Презентация, доклад на тему Романтизм как направление в русской литературе

Содержание

Романтизм

Слайд 1Романтизм
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лингвистическая

гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика
РомантизмАвтор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул

Слайд 2Романтизм

Романтизм

Слайд 3Романтизм
Постепенно европейская культура накапливала энергию сопротивления чересчур рациональным, «правильным» представлениям о

мире и месте человека в нем, которая привела к культурному взрыву
РомантизмПостепенно европейская культура накапливала энергию сопротивления чересчур рациональным, «правильным» представлениям о мире и месте человека в нем,

Слайд 4Романтизм – особый вид мировоззрения и художественное направление. Романтизм возник как

реакция на рационализм и ни на чем не основанный оптимизм классицизма. (В основе – разочарование в идеях просвещения).

Романтизм

Романтизм – особый вид мировоззрения и художественное направление. Романтизм возник как реакция на рационализм и ни на

Слайд 5Романтизм
Название нового течения происходило от фр. romantique – нечто таинственное, странное,

нереальное, возвышенные чувства, что как правило, описывалось в романах, написанных не на древней латыни, а на одном из новоевропейских языков.
РомантизмНазвание нового течения происходило от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное, возвышенные чувства, что как правило,

Слайд 6Именно жанр романа был не признан и не освоен классицистами, выбивался

из всех рамок. Новое искусство бесстрашно нарушило все запреты и позволило художнику запечатлеть свободный порыв человеческого духа.

Свободный порыв духа

Именно жанр романа был не признан и не освоен классицистами, выбивался из всех рамок. Новое искусство бесстрашно

Слайд 7Основные свойства романтизма
1) доминанта субъективного над объективным
2) стремление не воссоздавать, а

пересоздавать действительность
3) выдвижение на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах)
Основные свойства романтизма1) доминанта субъективного над объективным2) стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность3) выдвижение на первый план

Слайд 8В основе эстетики:
Отказ от подражания природе.
Провозглашение творческой активности художника и права

на преображение реальности.
Защита творческой свободы автора.
Произведение искусства – живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны.

В основе эстетики:Отказ от подражания природе.Провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности.Защита творческой свободы автора.Произведение

Слайд 9Иенская школа
В конце XVIII в. в университетском городке Иена в Германии

сложился дружеский литературно-философский кружок. В него вошли Людвиг Тик, Фридрих Шеллинг, Август и Фридрих Шлегели.
Иенская школаВ конце XVIII в. в университетском городке Иена в Германии сложился дружеский литературно-философский кружок. В него

Слайд 10«Озерная школа»
Одновременно в Англии возникла другая ветвь романтизма – «озерная школа»

(Уильям Вордсворт, Самюэл Колридж, Роберт Саути). Они предпочитали жить не в шумных городах, а в живописном краю озер.
«Озерная школа»Одновременно в Англии возникла другая ветвь романтизма – «озерная школа» (Уильям Вордсворт, Самюэл Колридж, Роберт Саути).

Слайд 11Гейдельбергские романтики
В начале XIXв. в еще одном немецком городке Гейдельберге возник

кружок (Клеменс Брентано, Людвиг Арним, братья Гримм), резко споривший с иенцами, которых считали мечтателями, не понимавшими трагичного положения художника.
Гейдельбергские романтикиВ начале XIXв. в еще одном немецком городке Гейдельберге возник кружок (Клеменс Брентано, Людвиг Арним, братья

Слайд 12Разрыв между идеалом и
реальностью
Разрыв между высоким идеалом и низменной реальностью

преодолеть невозможно, только ирония, насмешка над собой и миром способна освободит художника от страшного противоречия
Разрыв между идеалом и реальностьюРазрыв между высоким идеалом и низменной реальностью преодолеть невозможно, только ирония, насмешка над

Слайд 13Свободный полет воображения
Кроме иронии на помощь художнику приходит фантазия, неиссякаемым источником

которой служил для гейдельбергцев немецкий фольклор.
Свободный полет воображенияКроме иронии на помощь художнику приходит фантазия, неиссякаемым источником которой служил для гейдельбергцев немецкий фольклор.

Слайд 14Дух нации
Классицизм опирался на опыт прекрасной гармоничной античности, единой культурной прародины

всех европейцев. Романтики же утверждали: у всякого народа своя собственная культурная история, в которой выражает себя дух нации.
Дух нацииКлассицизм опирался на опыт прекрасной гармоничной античности, единой культурной прародины всех европейцев. Романтики же утверждали: у

Слайд 15Вершины романтизма
Своих вершин романтизм достиг в первой трети XIX в. в

творчестве немца Эрнста Теодора Амадея Гофмана, англичанина Джорджа Байрона, француза Виктора Гюго. К той же поре относятся и успехи русского романтизма, развивавшегося в тесном соприкосновении с западным
Вершины романтизмаСвоих вершин романтизм достиг в первой трети XIX в. в творчестве немца Эрнста Теодора Амадея Гофмана,

Слайд 16Русский предромантизм
Родоначальником русского романтизма считается В.А.Жуковский, но характерная для него поэзия

«чувства и сердечного воображения» была близка сентиментализму. В истории романтизма Жуковский считается предтечей, а его метод определяют как предромантизм.
Русский предромантизмРодоначальником русского романтизма считается В.А.Жуковский, но характерная для него поэзия «чувства и сердечного воображения» была близка

Слайд 17Истоки русского романтизма
Влияние немецкого
Романтизма

-мистицизм

-интерес к философским аспектам бытия

-противопоставление
«дневного» и

«ночного» мира

Влияние английского и французского
романтизма
-богоборческие мотивы
-разлад личности и общества
-проблематика «сильной личности» и «естественного человека»
-экзотика сюжета и места действия

Истоки русского романтизмаВлияние немецкого Романтизма-мистицизм-интерес к философским аспектам бытия-противопоставление «дневного» и «ночного» мираВлияние английского и французскогоромантизма-богоборческие мотивы-разлад

Слайд 18Истоки русского романтизма
В.А.Жуковский
К.Н.Батюшков
П.А.Вяземский
Е.А.Боратынский
А.И.Одоевский
-медитативность лирики
-созерцательность и углубленность в «вечные» вопросы
-интерес к проявлению

потусторонних сил

Молодой А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
К.Ф.Рылеев
-пафос вольнолюбия
-мотив разлада сильной личности с обществом
-экзотизм сюжетов
-немотивированность действий героя, его «неизменяемость»

Истоки русского романтизмаВ.А.ЖуковскийК.Н.БатюшковП.А.ВяземскийЕ.А.БоратынскийА.И.Одоевский-медитативность лирики-созерцательность и углубленность в «вечные» вопросы-интерес к проявлению потусторонних силМолодой А.С.ПушкинМ.Ю.ЛермонтовК.Ф.Рылеев-пафос вольнолюбия-мотив разлада сильной

Слайд 19Пароль века
Подлинный романтизм начинается с протеста, вызова, бунта, борьбы с предшествующим

искусством. Слово «романтизм» превратилось в России в боевой клич, пароль молодых литераторов. В спорах о классическом и романтическом искусстве проходит первая четверть XIXв.
Пароль векаПодлинный романтизм начинается с протеста, вызова, бунта, борьбы с предшествующим искусством. Слово «романтизм» превратилось в России

Слайд 20Наследник сентиментализма
Романтизм наследует от предшествующей эпохи интерес к внутренней жизни человека,

но романтики интенсифицируют и гиперболизируют открытия сентименталистов. Романтизм понял Индивидуальное как Необычное, Экзотическое, Таинственное
Наследник сентиментализмаРомантизм наследует от предшествующей эпохи интерес к внутренней жизни человека, но романтики интенсифицируют и гиперболизируют открытия

Слайд 21Фабула
Фабула романтических произведений строится на таинственных, исключительных событиях.

ФабулаФабула романтических произведений строится на таинственных, исключительных событиях.

Слайд 22Романтический герой
Частный человек сменяется в творчестве романтиков человеком исключительным, странным. Жизнь

души усложняется, приобретая широкий диапазон и особый размах. Герой – противоречивая, мятежная личность, близкая автору по характеру, отношению к миру, его alter ego
Романтический геройЧастный человек сменяется в творчестве романтиков человеком исключительным, странным. Жизнь души усложняется, приобретая широкий диапазон и

Слайд 23Границы между добром и злом
Романтики исследуют нравственные границы между добром и

злом, изображая героев, преступающих обычные нормы: бродяг, разбойников, мятежников. Естественным становится неприятие не просто быта, но и мира вообще, стремление куда-то вдаль.
Границы между добром и зломРомантики исследуют нравственные границы между добром и злом, изображая героев, преступающих обычные нормы:

Слайд 24Романтический хронотоп
Обычным становится мотив бегства и описание экзотических хронотопов (замок, лес

и т.д.). Священным местом русских романтиков становится Юг, далекие Кавказ и Крым.
Романтический хронотопОбычным становится мотив бегства и описание экзотических хронотопов (замок, лес и т.д.). Священным местом русских романтиков

Слайд 25Жанры романтизма
Романтики продолжают разрабатывать элегию и послание, кроме того, появляются лиро-эпическая

поэма, фантастическая повесть и роман (исторический и психологический)
Жанры романтизмаРомантики продолжают разрабатывать элегию и послание, кроме того, появляются лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть и роман (исторический

Слайд 26Романтическая трагедия
Классическая трагедия изображала конфликт чувства и долга, общественные страсти; романтизм

изображает внутренние противоречия личности: любовь, предательство, разочарование.
Романтическая трагедияКлассическая трагедия изображала конфликт чувства и долга, общественные страсти; романтизм изображает внутренние противоречия личности: любовь, предательство,

Слайд 27Интерес к истории
Внимание к необычной современности дополняется интересом к истории. Именно

романтики открывают историзм как особый способ исследования и изображения человека и мира в его изменениях, динамике.
Интерес к историиВнимание к необычной современности дополняется интересом к истории. Именно романтики открывают историзм как особый способ

Слайд 28Круг русских
романтиков
В круг русских романтиков входят очень разные художники: эпикуреец

и воин К.Н.Батюшков, поэт-философ Е.А.Боратынский, декабристы: поэт К.Ф.Рылеев и прозаик А.А.Бестужев-Марлинский
Круг русских романтиковВ круг русских романтиков входят очень разные художники: эпикуреец и воин К.Н.Батюшков, поэт-философ Е.А.Боратынский, декабристы:

Слайд 29Главные фигуры русского романтизма
Главными фигурами русского романтизма стали писатели, для которых

этот метод был лишь ранним этапом в их творчестве: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.
Главные фигуры русского романтизмаГлавными фигурами русского романтизма стали писатели, для которых этот метод был лишь ранним этапом

Слайд 30Вершины русского романтизма
Вершинами русского романтизма являются ранняя лирика Пушкина и «южные

поэмы», ранняя лирика Лермонтова и его поэмы «Мцыри» и «Демон», гоголевские «Вечера на хуторе…» и «Вий» из сборника «Миргород».
Вершины русского романтизмаВершинами русского романтизма являются ранняя лирика Пушкина и «южные поэмы», ранняя лирика Лермонтова и его

Слайд 31Особенности русского романтизма:
Доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы
Усиленно-социальное звучание общеромантических мотивов
Активное развитие

лирики.
Особенности русского романтизма:Доминирующий пафос вольнолюбия и борьбыУсиленно-социальное звучание общеромантических мотивовАктивное развитие лирики.

Слайд 32Романтизм поэтов-декабристов
К.Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, А. И.

Одоевский
-социальная заостренность конфликта
-критическое отношение к мистицизму и мечтательности
-интерес к истории- исторический сюжет заменяет экзотический
-пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально-конкретизированным)
Романтизм поэтов-декабристовК.Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский-социальная заостренность конфликта-критическое отношение к мистицизму

Слайд 33Романтизм как полоса
Романтизм оказался полем, полосой, через которую прошла вся русская

литература первой четверти XIX века, чтобы двинуться дальше, к изображению и осмыслению не только дальнего, но и близкого мира:
Романтизм как полосаРомантизм оказался полем, полосой, через которую прошла вся русская литература первой четверти XIX века, чтобы

Слайд 34От романтизма
к реализму
-деревенского поместья («Старосветские помещики»)
-столичной квартиры в центре («Невский

проспект»)
-домика на окраине («Домик в Коломне»)
-Кавказа, изображенного не с экзотической точки зрения.
От романтизма к реализму-деревенского поместья («Старосветские помещики»)-столичной квартиры в центре («Невский проспект»)-домика на окраине («Домик в Коломне»)-Кавказа,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть