Слайд 1Урок русского языка
5 класс
МКОУ «СОШ с.Улыбино»
Учитель: Захарова Татьяна Геннадьевна
Слайд 2Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
протянешь руку за плетень –
И
Слайд 3«... И в саду каждой веткой росистой торжествующе пахнет сирень»
Всеволод Рождественский
П.П. Кончаловский
«Куст сирени»
1941 г.
Слайд 4П.П. Кончаловский часто повторял фразу великого французского художника Делакруа:
«Природа есть
только словарь, где ищут слова, но никто никогда не придавал словарю значения,
как сочинению в поэтическом смысле слова».
Слайд 5Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
Всеволод Рождественский
Слайд 6…в цветах есть всё, что существует в природе, только в более
утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».
П.П. Кончаловский
Слайд 7У древних греков есть такая легенда.
Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.
Слайд 8 Н. Ф. Золотицкий в книге «Цветы в легендах и
преданиях» пишет: «На Востоке, откуда и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда.
Это восприятие сирени передалось и западноевропейской культуре. В Англии жениху, с которым девушка не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени.
Слайд 9Легенда о происхождении белой и лиловой сирени.
Давным- давно, когда ещё не
было цветущих растений, богиня цветов и весны Флора вместе с богиней Иридой отправились будить солнце, чтобы скорее услышать пение птиц и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с ними спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи солнца с разноцветными лучами радуги и щедро разбрасывать их по земле. И там, куда падали лучи, распускались яркие цветы: жёлтые, оранжевые, красные, синие, голубые. Флора двигалась с юга на север. Солнце утомилось, да и у Ириды-радуги красок стало меньше. Вдруг заметила Флора, что остались у неё только лиловая и белая краски, и она этими капельками окрасила холодные северные земли. И в тех местах, где упали они, расцвели кисти лиловой и белой сирени.
Слайд 11Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.).
«Я пишу цветы, как музыкант
играет гаммы».
Слайд 12 За свою жизнь написал более тысячи произведений.
П.П.Кончаловский - художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт. Мастер очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат.
Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил более сорока своих полотен.
Слайд 13"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и
также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников: для того, чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица.»
Слайд 14Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или
розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это
натюрморт
Слайд 15Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Слайд 16Сирень в кошёлке на полу 1955 г.
Слайд 171923 год. Кончаловский Петр Петрович (Россия, 1876 - 1956) «Сирень»
Слайд 181955 год. Кончаловский Петр Петрович (Россия, 1876 - 1956)
«Сирень на
фоне ставни»
Слайд 191948 год. Кончаловский Петр Петрович (Россия, 1876 - 1956)
«Натюрморт. Сирень
в бадье на полу»
Слайд 20Сирень в корзине ("Героическая"). 1933. Х.М. 79x104. ГТГ, Москва.
Слайд 21Урок развития речи
Подготовка к сочинению-описанию
по картине П.П.Кончаловского
«Сирень в корзине»
Слайд 22Какой стиль мы будем использовать при
написании сочинения?
Художественный
Каким по типу речи
должно быть такое сочинение?
Рассказ описательного характера
Слайд 23Давайте выясним проблемы, с которыми мы сталкиваемся при написании сочинений
Слайд 24Проблема?
Почему?
Что делать?
Как?
Что получить?
(результат)
Слайд 26Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз,
вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Слайд 27Работаем с учебником:
Откройте страницу 43,
прочтите материал
упражнения 470
Репродукция картины с.169
Слайд 28Сегодня мы узнаем:
что такое натюрморт;
как описывать натюрморт,
а также научимся
строить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства
и прикоснемся к прекрасному
Слайд 29П.П.Кончаловский:
«В этом букете все живет, цветет и радуется»
Слайд 30Сумел ли автор показать, что сирень свежая, будто её только что
срезали и внесли в комнату?
Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета.
Какого цвета грозди сирени, которые автор разместил рядом с белой веткой?
Какого цвета сирень в нижней и верхней части букета?
Слайд 31Тщательно ли выписывает художник лепестки, цветочки, веточки сирени?
Какими прилагательными можно описать
сирень и одновременно выразить своё отношение к изображённому на картине?
Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, её любовь к ней?
Слайд 42План:
1. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.
2. Чудесный букет сирени:
Букет
Гроздья
Цветы
Листья
Аромат
Корзина
Фон
3. «В букете все живет, цветет и радуется».
Слайд 43Попробуйте доработать один из вариантов текста сочинения, вставляя на месте пропусков
прилагательные, которые вы использовали при заполнении таблицы
Слайд 44 На картине П.П.Кончаловского изображена ……. сирень. Посмотришь на
нее и остановишься …… .
Торжественно выглядит в середине букета …..ветка. А как нарядна рядом …..сирень, …. . Сверху веером склонились …. кисти …., … . Весь букет венком окружают ….. листья. Снизу они хорошо освещены, что кажутся …… .
Когда смотришь на эту ….. сирень, то как будто чувствуешь ее аромат. Кажется, что ….. запах наполняет всю комнату.
Художник изобразил эту …. сирень на ….. и ……. фоне. На нём хорошо выделяются …… цвета, которыми написана сирень.
Букет стоит в …… корзине из ……. прутьев. Они нежно обнимают гроздья сирени.
Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о …… солнышке, и становится радостно на душе. Хочется потрогать руками эти …… , …… как будто только что ……. гроздья сирени. «В этом букете все цветет, живет и радуется»,- писал сам П.П.Кончаловский. Да, такую ……. картину мог создать художник, который очень любит ……. природу.
Слайд 45 На картине П.П.Кончаловского изображена праздничная и яркая сирень. Посмотришь
на нее и остановишься пораженный.
Торжественно выглядит в середине букета высокая жемчужно-белая ветка. А как нарядна рядом нежно-розовая сирень, лиловая, фиолетовая. Сверху веером склонились тяжелые кисти, темно-красные, голубоватые, жемчужные, бледно-лиловые. Весь букет венком окружают изумрудные листья. Снизу они хорошо освещены, что кажутся золотистыми, салатовыми, нежно-зелеными
Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь ее аромат. Кажется, что чудесный, благоухающий запах наполняет всю комнату.
Художник изобразил эту великолепную сирень на темно-зеленом и коричневом фоне. На нём хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.
Букет стоит в плетеной корзине из ивовых прутьев. Они нежно обнимают гроздья сирени.
Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и становится радостно на душе. Хочется потрогать руками эти роскошные, свежие как будто только что срезанные гроздья сирени. «В этом букете все цветет, живет и радуется»,- писал сам П.П.Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать художник, который очень любит родную природу.
Слайд 46Чтобы избежать неоправданных повторов в сочинениях, подберем разные слова для обозначения
некоторых понятий:
художник – ;
сирень –;
рисует - .
Слайд 47 Чтобы избежать неоправданных повторов в сочинениях, подберем
разные слова для обозначения некоторых понятий:
художник – П.П. Кончаловский, мастер, живописец, он;
сирень – цветы, букет;
рисует - изображает, показывает.
Обратите внимание на трудные по правописанию слова: неяркий, ощущается, плетеная корзина, оттенки, лепестки.
Вспомните правила пунктуации при однородных членах, в сложном предложении (Например: Кончаловский любуется сиренью, ему нравятся эти цветы. Мы видим грозди лилового, сиреневого, фиолетового, бледно-розового цвета).
Слайд 48Вступление.
на картине
передо мной
удивительная картина
мастер натюрморта
радость жизни
много картин
любимые цветы
Заключение.
натюрморт
прекрасный букет
впечатление
становится тепло и
светло на душе
восторг
любовь к природе
«В этом букете все цветет, живет и радуется»
Слайд 49По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в
душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях.
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.
Е.Бекетова
1900 г. М. Врубель «Сирень»
Слайд 50В балете «Спящая красавица» танец феи Сирени – завораживает своим волшебством.
Слайд 51Оцените себя при помощи диагностической карты.
Слайд 53Домашнее задание:
Написать или закончить сочинение-описание по картине
П.П. Кончаловского
«Сирень в
корзине»
Задание для умников и умниц: опишите любое из представленных на уроке полотен П.П. Кончаловского.
Слайд 54Использованные ресурсы:
http://mp3ostrov.com/mp3/info/sergei-rahmaninov-nejnost_-1041211/
http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html
http://webstarco.narod.ru/ussr/konchalovsky.html
http://kykolnik.livejournal.com/651622.html
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой
Школьный этимологический словарь
русского языка Н.М.Шанского, Т.А.Боброва
http://images.yandex.ru/
http://realgallery.ru/copy/author/konchalovskiy__petr_petrovich/picture/1048197
http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100328_konchalovsky.html
http://www.liveinternet.ru/users/andre_art/post168345753/
http://kykolnik.livejournal.com/651622.html
Слайд 55Спасибо за внимание!
Желаем всем удачи!!!