Слайд 1Романтизм
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лингвистическая
гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика
Слайд 3Романтизм
Постепенно европейская культура накапливала энергию сопротивления чересчур рациональным, «правильным» представлениям о
мире и месте человека в нем, которая привела к культурному взрыву
Слайд 4Романтизм – особый вид мировоззрения и художественное направление. Романтизм возник как
реакция на рационализм и ни на чем не основанный оптимизм классицизма. (В основе – разочарование в идеях просвещения).
Романтизм
Слайд 5Романтизм
Название нового течения происходило от фр. romantique – нечто таинственное, странное,
нереальное, возвышенные чувства, что как правило, описывалось в романах, написанных не на древней латыни, а на одном из новоевропейских языков.
Слайд 6Именно жанр романа был не признан и не освоен классицистами, выбивался
из всех рамок. Новое искусство бесстрашно нарушило все запреты и позволило художнику запечатлеть свободный порыв человеческого духа.
Свободный порыв духа
Слайд 7Основные свойства романтизма
1) доминанта субъективного над объективным
2) стремление не воссоздавать, а
пересоздавать действительность
3) выдвижение на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах)
Слайд 8В основе эстетики:
Отказ от подражания природе.
Провозглашение творческой активности художника и права
на преображение реальности.
Защита творческой свободы автора.
Произведение искусства – живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны.
Слайд 9Иенская школа
В конце XVIII в. в университетском городке Иена в Германии
сложился дружеский литературно-философский кружок. В него вошли Людвиг Тик, Фридрих Шеллинг, Август и Фридрих Шлегели.
Слайд 10«Озерная школа»
Одновременно в Англии возникла другая ветвь романтизма – «озерная школа»
(Уильям Вордсворт, Самюэл Колридж, Роберт Саути). Они предпочитали жить не в шумных городах, а в живописном краю озер.
Слайд 11Гейдельбергские романтики
В начале XIXв. в еще одном немецком городке Гейдельберге возник
кружок (Клеменс Брентано, Людвиг Арним, братья Гримм), резко споривший с иенцами, которых считали мечтателями, не понимавшими трагичного положения художника.
Слайд 12Разрыв между идеалом и
реальностью
Разрыв между высоким идеалом и низменной реальностью
преодолеть невозможно, только ирония, насмешка над собой и миром способна освободит художника от страшного противоречия
Слайд 13Свободный полет воображения
Кроме иронии на помощь художнику приходит фантазия, неиссякаемым источником
которой служил для гейдельбергцев немецкий фольклор.
Слайд 14Дух нации
Классицизм опирался на опыт прекрасной гармоничной античности, единой культурной прародины
всех европейцев. Романтики же утверждали: у всякого народа своя собственная культурная история, в которой выражает себя дух нации.
Слайд 15Вершины романтизма
Своих вершин романтизм достиг в первой трети XIX в. в
творчестве немца Эрнста Теодора Амадея Гофмана, англичанина Джорджа Байрона, француза Виктора Гюго. К той же поре относятся и успехи русского романтизма, развивавшегося в тесном соприкосновении с западным
Слайд 16Русский предромантизм
Родоначальником русского романтизма считается В.А.Жуковский, но характерная для него поэзия
«чувства и сердечного воображения» была близка сентиментализму. В истории романтизма Жуковский считается предтечей, а его метод определяют как предромантизм.
Слайд 17Истоки русского романтизма
Влияние немецкого
Романтизма
-мистицизм
-интерес к философским аспектам бытия
-противопоставление
«дневного» и
«ночного» мира
Влияние английского и французского
романтизма
-богоборческие мотивы
-разлад личности и общества
-проблематика «сильной личности» и «естественного человека»
-экзотика сюжета и места действия
Слайд 18Истоки русского романтизма
В.А.Жуковский
К.Н.Батюшков
П.А.Вяземский
Е.А.Боратынский
А.И.Одоевский
-медитативность лирики
-созерцательность и углубленность в «вечные» вопросы
-интерес к проявлению
потусторонних сил
Молодой А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
К.Ф.Рылеев
-пафос вольнолюбия
-мотив разлада сильной личности с обществом
-экзотизм сюжетов
-немотивированность действий героя, его «неизменяемость»
Слайд 19Пароль века
Подлинный романтизм начинается с протеста, вызова, бунта, борьбы с предшествующим
искусством. Слово «романтизм» превратилось в России в боевой клич, пароль молодых литераторов. В спорах о классическом и романтическом искусстве проходит первая четверть XIXв.
Слайд 20Наследник сентиментализма
Романтизм наследует от предшествующей эпохи интерес к внутренней жизни человека,
но романтики интенсифицируют и гиперболизируют открытия сентименталистов. Романтизм понял Индивидуальное как Необычное, Экзотическое, Таинственное
Слайд 21Фабула
Фабула романтических произведений строится на таинственных, исключительных событиях.
Слайд 22Романтический герой
Частный человек сменяется в творчестве романтиков человеком исключительным, странным. Жизнь
души усложняется, приобретая широкий диапазон и особый размах. Герой – противоречивая, мятежная личность, близкая автору по характеру, отношению к миру, его alter ego
Слайд 23Границы между добром и злом
Романтики исследуют нравственные границы между добром и
злом, изображая героев, преступающих обычные нормы: бродяг, разбойников, мятежников. Естественным становится неприятие не просто быта, но и мира вообще, стремление куда-то вдаль.
Слайд 24Романтический хронотоп
Обычным становится мотив бегства и описание экзотических хронотопов (замок, лес
и т.д.). Священным местом русских романтиков становится Юг, далекие Кавказ и Крым.
Слайд 25Жанры романтизма
Романтики продолжают разрабатывать элегию и послание, кроме того, появляются лиро-эпическая
поэма, фантастическая повесть и роман (исторический и психологический)
Слайд 26Романтическая трагедия
Классическая трагедия изображала конфликт чувства и долга, общественные страсти; романтизм
изображает внутренние противоречия личности: любовь, предательство, разочарование.
Слайд 27Интерес к истории
Внимание к необычной современности дополняется интересом к истории. Именно
романтики открывают историзм как особый способ исследования и изображения человека и мира в его изменениях, динамике.
Слайд 28Круг русских
романтиков
В круг русских романтиков входят очень разные художники: эпикуреец
и воин К.Н.Батюшков, поэт-философ Е.А.Боратынский, декабристы: поэт К.Ф.Рылеев и прозаик А.А.Бестужев-Марлинский
Слайд 29Главные фигуры русского романтизма
Главными фигурами русского романтизма стали писатели, для которых
этот метод был лишь ранним этапом в их творчестве: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.
Слайд 30Вершины русского романтизма
Вершинами русского романтизма являются ранняя лирика Пушкина и «южные
поэмы», ранняя лирика Лермонтова и его поэмы «Мцыри» и «Демон», гоголевские «Вечера на хуторе…» и «Вий» из сборника «Миргород».
Слайд 31Особенности русского романтизма:
Доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы
Усиленно-социальное звучание общеромантических мотивов
Активное развитие
лирики.
Слайд 32Романтизм поэтов-декабристов
К.Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, А. И.
Одоевский
-социальная заостренность конфликта
-критическое отношение к мистицизму и мечтательности
-интерес к истории- исторический сюжет заменяет экзотический
-пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально-конкретизированным)
Слайд 33Романтизм как полоса
Романтизм оказался полем, полосой, через которую прошла вся русская
литература первой четверти XIX века, чтобы двинуться дальше, к изображению и осмыслению не только дальнего, но и близкого мира:
Слайд 34От романтизма
к реализму
-деревенского поместья («Старосветские помещики»)
-столичной квартиры в центре («Невский
проспект»)
-домика на окраине («Домик в Коломне»)
-Кавказа, изображенного не с экзотической точки зрения.