Б) сырости в подземелье.
В)закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам,
сушившимся на протянутой через комнату верёвке, и к этому
ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и
крыс- настоящему запаху нищеты.
Слайд 334)Двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина,
принялись….(Продолжи фразу)
А)Неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи.
Б)Смеялись над увиденном за стеклом.
В)Хохотали над своим отражением.
5)Город ,в котором происходило действие рассказа.
А)Киев.
Б)Москва.
В)Минск.
6)Этот рассказ плоды воображения автора или реальное событие?
А)Плоды воображения автора.
Б)Реальное событие.
В)Наполовину реальное событие.
Слайд 347)Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал
наугад:….?
А)”Доктор! Доктор, постойте!... Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!”
Б)”Постойте, подождите!..”
В)”Доктор! Остановитесь, постойте!...”
8) Сюрприз,который ожидал Мерцалова по возвращению
А) билеты в Москву.
Б) несколько мелких купюр.
В) несколько крупных кредитных билетов.
Слайд 359)Мерцалов на три рубля, полученные от доктора, купил
А)Чаю, сахару, булок и
достал в ближайшем трактире горячей пищи.
Б)Много еды.
В)Чаю и горячей пищи.
10) Мерцалов был
А)Весёлым и задорным человеком.
Б)Кротким и робким человеком.
В)Кротким и застенчивым человеком.
Слайд 36 ОТВЕТЫ.
1)А.
2)Б.
3)В.
4)А.
5)А.
6)Б.
7)А.
8)В.
9)А.
10)В.
Слайд 37Только искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но встречается оно так
редко, что считается чудом.
Слайд 38Мы должны быть благодарны Куприну за всё: за его глубокую человечность,
за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа…
Константин Паустовский
Слайд 39
«Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и
на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-либо добрым поступком, какой-либо победой над собой или приобретенным знанием».
Джон Рескин (1819-1900 г., английский теоретик
искусства, публицист)
«Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их».
Альберт Швейцер (1875-1965г.,
немецко-французский мыслитель, врач, музыковед)
«Люди, у которых свое горе, умеют утешать других».
Марк Твен( 1835-1910г., американский писатель)
Слайд 40
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало
которого можете выбрать сами. Оно перед вами:
1. Быть «чудесным доктором» – это значит...
2. Чудо – это...
3. А главное – ...
4. Милосердие я понимаю так...
5. Рассказ заставил меня задуматься...
6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...
7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...
8. Актуальность рассказа заключается в том, что...
9. Я благодарна А. И. Куприну...
Слайд 41Домашнее задание.
1. Написать сочинение-миниатюру на тему (по выбору):
1) «Рецепт профессора Пирогова»;
2) «Рассказ заставил меня задуматься»;
3)«Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «…главное – не падайте никогда духом».
2. Прочитать повесть А. С. Грина «Алые паруса», подготовить выразительное чтение повести.