Презентация, доклад к опыту. Данная презентация содержит техники критического мышления. Она создана для защиты опыта на конкурсе молодых педагогов. Тема самообразования Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка

Содержание

МЕТАУМЕНИЯТеоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и

Слайд 1 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО

ЯЗЫКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИМИРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УЧИТЕЛЬ РКССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КЕНДЕНОВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА


Слайд 3МЕТАУМЕНИЯ
Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
Навыки переработки информации (анализ,

синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)
Качества мышления (гибкость, антиконфоризм (неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов), диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)

МЕТАУМЕНИЯТеоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение

Слайд 4Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций,

заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации,

Слайд 5ИНОВАЦИОННОСТЬ МЕТОДОВ
УЧАЩИЙСЯ САМ КОНСТРУИРУЕТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

САМ ОТСЛЕЖИВАЕТ НАПРАВЛЕНИЯ СВОЕГО РАЗВИТИЯ

САМ

ОПРЕДЕЛЯЕТ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ИНОВАЦИОННОСТЬ МЕТОДОВ УЧАЩИЙСЯ САМ КОНСТРУИРУЕТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯСАМ ОТСЛЕЖИВАЕТ НАПРАВЛЕНИЯ СВОЕГО РАЗВИТИЯСАМ ОПРЕДЕЛЯЕТ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Слайд 6В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1.Стадия вызова
2.Осмысление
3.Рефлексия

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:1.Стадия вызова2.Осмысление3.Рефлексия

Слайд 7СТАДИЯ ВЫЗОВА
Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация

каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.
Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности:
1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме.
2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.
3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы.
Функции:
-Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);
-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);
-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

СТАДИЯ ВЫЗОВА Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г)

Слайд 8Прием №1 «Что я знаю»
1)Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать

на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

Прием №1 «Что я знаю»1)Озвучивание темы;2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

Слайд 9Прием №2 «Свободное письмо»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать

на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);
3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Прием №2 «Свободное письмо»1) Озвучивание темы;2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в

Слайд 10Прием №3 «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
-

О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

Прием №3 «Ассоциация»1) Озвучивание темы;2) Ответы на вопросы:   - О чём может пойти речь на

Слайд 11Прием №4 «Верно- неверно»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения

по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.
Тема «Местоимение»
Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.
В предложении  местоимения бывают только подлежащим.
В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
Местоимения изменяются по падежам и числам.
В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Прием №4 «Верно- неверно»1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;2) Учащиеся ставят знак

Слайд 12Приём №6 «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины

(последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка
Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.

Приём №6 «Перепутанные логические цепочки» 1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из

Слайд 13СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на

отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.
Значение смысловой стадии.
1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова;
2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным;
3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.
Функции:
-Информационная (получение новой информации);
-Систематизационная (классификация, ранжирование информации).

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯЦели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание

Слайд 14Приём №1 «Пометки на полях» (Инсерт).
Учащиеся работают с текстом и делают

пометки на полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
 

Приём №1 «Пометки на полях» (Инсерт). Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:«+» - если

Слайд 15Приём №2 «Взаимоопрос»
Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом

задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

Приём №2 «Взаимоопрос» Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно

Слайд 16Приём №3 «Взаимообучение»
В группах по очереди ученики играют роль учителя:
Суммируют

содержание абзаца;
Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
Разъясняют, что непонятно;
Дают задания для чтения следующего абзаца.
(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)

Приём №3 «Взаимообучение»  В группах по очереди ученики играют роль учителя:Суммируют содержание абзаца;Придумывают вопрос и предлагают

Слайд 17СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учащихся

к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.
Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.
Функции:
-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
-Информационная (приобретение новых знаний);
-Оценочная (выработка собственной позиции).

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести

Слайд 18Приём №1 «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала

в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Приём №1 «Синквейн»  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом,

Слайд 19При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн  
-Фразеологизм
-Емкое, меткое
-Уточняет,

обогащает, развивает
-Это перлы, самородки и самоцветы языка
-Фраза. 
При повторении темы «Морфология» на стадии рефлексии составляем синквейн 
-Морфология
-Многословная, велика
-Изучать, понимать, разбирать части речи
-Как велик и разнообразен русский язык
-Мощь и сила

При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн  -Фразеологизм-Емкое, меткое-Уточняет, обогащает, развивает-Это перлы, самородки и самоцветы

Слайд 20Приём №2 «Диаграммы сравнения»
Цель:
-развитие умения сравнивать и обобщать
Учитель

группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения. 
Пример.
Правописание слов с разделительными Ъ и Ь . Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.


Приём №2 «Диаграммы сравнения»  Цель: -развитие умения сравнивать и обобщать Учитель группам дает задание: по опорной

Слайд 21Приём №3 «Самоанализ»
Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я

работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / неинтересным

Приём №3 «Самоанализ» Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 1.На уроке я работал

Слайд 22Прием №4 «Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему не более 5

минут) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.
Предлагается ответить на вопросы:
- Что узнал и чему научился на уроке?
- Что хотел бы узнать?
9 класс «Сложное предложение»
На уроке я познакомился с понятием «Сложное предложение»; узнал, какие предложения называют сложносочинёнными, сложноподчинёнными , бессоюзными; узнал, чем отличаются союзные предложения от бессоюзных; научился находить различные типы сложных предложений в тексте и называть их в зависимости , его строения, средств связи частей сложного предложения, смысловых отношений между частями сложного предложения. Хотел бы познакомиться более подробно с видами бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) сложных предложений.


Прием №4 «Эссе»Эссе (свободное письмо на заданную тему не более 5 минут) рационально использовать в конце урока,

Слайд 23Мои первые успехи

Мои первые успехи

Слайд 26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть