Слайд 1
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Исследовательская работа по литературе:
«Персонажи славянской мифологии»
АВТОРЫ:
Сергиенко Валерия
Шабалатова Ирина
МОУ ЗАБРОДЕНСКАЯ СОШ
7 «Б» класс
Руководитель:
Пилипенко Ирина Васильевна,
учитель русского языка
и литературы
Слайд 2Мы решили исследовать проблемы: « Какие мифические персонажи и боги были
у наших предков – славян? Какие из них трансформировались в персонажей русских народных сказок, а какие в православных святых?» Это и было целью нашей работы.
Методы и приемы работы: изучение материалов по теме, исследование.
Слайд 3Культ природы определял мироощущение древних славян. Культ наивный, часто глубоко поэтичный,
рожденный непосредственной близостью человека к природе, к земле.
Боги славянского пантеона олицетворяли добрые и злые силы природы, богатство ее и тайны.
Слайд 4Берегиня.
Эта богиня называлась у древних славян еще Житной Бабой, Роженицей.
Древние славяне
полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.
Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!
Слайд 5
И вот образ этот, который почитался не только славянами, но и
многими другими народами, образ женщины с поднятыми к небу руками, прообраз Богородицы Оранты, занявшей столь исключительное место в восточнохристианском и, в частности, в древнерусском искусстве, донесен до наших времен в народном рукоделии.
Слайд 6Велес (Волоc)
В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом»,
покровителем домашних животных
Обширные, богато украшенные храмы Велеса были во многих местах русской земли: вблизи Новгорода, в других местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. В христианскую эпоху культ Велеса был заменен почитанием покровителя скота Святого Власия. В Новгороде на месте былого храма проложена Волосовая улица. В Ростове воздвигнут храм Святого Власия.
Слайд 7Белбог (Белобог, Белун) — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага,
олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка
Слайд 8Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это
было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
Слайд 9
Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и
грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.
Слайд 10
Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе,
да не каждому об этом известно. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом, бесом-хороможителем, но это все он - хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев.
Слайд 11Леший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник - дух леса в славянской
мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
Слайд 12
. Это банный, банник, байник, баинник, баенник - особая порода домовых,
недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.
Слайд 13
Анчутка - одно из самых древних названий черта, беса. Анчутки бывают
банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Лучше о них помалкивать, не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут. Беспятый же анчутка потому, что однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку.
Банные анчутки мохнатые, лысые, пугают людей стонами, помрачают их разум. Но очень хорошо умеют изменять свой облик - как, впрочем, и остальная нежить. Полевые росточком совсем крохотные и более мирные. Они живут в каждом растении и зовутся сообразно своему обиталищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т.д.
Слайд 14
Алконост - это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая.
Лик у
нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы.
Слайд 15
Арысь-поле - один из самых древних образов славянской мифологии. Сказочный сюжет
о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив утопления красавицы и превращения ее в рыбу или русалку.
Рысь - вообще таинственное животное. Причем это не обязательно реальное существо. Например, рысью становится волчица, которая принесет потомство пять раз. То есть матерая волчица приобретает какие-то особенные, может быть, даже волшебные черты.
Слайд 16Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название
созвучно с названием рая: Ирий.
Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!
Слайд 17Святогор старше многих богов. Многие знакомы с этим могучим великаном по
былине, где он встречается с Ильей Муромцем и прячет его вместе с конем в карман.
Много загадочного в образе Святогора. Отчего, например, он обитает в горном месте, вязнет в земле, будто в топком болоте, и не может поднять суму, где спрятана вся «тяга земная»? Почему не охраняет границы Святой Руси, как Илья и другие богатыри, не пашет землю, подобно Микуле Селяниновичу
Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави.
Слайд 18Многие персонажи славянской мифологии трансформировались в христианских святых.
Слайд 19Большинство персонажей стали героями русских сказок.
Слайд 20Желаем всем
успехов!
Спасибо за
внимание!