Презентация, доклад к открытому уроку по теме Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова

Содержание

Из произведений поэта1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком)2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. (“Парус”)3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко.

Слайд 1 Мотив одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес».
«

И скучно, и грустно, и некому

руку подать в минуты

душевной невзгоды…»
М.Ю.Лермонтов
Мотив одиночества в  стихотворениях М.Ю. Лермонтова  «Листок», «Утес».     « И

Слайд 2Из произведений поэта
1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.

(“На севере диком)
2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. (“Парус”)
3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)
4. Выхожу один я на дорогу…
5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)
6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

Из произведений поэта1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком)2. Белеет парус

Слайд 3Один    -     чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей;


Одинок   -  когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.
Одинокий- отделённый от других, себе подобных    
Одиночество - состояние одинокого человека   


Один    -     чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей; Одинок   -  когда рядом нет тех, с

Слайд 4Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии

Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии

Слайд 5

Анализ стихотворения «Листок»


«Дубовый листок оторвался

от ветки родимой и в степь

укатился жестокою бурей

гонимый…»
Анализ стихотворения «Листок»

Слайд 6История листка: "оторвался", "укатился", "засох", "увял", "докатился", "прижался", "молит" .
Какие мотивы

прослеживаются в "биографии" листка?
(Потеря семьи, одиночество, страдание, горе, печаль, нет цели)

История листка:

Слайд 7Какой художественный приём использует поэт, сравнивая два образа?

Листок-холод, а

чинара- тепло
«отчизна суровая» и Чёрное море
Он засох, она свежа
Он пылен она чиста
Он странник она имеет пристанище
Он одинок она любима

Какой художественный приём использует поэт, сравнивая два образа?Листок-холод, а        чинара-

Слайд 8
Что общего в судьбе Листка и самого поэта?

«До срока созрел

я и вырос в Отчизне суровой…»
Что общего в судьбе Листка и самого поэта?«До срока созрел я и вырос в Отчизне суровой…»

Слайд 9Образ оторванного листка, гонимого бурей, был для М.Ю. Лермонтова символом судьбы

политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества.
Образ оторванного листка, гонимого бурей, был для М.Ю. Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о

Слайд 10Вывод
Для чего Лермонтов создал этот образ? Какова художественная идея этого стихотворения?
(Это

стихотворение-размышление о судьбе человека одинокого, неуспокоенного, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего.)

ВыводДля чего Лермонтов создал этот образ? Какова художественная идея этого стихотворения?(Это стихотворение-размышление о судьбе человека одинокого, неуспокоенного,

Слайд 11Прочитаем еще одно стихотворение

УТЕС
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
Прочитаем еще одно стихотворение

Слайд 12О чем это стихотворение?

Назовите двух героев.

Речь идет только
о природных

явлениях?

О чем это стихотворение?Назовите двух героев.Речь идет только  о природных явлениях?

Слайд 13Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации к

образам стихотворения ТУЧКА

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
Тучка (уменьш. суффикс)
Золотая (эпитет)
Умчалась (олицетворение)
Весело (эпитет)
Играя (олицетворение)
По лазури (метафора)


Ассоциации
лёгкая, подвижная, легкомысленная, светлая
молодость, беззаботность
солнце, чистое небо, радость бытия и т.д

Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации к образам стихотворения ТУЧКАЛексическая цепочка с указанием

Слайд 14УТЕС
Лексическая цепочка с указанием выразительных средств

утёс-великан (эпитет)
влажный след (эпитет)
морщина (олицетв.)
старый (эпитет)
одиноко

(эпитет)
задумался (олицетв.)
плачет (олицетв.)


Ассоциации

тяжёлый, тёмный, неподвижный
несчастный

старость, разлука

одиночество

слезы



УТЕСЛексическая цепочка с указанием выразительных средствутёс-великан (эпитет)влажный след (эпитет)морщина (олицетв.) старый (эпитет) одиноко (эпитет)задумался (олицетв.) плачет (олицетв.)

Слайд 15Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.
это ощущение намеренно создаётся

автором с помощью определённых изобразительных средств (главным образом, эпитетов).
светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба.
Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств

Слайд 16"Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация

поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".


Слайд 17Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций

не вызывает.

Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха.
Образ

Слайд 18"Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался

"старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага…", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".

Слайд 19

В чем же главный смысл стихотворения

Какие слова вызывают ассоциацию полного, безнадёжного

одиночества?

Почему "тихонько"?

В чем же главный смысл стихотворенияКакие слова вызывают ассоциацию полного, безнадёжного одиночества? Почему

Слайд 20А как мы теперь относимся к "тучке"?
Всё так же любуемся

ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?
А какие чувства испытываем к утесу?

Вывод: Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения
А как мы теперь относимся к

Слайд 22Домашнее задание:

1. Подготовить наизусть одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова, прозвучавших

на уроке

2.Подготовить иллюстрацию к любому изученному стихотворению М.Ю.Лермонтова, подписать строчками из стихотворения

3.Творческое задание. Напишите сочинение- миниатюру «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»
Домашнее задание:1. Подготовить наизусть одно из стихотворений  М.Ю. Лермонтова, прозвучавших на уроке 2.Подготовить иллюстрацию к любому

Слайд 23Мотив одиночества воплощен в стихотворениях с помощью приема олицетворения:
мысли о человеке,

его чувствах скрыты за образами природных явлений
Мотив одиночества воплощен в стихотворениях с помощью приема олицетворения:мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть