Презентация, доклад к научно-исследовательскому проекту Язык в опасности!Наступают слова-паразиты! (употребление слов-паразитов в речи школьников)

Содержание

Мы нынче как бы все глупеем - Все стали как бы забывать, Что как бы даже не умеем Без «как бы» пару слов связать. Добро бы было как бы в дело, Пусть даже как

Слайд 1«Язык в опасности!
Наступают слова-паразиты»
(употребление слов- паразитов в речи школьников)
Авторы проекта:
ученицы

6 «А» класса
МБОУ СОШ №15 г. Заволжье
Костерина Дарья и Денисова Настя

Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Муравьева Галина Алексеевна 

Заволжье, 2014-15 уч.г.

«Язык в опасности!Наступают слова-паразиты»(употребление слов- паразитов в речи школьников) Авторы проекта: ученицы 6 «А» класса МБОУ СОШ

Слайд 2 Мы нынче как бы все глупеем - Все стали как

бы забывать, Что как бы даже не умеем Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело, Пусть даже как бы наугад. А то ведь как бы неумело И чаще как бы невпопад.
Ю.Важдаев

Мы нынче как бы все глупеем - Все стали как бы забывать, Что как бы

Слайд 3Цель проекта
Изучение проблемы засорённости речи учащихся 6«Б» и

6«А» класса словами – паразитами, поиски путей решения данной проблемы.

Задачи:

выяснить, почему слова называются «паразитами»;
рассмотреть группы слов, относящихся к «паразитам»;
провести анкетирование среди учащихся 6«Б»,6«А» класса;
проанализировать, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка;
определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи;
выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов».

Цель проектаИзучение проблемы засорённости речи   учащихся  6«Б» и 6«А» класса словами – паразитами, поиски

Слайд 4Объект исследования:
речь учащихся 6«А» и 6«Б» классов

МБОУ СОШ № 15.

слова-паразиты, используемые учениками в устной речи.

Предмет исследования:

Гипотеза:

большинство подростков употребляют слова-паразиты потому, что не замечают их в своей речи или не придают значения проблеме засорённости языка.

Объект исследования:речь учащихся 6«А» и 6«Б» классов

Слайд 5Методы исследования:
изучение литературы по теме,
наблюдение,
сравнение,
обобщение,
устный опрос,
анкетирование,


оформление результатов.

Методы исследования:изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, оформление результатов.

Слайд 6
Слова-паразиты
В лингвистической литературе есть

целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба).
Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.


Враги чистоты речи

Слова-паразиты      В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные

Слайд 7повышение эмоциональности

речи, взволнованность;
снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
мода на некоторые слова.

Причины возникновения слов – «паразитов»:


повышение эмоциональности

Слайд 8Классификация слов- «паразитов».

Классификация слов- «паразитов».

Слайд 9



Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец
вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!» Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно.
Фраза также позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун - это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное
в весёлое.

Например, автор повести

Слайд 10Анкетирование учащихся 6 «А» и 6 «Б»классов с целью выяснения осведомлённости

о словах-«паразитах».




Анкетирование учащихся 6 «А» и 6 «Б»классов с целью выяснения осведомлённости  о словах-«паразитах».

Слайд 11На диаграмме видно, что по 4 ученика узнали о словах-паразитах из

телевизора, 16 из дома и школы, 10 из интернета, из других источников 10 учеников.



На диаграмме видно, что по 4 ученика узнали о словах-паразитах из телевизора, 16 из дома и школы,

Слайд 12Диаграмма иллюстрирует внимание учащихся к своей речи.

Диаграмма иллюстрирует  внимание учащихся к своей речи.

Слайд 13Никто из респондентов не назвал других причин употребления слов-«паразитов», кроме перечисленных.

Никто из респондентов не назвал  других причин употребления  слов-«паразитов», кроме перечисленных.

Слайд 149 учеников не задумывались о роли слов-«паразитов» .

9 учеников не задумывались  о роли слов-«паразитов» .

Слайд 159 учеников не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой речи.

9 учеников не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой речи.

Слайд 16«Такскать»
(так сказать)
«Это»
«А именно»
«Например»
«Это самое»
«В принципе»
«Типа»
«Вот»
«Понимаешь»
«Короче говоря»
«В натуре»
«Блин»
«В общем-то»

«Такскать»(так сказать)«Это»«А именно»«Например»«Это самое»«В принципе»«Типа»«Вот» «Понимаешь»«Короче говоря»«В натуре»«Блин»«В общем-то»

Слайд 17Анкетирование учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов с целью выявления

употребления слов- «паразитов».


Анкетирование учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов с целью выявления употребления  слов- «паразитов».

Слайд 18Мнение учителей
Ученики мало читают, не следят за своей речью.

Слишком маленький словарный

запас.
Бедный словарный запас; произносят, когда волнуются или торопятся рассказать, следуют «моде».
Мнение учителейУченики мало читают, не следят за своей речью.Слишком маленький словарный запас.Бедный словарный запас; произносят, когда волнуются

Слайд 19Анализ полученных результатов
Результаты исследования показали нам, что все подростки употребляют

в своей речи слова-паразиты. Подавляющее большинство в своей речи их не замечает и далеко не все понимают необходимость их искоренения из языка.
К бесспорным лидерам среди паразити-ческих конструкций в речи современных школьников можно отнести слово «БЛИН».
Различия в употреблении слов-паразитов есть в соотношении полов. Девочки признаются, что используют в речи такие слова, мальчики же либо скрывают недостатки речи, либо не замечают их.


Таким образом, подтвердилась наша гипотеза.

Анализ полученных результатов Результаты исследования показали нам, что все подростки употребляют в своей речи слова-паразиты. Подавляющее большинство

Слайд 20

Лингвистический эксперимент.

Лингвистический эксперимент.

Слайд 21Русская народная сказка
Короче говоря, посадил дедок какой-то

овощ. Оказалось , это репка.
И вымахала она такой прикольной! Увидел дед и, в натуре, ахнул.
Русская народная сказка    Короче говоря, посадил дедок какой-то овощ. Оказалось , это репка.

Слайд 22 Прикинул, как её вытащить, позвал он всех своих

родичей и всю животину свою.
Прикинул, как её вытащить, позвал он всех своих родичей и всю животину свою.

Слайд 23 Короче, начал дед первым тягать репку, да сил не хватает,

а бабка стоит, блин, да прикалывается.


Короче, начал дед первым тягать репку, да сил не хватает, а бабка стоит, блин, да прикалывается.

Слайд 24И внучка где-то тут угорает.
Дед как гаркнул на них - они

и прижухли.
И внучка где-то тут угорает.Дед как гаркнул на них - они и прижухли.

Слайд 25 По команде все выстроились. Блин, так прикольно было на

них смотреть.
По команде все выстроились. Блин, так прикольно было на них смотреть.

Слайд 26А мышара стоит и кайф ловит.

А мышара стоит и кайф ловит.

Слайд 27 В общем-то, всех это достало, как они пошли в напряг

и как–то вытащили репку. Она блин такая жёсткая была!

Суть сказки в том, что клёвой семьёй надо быть!

В общем-то, всех это достало, как они пошли в напряг и как–то вытащили репку. Она блин

Слайд 28Избавляйся от слов- «паразитов»!

Избавляйся от слов- «паразитов»!

Слайд 29

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние,

переданное нам нашими предшест-венниками.
И.С.Тургенев
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшест-венниками.

Слайд 30Давайте говорить грамотно!
Давайте беречь
наш язык!

Давайте говорить  грамотно!Давайте беречь наш язык!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть