Слайд 1
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИМИРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УЧИТЕЛЬ РКССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КЕНДЕНОВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА
Слайд 3МЕТАУМЕНИЯ
Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
Навыки переработки информации (анализ,
синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)
Качества мышления (гибкость, антиконфоризм (неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов), диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
Слайд 4Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций,
заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.
Слайд 5ИНОВАЦИОННОСТЬ МЕТОДОВ
УЧАЩИЙСЯ САМ КОНСТРУИРУЕТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
САМ ОТСЛЕЖИВАЕТ НАПРАВЛЕНИЯ СВОЕГО РАЗВИТИЯ
САМ
ОПРЕДЕЛЯЕТ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Слайд 6В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1.Стадия вызова
2.Осмысление
3.Рефлексия
Слайд 7СТАДИЯ ВЫЗОВА
Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация
каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.
Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности:
1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме.
2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.
3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы.
Функции:
-Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);
-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);
-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Слайд 8Прием №1 «Что я знаю»
1)Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать
на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
Слайд 9Прием №2 «Свободное письмо»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать
на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);
3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Слайд 10Прием №3 «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
-
О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Слайд 11Прием №4 «Верно- неверно»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения
по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.
Тема «Местоимение»
Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
В предложении местоимения бывают только подлежащим.
В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
Местоимения изменяются по падежам и числам.
В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
Слайд 12Приём №6 «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины
(последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка
Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.
Слайд 13СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на
отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.
Значение смысловой стадии.
1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова;
2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным;
3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.
Функции:
-Информационная (получение новой информации);
-Систематизационная (классификация, ранжирование информации).
Слайд 14Приём №1 «Пометки на полях» (Инсерт).
Учащиеся работают с текстом и делают
пометки на полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Слайд 15Приём №2 «Взаимоопрос»
Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом
задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.
Слайд 16Приём №3 «Взаимообучение»
В группах по очереди ученики играют роль учителя:
Суммируют
содержание абзаца;
Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
Разъясняют, что непонятно;
Дают задания для чтения следующего абзаца.
(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)
Слайд 17СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учащихся
к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.
Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.
Функции:
-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
-Информационная (приобретение новых знаний);
-Оценочная (выработка собственной позиции).
Слайд 18Приём №1 «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала
в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Слайд 19При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн
-Фразеологизм
-Емкое, меткое
-Уточняет,
обогащает, развивает
-Это перлы, самородки и самоцветы языка
-Фраза.
При повторении темы «Морфология» на стадии рефлексии составляем синквейн
-Морфология
-Многословная, велика
-Изучать, понимать, разбирать части речи
-Как велик и разнообразен русский язык
-Мощь и сила
Слайд 20Приём №2 «Диаграммы сравнения»
Цель:
-развитие умения сравнивать и обобщать
Учитель
группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.
Пример.
Правописание слов с разделительными Ъ и Ь . Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.
Слайд 21Приём №3 «Самоанализ»
Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я
работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / неинтересным
Слайд 22Прием №4 «Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему не более 5
минут) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.
Предлагается ответить на вопросы:
- Что узнал и чему научился на уроке?
- Что хотел бы узнать?
9 класс «Сложное предложение»
На уроке я познакомился с понятием «Сложное предложение»; узнал, какие предложения называют сложносочинёнными, сложноподчинёнными , бессоюзными; узнал, чем отличаются союзные предложения от бессоюзных; научился находить различные типы сложных предложений в тексте и называть их в зависимости , его строения, средств связи частей сложного предложения, смысловых отношений между частями сложного предложения. Хотел бы познакомиться более подробно с видами бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) сложных предложений.