Слайд 1
Мотив одиночества в
стихотворениях М.Ю. Лермонтова
«Листок», «Утес».
«
И скучно, и грустно, и некому
руку подать в минуты
душевной невзгоды…»
М.Ю.Лермонтов
Слайд 2Из произведений поэта
1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
(“На севере диком)
2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)
3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)
4. Выхожу один я на дорогу…
5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)
6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)
Слайд 3Один - чувство, которое испытывает человек, ощущая себя лишним среди других людей;
Одинок - когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.
Одинокий- отделённый от других, себе подобных
Одиночество - состояние одинокого человека
Слайд 4Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии
Анализ стихотворения «Листок»
«Дубовый листок оторвался
от ветки родимой и в степь
укатился жестокою бурей
гонимый…»
Слайд 6История листка: "оторвался", "укатился", "засох", "увял", "докатился", "прижался", "молит" .
Какие мотивы
прослеживаются в "биографии" листка?
(Потеря семьи, одиночество, страдание, горе, печаль, нет цели)
Слайд 7Какой художественный приём использует поэт, сравнивая два образа?
Листок-холод, а
чинара- тепло
«отчизна суровая» и Чёрное море
Он засох, она свежа
Он пылен она чиста
Он странник она имеет пристанище
Он одинок она любима
Слайд 8
Что общего в судьбе Листка и самого поэта?
«До срока созрел
я и вырос в Отчизне суровой…»
Слайд 9Образ оторванного листка, гонимого бурей, был для М.Ю. Лермонтова символом судьбы
политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества.
Слайд 10Вывод
Для чего Лермонтов создал этот образ? Какова художественная идея этого стихотворения?
(Это
стихотворение-размышление о судьбе человека одинокого, неуспокоенного, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего.)
Слайд 11Прочитаем еще одно стихотворение
УТЕС
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит. Задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 12О чем это стихотворение?
Назовите двух героев.
Речь идет только
о природных
явлениях?
Слайд 13Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации к
образам стихотворения
ТУЧКА
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
Тучка (уменьш. суффикс)
Золотая (эпитет)
Умчалась (олицетворение)
Весело (эпитет)
Играя (олицетворение)
По лазури (метафора)
Ассоциации
лёгкая, подвижная,
легкомысленная, светлая
молодость, беззаботность
солнце, чистое небо,
радость бытия и т.д
Слайд 14УТЕС
Лексическая цепочка с указанием выразительных средств
утёс-великан (эпитет)
влажный след (эпитет)
морщина (олицетв.)
старый (эпитет)
одиноко
(эпитет)
задумался (олицетв.)
плачет (олицетв.)
Ассоциации
тяжёлый, тёмный,
неподвижный
несчастный
старость, разлука
одиночество
слезы
Слайд 15Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.
это ощущение намеренно создаётся
автором с помощью определённых изобразительных средств (главным образом, эпитетов).
светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба.
Слайд 16"Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация
поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
Слайд 17Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций
не вызывает.
Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха.
Слайд 18"Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался
"старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага…", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".
Слайд 19
В чем же главный смысл стихотворения
Какие слова вызывают ассоциацию полного, безнадёжного
одиночества?
Почему "тихонько"?
Слайд 20А как мы теперь относимся к "тучке"?
Всё так же любуемся
ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?
А какие чувства испытываем к утесу?
Вывод: Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения
Слайд 22Домашнее задание:
1. Подготовить наизусть одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова, прозвучавших
на уроке
2.Подготовить иллюстрацию к любому изученному стихотворению М.Ю.Лермонтова, подписать строчками из стихотворения
3.Творческое задание. Напишите сочинение- миниатюру «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»
Слайд 23Мотив одиночества воплощен в стихотворениях с помощью приема олицетворения:
мысли о человеке,
его чувствах скрыты за образами природных явлений