Слайд 1МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
Мониторинг метапредметных умений и навыков, формируемых при работе с текстом
Слайд 2ТЕКСТ – это
самый благодатный материал для формирования и развития
мыслительной деятельности учеников, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Слайд 3Актуальность
Очень важно научить такому качеству чтения текста, которое обеспечивает понимание и
осмысление информации:
-выделять ключевые опорные слова;
-формулировать тему;
-определять идею(главную мысль текста;
-анализировать информацию;
-отделять факты от мнений;
-оценивать факты с т. зр. их соответствия морали, нравственным ценностям
Это интеллектуальные умения и навыки критического мышления.
«… мы лишаем учащихся самого важного компонента образования - мы не воспитываем в них способность мыслить, находить нужную информацию в текстах, упорядочивать ее и правильно истолковывать»
(Д. Халперн, Психология критического мышления.- СПб., 2004. – С. 19-20).
Слайд 4Противоречия, проблемы:
Низкий уровень читательской компетенции российских школьников: Россия на 27 месте
среди 32 стран.
Примерно 73,5% нечитающих детей.
Типы заданий в задачах PISA (работа с текстом):
нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде;
интерпретация текста;
рефлексия и оценка текста.
Слайд 5Проблемы сегодняшнего дня:
Обилие выпускаемых издательствами кратких содержаний текстов произведений, банков аргументов
для сочинения-рассуждения для ЕГЭ по русскому языку;
Интернет сегодня предлагает ВСЕ ГОТОВОЕ: сочинения, домашние задания, рефераты, всевозможные«решебники»,ответы ГИА, ЕГЭ.
Зачем думать, напрягаться, писать и решать, когда можно просто «скачать»?
Бороться с этим можно только одним способом –
формированием самостоятельного критического мышления, умений смыслового чтения посредством работы с текстом.
Слайд 6Метапредметные умения и навыки
развитие смыслового чтения, включая технику чтения, понимание текста
( извлечение его смысла и содержания - умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе работы с текстом.
Слайд 7
Диагностика компетенции чтения
Цель: мотивация учащихся к дальнейшему обучению
1.Для чего человеку необходимо
уметь осмысливать прочитанное?
-чтобы сдать экзамены и успешно поступить в вуз;
-это базовое общеучебное умение, оно необходимо и на других предметах;
-чтобы уметь самостоятельно добывать нужную информацию и использовать для достижения целей;
- ваш ответ
2.Всегда ли читаете одинаково? От чего это зависит?
- от цели, которая стоит перед читателем;
- от объема информации;
- ваш ответ
3.Какие цели могут стоять перед читателем?
- максимально точного и полного понимания содержащейся информации(изучающее чтение);
- понимания основной информации текста( ознакомительное чтение);
- получения представления о теме и вопросах. которые в нем
затрагиваются( просмотровое чтение);
-нахождения в тексте определенной информации (поисковое чтение);
-ваш ответ.
Слайд 8
Определение сформированности навыка смыслового чтения
Большинство ОУУН являются синтетическими. Например, навык смыслового
чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения; определения темы, идеи, проблем текста, анализ и сравнение материала, его отдельных частей; синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т. д.
Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен:
•содержать материал, знакомый учащимся;
•исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися;
•иметь несложную структуру.
Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического характера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов).
Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1, 2 балла).
Слайд 9Мониторинг метапредметных умений и навыков
(самооценка и взаимооценка)
Ученики САМИ оценивают свой
уровень овладения метапредметными умениями и навыками тремя критериями:
(0 - не умею, 1 - частично умею, 2 - хорошо умею);
Учитель тоже оценивает по этим критериям ученика;
Родители тоже оценивают по этим критериям ребенка ( на практике это проблематично!)
Слайд 10О чем текст? Прочитайте. Выделите ключевые слова, объединяя их в однотематическую
лексику. Сформулируйте тему.
Вот он, такой знакомый и родной Языковский парк. Но почему каждый раз, как только к нему приближаешься, так колотится сердце и волнуется кровь, будто впервые открываются взору древние аллеи с крючковатыми вязами, мягкими пихтами, вдыхается горьковато-кислый аромат мокрой хвои и опавших листьев.
Осень в Языково…Тишина и покой. Лишь шелест старины нарушает молчание парка. Падают, падают листья, словно звенья распавшейся цепи, и невозможно остановить бег времени, который обращает в ничто самое дорогое, что у нас есть,- этот парк и дом, поэзию и веру.
Но не зря падают листья, и Покров одевает изморозью зарю: время раздумий поворачивает нас лицом к истории, лицом к истокам. Суете нет места в этом саду, здесь мы можем спокойно поговорить о вечном.
(А Терешина. Статья из журнала «Мономах»)
Слайд 11СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8кл.(26 чел)
Слайд 12АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИСХОДНОГО УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 кл.
сент. 2015г.
1.Умеете ли Вы говорить свободно на любом уроке? (да,нет)
2.Умеете ли Вы составлять тезисы к устному выступлению или к докладу?(да, нет)
3.Делаете ли Вы какие-нибудь наброски, если хотите принять участие в обсуждении какого-то вопроса на уроке? (да, нет)или на собрании?(да,нет)
4.Пишете ли ВЫ полностью текст устного доклада?(да,нет)
5.Выступаете ли в этом случае свободно? (да,нет)
6. Или читаете подготовленный текст? (да,нет)
Слайд 13СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8кл (24чел)
Слайд 14Самодиагностика
Больше всего меня затруднило:
- составлять связный ответ
- подбирать аргументацию с опорой
на текст произведения
- создавать вступительное предложение текста
- в конце текста делать вывод
Я сомневаюсь и путаюсь:
- при осмыслении художественных образов
- при анализе лирических стихотворений
- при определении главной мысли небольшого стихотворения
Из средств художественной выразительности я затрудняюсь в определении:
- эпитетов
- метафор
- сравнений
- олицетворений
- добавьте сами ….
При создании ответа на сопоставление я затрудняюсь по причинам:
- не знаю параметров сопоставления
- не помню словесных клише для оформления ответа
- не понимаю цели ответа на сопоставления
- не умею выделять общее в произведениях
- не умею подбирать цитаты
Слайд 15Критерии оценки мыслительной деятельности на уроках
Два параметра:
1.Умение применять мыслительные операции:
анализ, синтез, абстракция, обобщение и др. 5-балльная система)
2.Выявление уровня восприятия художественного произведения
Слайд 16Выявление уровня восприятия художественного текста
Слайд 17Уровень восприятия худ.текста (анализ кл. сочинения по «Капитанской дочке» А.Пушкина)
Слайд 18Уровень восприятия худ.текста (анализ кл. сочинения по «Мцыри»М.Лермонтова)
Слайд 19Уровень восприятия худ.текста (анализ кл. сочинения по « Василию Теркину» А.Твардовского)
Слайд 20Зачем нужен мониторинг учителю?
Получение вывода о стабильности, прогрессе, регрессе каждого ученика;
исследование
продвижения как каждого обучающегося, так и класса;
анализ уровня процесса обучения;
принятие соответствующих мер коррекции в своей образовательной деятельности:
планирование, учет и пересмотр отдельных тем, разделов в рабочей программе,
анализ действенности применяемых технологий;
планирование содержания урока;
планирование индивидуальной работы с учащимися и т.д.
Слайд 21Тренинг:сверните предложение:
Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой
просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие-таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 млн. километров от загадочного Астероидного пояса, что время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли
Слайд 22Вариант ответа
Ежегодно миллионы метеоритов с Астероидного пояса в виде булыжников и
сплавов поражают поверхность Земли
Слайд 23Определите тему текста
Памятники истории и культуры дороги нам как свидетели нашего
прошлого. Они являются вехами исторического пути, пройденного предшествующими поколениями, и рассказывают о духовном величии и громадных творческих возможностях народа, о его трудовых и ратных подвигах, вселяют в нас чувство гордости за Отчизну.
Слайд 24Вариант ответа
Памятники истории и культуры дороги нам как свидетели нашего прошлого
Слайд 25Сократите предложение, оставив только главную мысль
Однако ученые предупреждают о гораздо большей
опасности, чем простое физическое поражение метеоритами людей и наземных объектов, поскольку посланцы вселенной, по их мнению, несут в себе неизвестные земной науке микроорганизмы, с которыми связывают возникновение диковинных бактерий.
Слайд 26Вариант ответа
Метеорит- источник заражения
Слайд 27
Тренинг: сверните предложения
Примерно 25 регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине
курения, в ведь многие из них смогли бы прожить на 10,15,а то и 20 лет дольше
Слайд 28Вариант ответа
Примерно 25 процентов курильщиков умрет.
Слайд 29Определите тему текста
Семейная труппа Геррерос –единственная, кто сегодня выполняет самый опасный
и сложный трюк в мире –пирамиду из семи канатоходцев. Четверо мужчин –Брайен, Кеппи, Уилсон и Вернер –по двое движутся в ее основании, не отрывая взгляда от металлического каната. Они держат на своих плечах тонкие перекладины. На них стоят Джахайда и Аура, поддерживающие в свою очередь еще одну перекладину, на которой, стоя на металлическом стуле, балансирует Дженни. От малейшей опасности конструкция в любой момент может рассыпаться, как карточный домик, но, вопреки, казалось бы, всему медленно движется на высоте трехэтажного дома по канату толщиной с мизинец.
Слайд 30Вариант ответа
Самый опасный и сложный трюк в мире-пирамиду из семи человек-
выполняет семья Геррерос.
Материал для тренинга взят из книги С.Ю.Михайловой, Р.М.Нефедовой «Учимся писать конспекты, рефераты, изложения» - Москва.Юнвес,1998