Презентация, доклад к интегрированному уроку русского языка и русской словесности в 6 классе с использованием ИКТ на тему: Употребление имен существительных в речи

Содержание

Имя существительное – хлеб языка. Л. Успенский

Слайд 1Употребление имен существительных в речи

Употребление  имен существительных  в речи

Слайд 2Имя существительное – хлеб языка.
Л. Успенский

Имя существительное – хлеб языка. Л. Успенский

Слайд 3 Нет ничего такого в жизни и в

нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.
К. Паустовский
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы

Слайд 4Работа с текстом (упражнение137)

Работа с текстом (упражнение137)

Слайд 5УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Подготовили ученицы 6 Г класса
Дивак Виктория, Каштанова Елена

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО Подготовили ученицы 6 Г классаДивак Виктория, Каштанова Елена

Слайд 6Род имени существительного
может указывать на то, в каких

условиях эта форма слова употребляется,

т.е род существительного может обладать стилистическим значением

Род имени существительного  может указывать на то, в каких условиях эта форма слова употребляется,т.е род существительного

Слайд 8Топонимика –
наука,
занимающаяся
изучением
значений географических названий

Топонимика – наука, занимающаяся изучением значений географических названий

Слайд 9Ономастика - наука, изучающая значение имен
Например, имя Василий – греческого

происхождения и означает «царь».

Ономастика - наука, изучающая значение имен Например, имя Василий – греческого происхождения и означает «царь».

Слайд 10 Имя собственное может быть образовано от нарицательного существительного (например, город Орел,

имя Надежда и др.)

Употребление имён существительных собственных, в значении которых есть что-то необычное, придаёт речи определенную эмоциональную окраску

Имя собственное может быть образовано от нарицательного существительного (например, город Орел, имя Надежда и

Слайд 11 Имена существительные собственные в произведении часто характеризуют человека или предмет

Имена существительные собственные в произведении часто характеризуют человека или предмет

Слайд 12Употребление
неодушевлённого
существительного в роли
одушевлённого -
олицетворение.
Оно широко используется
в произведениях словесности

Употреблениенеодушевлённогосуществительного в ролиодушевлённого - олицетворение. Оно широко используется в произведениях словесности

Слайд 13Для выразительности могут использоваться устаревшие формы числа имени существительного
Кругом меня

цвёл Божий сад.
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слёз,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерёв
Прозрачной зеленью листов…
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»





Для выразительности могут использоваться устаревшие формы числа имени существительного  Кругом меня цвёл Божий сад.Растений радужный нарядХранил

Слайд 14В художественном произведении варианты падежных форм существительных служат выразительным средством

…Навстречу северной
Авроры…

…Там

о заре прихлынут волны …
В художественном произведении варианты падежных форм существительных служат выразительным средством…Навстречу севернойАвроры……Там о заре прихлынут волны …

Слайд 15Использование в произведении существительных с суффиксами оценки создаёт стилистическую и эмоциональную

окраску высказывания


Столбик не столбик – зайчишко на пне,
Лапки скрестивши стоит, горемыка…
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»


Использование в произведении существительных с суффиксами оценки создаёт стилистическую и эмоциональную окраску высказыванияСтолбик не столбик – зайчишко

Слайд 16Вывод: грамматические свойства и состав имени существительного используются не только для

точного называния предметов, но и для усиления выразительности речи, для придания ей стилистической и эмоциональной окраски
Вывод:   грамматические свойства и состав имени существительного используются не только для точного называния предметов, но

Слайд 17Словарно-орфографическая работа
Задание:
подберите к именам существительным нарицательным имена собственные, чтобы получилось

устойчивое словосочетание, фразеологизм;
объясните орфограммы

Словарно-орфографическая работаЗадание: подберите к именам существительным нарицательным имена собственные, чтобы получилось устойчивое словосочетание, фразеологизм; объясните орфограммы

Слайд 18Язык Сизиф
К..нюшни (А, О)хиллес
Конь В..вилон
Тру(д, т) Филька
П..та Авгий
Ст..на Троя
Ст..лпотворение Эзоп
Грам..та Китай


Язык 			      СизифК..нюшни			(А, О)хиллесКонь				В..вилонТру(д, т)			ФилькаП..та				 АвгийСт..на				ТрояСт..лпотворение		ЭзопГрам..та			Китай

Слайд 19Изобразительные возможности имени существительного

Изобразительные возможности  имени существительного

Слайд 20 Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,                 Этот синий

свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы,                  Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы,                   Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы,                   Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья,                   Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели,                   Это всё - весна.
А. Фет
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,                 Этот синий свод, Этот крик и

Слайд 21 Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,                 Этот синий

свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы,                  Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы,                   Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы,                   Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья,                   Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели,                   Это всё - весна.
А. Фет
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,                 Этот синий свод, Этот крик и

Слайд 22Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.
В. Маяковский

Вечер. Поле.Огоньки.Дальняя дорога.В. Маяковский

Слайд 23Сравнение и метафора

Сравнение и метафора

Слайд 24Цифровой диктант

Цифровой диктант

Слайд 25Задание
Определить, какое изобразительное средство иcпользовано в отрывке – сравнение или метафора.

Задание	Определить, какое изобразительное средство иcпользовано в отрывке – сравнение или метафора.

Слайд 26Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
И. Грабарь
Февральская лазурь

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. И. ГрабарьФевральская лазурь

Слайд 27В прозрачном холоде заголубели долы, Отчетлив стук подкованных копыт, Трава поблекшая в расстеленные

полы Сбирает медь с обветренных ракит.

И. Левитан
Осенний пейзаж

В прозрачном холоде заголубели долы, Отчетлив стук подкованных копыт, Трава поблекшая в расстеленные полы Сбирает медь с

Слайд 28Прошлогодний лист в овраге Средь кустов, как ворох меди.
И. Саврасов
Весна. Огороды

Прошлогодний лист в овраге Средь кустов, как ворох меди.И. СаврасовВесна. Огороды

Слайд 29Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки.
И. Левитан
Березовая

роща
Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки.И. ЛевитанБерезовая роща

Слайд 30Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку

небосклона.

И. Левитан
Вечер на волге

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.И. ЛевитанВечер на

Слайд 31Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.
А. Парамонов
Черемуха

Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.А. ПарамоновЧеремуха

Слайд 32Туча кружево в роще связала, Закурился пахучий туман.
И. Левитан
Туман. Осень

Туча кружево в роще связала, Закурился пахучий туман.И. ЛевитанТуман. Осень

Слайд 33Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей.
И. Левитан
Осень

Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей.И. ЛевитанОсень

Слайд 34Ответы
Сравнение: 1, 3, 4, 6
Метафора: 2, 5, 7, 8

ОтветыСравнение: 1, 3, 4, 6 Метафора: 2, 5, 7, 8

Слайд 35Что такое паронимы?

Что такое паронимы?

Слайд 36
Объясните значение слов:

невежда – невежа, адресат – адресант, поступок –

проступок, служба – служение.

Объясните значение слов: невежда – невежа, адресат – адресант, поступок – проступок, служба – служение.

Слайд 37 досуг
шофер
процент
агент
красивее
звонит

досуг шофер процентагент красивее звонит

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть