Слайд 1ГБОУ ООШ д.Баландаево м.р. Шенталинский Самарской области
Открытый урок в 5 классе
по теме «Простые и сложные предложения (повторение)».
Учитель русского языка и литературы
Павлова Марина Николаевна
2013-2014
Слайд 2Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня
в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж очень важный
Слайд 31. Название главного члена предложения который обозначает действие , состояние, признак
предмета, отвечает на вопрос ы: «что делать?», «что сделать?», «каков предмет?», «что такое предмет?», может быть выращен глаголом, прилагательным, существительным, подчеркивается двумя чертами.
2. Часто встречающийся союз который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложного.
3. Название вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно.
4. Название знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже.
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного перед ним всегда ставится запятая.
6. Название знака препинания , который ставится в предложениях выделяя прямую речь .
7. Название синтаксической единицы состоящей из двух и более слов связанных между собой по смыслу и грамматически.
8. Название падежа на вопросы которого отвечает подлежащее.
9. Название части речи при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного.
Слайд 4Ответы:
1. Сказуемое.
2. И.
3. Невосклицательное.
4. Тире.
5. А.
6. Кавычки.
7.
Словосочетание.
8. Именительный.
9. Союз.
Слайд 7-Что такое синтаксис?
- Назовите единицы синтаксиса?
- Что такое пунктуация?
- Назовите
знаки препинания?
- Для чего нужны знаки препинания?
- Какими частями речи выражается главные и второстепенные члены предложения?
Слайд 8Физминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их
развернем
И к себе скорее прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Слайд 9Под ольхой в тени ветвей
Серый еж созвал гостей.
Усадил их
всех на кочку
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки
И попрятались в кусточки.
Слайд 10Расставьте знаки препинания чтобы, можно было прочитать предложения, составленные Незнайкой. Объясните
их постановку.
1.Березки осинки клены все деревья поменяли свои наряды.
2.Красиво цветут сады а земля усыпана лепестками яблонь.
3.Всю ночь зима вязала кружевные узоры чтобы принарядилась земля.
Слайд 111.Березки, осинки, клены - все деревья поменяли свои наряды.
2.Красиво цветут сады,
а земля усыпана лепестками яблонь.
3.Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядилась земля.
Слайд 12Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
О каких членах данного предложения
идет речь?
1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?.
2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого-глагола, отвечает на вопрос где?, выражена существительным с предлогом.
3. Зависит от сказуемого-глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как? , выражено наречием.
Слайд 13 1. Определение разноцветные.
2. Обстоятельство на осинке.
3. Обстоятельство бесшумно.
Слайд 141. Из предложения С тихим шорохом по саду пробежал по саду
ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе.
2. Из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее.
3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.
4. Из предложения Над городом пролетал быстрокрылый самолет взять обстоятельство с другим предлогом.
Слайд 15Ключ к ответу:
Тихая ночь опустилась на город.
Слайд 16Определите простыми или сложными являются предложения.
1. Книга – лучший товарищ.
2. Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
3. Прошла гроза и выглянуло солнышко .
Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
Слайд 17Какие разделы русского языка мы сегодня повторяли?
Слайд 18
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас
появлялись в процессе работы? Вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?