Презентация, доклад к докладу Речевой самоконтроль на уроках русского языка и литературы

Содержание

Косвенные признаки реализации речевого самоконтроляошибки самоконтроля, допущенные в тексте и обнаруженные (или не обнаруженные) учеником;поправки, внесенные в текст;изменение объема высказывания в результате редактирования текста учеником.

Слайд 1Речевой самоконтроль учащихся на уроках русского языка и литературы
Подготовила:
учитель русского

языка и литературы
Новонукутской СОШ Платохонова И.М.
Речевой самоконтроль учащихся на уроках русского языка и литературыПодготовила: учитель русского языка и литературыНовонукутской СОШ Платохонова И.М.

Слайд 2Косвенные признаки реализации речевого самоконтроля
ошибки самоконтроля, допущенные в тексте и обнаруженные

(или не обнаруженные) учеником;
поправки, внесенные в текст;
изменение объема высказывания в результате редактирования текста учеником.
Косвенные признаки реализации речевого самоконтроляошибки самоконтроля, допущенные в тексте и обнаруженные (или не обнаруженные) учеником;поправки, внесенные в

Слайд 3Для успешного формирования умения осуществлять речевой самоконтроль и (на его основе)

умения совершенствовать написанное необходимы:
- формирование правильной внутренней программы речевого действия одновременно с формированием речевого самоконтроля;
- правильная организация внешнего контроля (со стороны преподавателя);
- воспитание у школьников критического отношения к результатам своей речевой деятельности, потребности в совершенствовании своего речевого высказывания;
- ознакомление учащихся с критериями качества текста, с эффективными приемами осуществления речевого самоконтроля;
- использование специально разработанной системы упражнений.
Для успешного формирования умения осуществлять речевой самоконтроль и (на его основе) умения совершенствовать написанное необходимы:  -

Слайд 4Формирование речевого самоконтроля осуществляется одновременно и параллельно с формированием правильной внутренней

программы речевого действия по двум направления:
формирование речевого самоконтроля в объеме макроструктуры текста, т.е. самоконтроля, который непосредственно связан с реализацией коммуникативной цели сообщения и основан на других коммуникативных умениях (раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста; собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание; строить высказывание в определенной композиционной форме).
формирование речевого самоконтроля в объеме микроструктуры текста, т.е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения (сверхфразового единства); речевой самоконтроль на уровне микротекста также базируется на частных умениях (отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства; осуществлять локальную связность текстовых единиц).
Формирование речевого самоконтроля осуществляется одновременно и параллельно с формированием правильной внутренней программы речевого действия по двум направления:формирование

Слайд 5Для формирования у школьников умения осуществлять речевой контроль над качеством текста

на макро - и микроуровне целесообразно использовать следующие приемы учебной программы:
ознакомление учеников с различными видами ошибок, установление причин их появления, демонстрация приемов нахождения и образцов исправления ошибок;
редактирование чужого деформированного текста;
составление развернутого плана своего текста после написания первого варианта сочинения;
работа с черновиком;
проведение отсроченной повторной работы с текстом;
рецензирование, взаиморецензирование, взаимопроверка;
совместная работа учащихся над созданием речевого высказывания;
индивидуальная беседа; направленная на преодоление нарушений связности речи в работе ученика.
Для формирования у школьников умения осуществлять речевой контроль над качеством текста на макро - и микроуровне целесообразно

Слайд 6Распространенные ошибки в речи учащихся

Распространенные ошибки   в речи учащихся

Слайд 7Пропуск необходимого слова (речевая недостаточность)
Из письменных работ учеников следует отобрать

3-4 примера на эту ошибку и разобрать эти примеры с учащимися:
(Понятны ли вам данные предложения? Почему ученику не удалось передать содержание своей мысли? Как можно назвать такую ошибку?)
Пропуск необходимого слова (речевая недостаточность) Из письменных работ учеников следует отобрать 3-4 примера на эту ошибку и

Слайд 8«Старый воробей бросился спасать.»
(кого спасать? – выпавшего из гнезда маленького

воробышка).
«Там же, в зоосаду, мне рассказали, что можно научить и галку, и ворону, и маленького скворца»
(научить чему? – говорить).
«В тихую погоду оторвется листочек и как птица, начнет плавно на землю»
(начнет что делать? – опускаться).

«Старый воробей бросился спасать выпавшего из гнезда маленького воробышка».

«Там же, в зоосаду, мне рассказали, что можно научить говорить и галку, и ворону, и маленького скворца.»

«В тихую погоду оторвется листочек и как птица, начнет плавно опускаться на землю»

«Старый воробей бросился спасать.» (кого спасать? – выпавшего из гнезда маленького воробышка).«Там же, в зоосаду, мне рассказали,

Слайд 9Распознавание рассмотренной ошибки
Например, найдите и устраните допущенные в предложениях неоправданные

повторы, объясните причину появления этой ошибки.
Распознавание  рассмотренной ошибки Например, найдите и устраните допущенные в предложениях неоправданные повторы, объясните причину появления этой

Слайд 10«Я не знал, что Толя так хорошо играет, а я не

знал».
«Я отдал ворону пирожное, ворон сначала дал пирожное воронихе, а потом съел свою часть пирожного».
«М.В. Ломоносов совершил столько важных открытий, что запомнился в памяти многих поколений»

«Я не знал, что Толя так хорошо играет, а я не знал».«Я отдал ворону пирожное, ворон сначала

Слайд 11Задания на обнаружение и исправление речевых ошибок нескольких видов.

Задания на обнаружение и исправление речевых ошибок нескольких видов.

Слайд 12«На прилавке было много красивых тканей, красных, желтых, синего, розового»
«Мой брат

возглавлял бригадой строителей»
«Чтобы успеть встретить солнышко. В деревне мы вставали рано»
В процессе записи ученик забыл грамматическую форму первой части предложения и «переключился» на другую модель.

Найдите, классифицируйте и устраните графические ошибки, объясните причину их появления.

«На прилавке было много красивых тканей, красных, желтых, синего, розового»«Мой брат возглавлял бригадой строителей»«Чтобы успеть встретить солнышко.

Слайд 13Какие из приведенных ниже предложений содержат речевые неправильности?
Когда я перелезал через

забор, одна валенка свалилась.
Куда подевалась моя туфля?
Какая красивая георгина!
Когда у папы оторвалась одна погона, я ее пришила.
Какие из приведенных ниже предложений содержат речевые неправильности?Когда я перелезал через забор, одна валенка свалилась.Куда подевалась моя

Слайд 14Есть ли речевые неправильности в приведенных ниже фразах?
Большое окно занавешено красивой

белой тюлью.
В ванной у нас полка с мылом и шампунем.
Возьми синюю гуашь и напиши объявление.
Гринев, как он сам говорил, жил недорослью.
Есть ли речевые неправильности в приведенных ниже фразах?Большое окно занавешено красивой белой тюлью.В ванной у нас полка

Слайд 15В чем, по вашему мнению, заключается причина следующих речевых ошибок, связанных

с определением рода несклоняемых существительных?

К дому подкатила новенькая такси.
Авторитетная жюри присудила этому фильму первую премию.
Меня выучили танцевать старинный танго.

В чем, по вашему мнению, заключается причина следующих речевых ошибок, связанных с определением рода несклоняемых существительных?К дому

Слайд 16Разграничьте случаи: 1) несоответствующего норме образования парного глагола несовершенного вида

2) образования глагола несовершенного вида от тех глаголов, которые в нормативном языке видовой пары не имеют (то есть одновидовых).

Я, когда один в лесу хожу, всегда заблужаюсь.
А пасты все столько же, не уменьшивается!
Не убирайте пластилин, он мне уже два раза надобился!
Никогда он еще в таком положении не очучивался … не очучался.
На город обрушается целый шквал огня!

Разграничьте случаи:  1) несоответствующего норме образования парного глагола несовершенного вида   2) образования глагола несовершенного

Слайд 17ПАМЯТКА «Как редактировать текст»

ПАМЯТКА «Как редактировать текст»

Слайд 181. Читая текст в первый раз, особое внимание обращай на содержание

написанного.
Определи:
соответствует ли содержание теме;
раскрыта ли основная мысль;
все ли изложено последовательно;
соразмерны ли части текста;
не нарушена ли связь между частями;

2. Подумай, как сделать текст более интересным для читателя. Внеси необходимые изменения.

3. При повторном чтении в каждом предложении исправь замеченные тобой речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.
1. Читая текст в первый раз, особое внимание обращай на содержание написанного. Определи:соответствует ли содержание теме;раскрыта ли

Слайд 19Уровни сформированности речевого контроля в условиях письменной речи учащихся:

Уровни сформированности речевого контроля в условиях письменной речи учащихся:

Слайд 20Высокий уровень
1) оптимальная скорость и высокое качество выполнения действия: ученик исправляет

ошибку в момент ее возникновения, иногда даже не заканчивается ошибочное действие;
2) учитель фиксирует только ошибки «усвоения», которые не могут быть исправлены учеником в силу незнания или данного языкового материала.
Речевой самоконтроль сформирован и автоматизирован.
Высокий уровень1) оптимальная скорость и высокое качество выполнения действия: ученик исправляет ошибку в момент ее возникновения, иногда

Слайд 21Продвинутый уровень
1) ученик, самостоятельно исправляет допущенную ошибку, но с некоторым

временным отставанием; лучший результат дает отсроченный контроль;
2) учитель фиксирует только не исправленные в результате самоконтроля ошибки.
Речевой самоконтроль сформирован, но не достаточно автоматизирован.
Продвинутый уровень 1) ученик, самостоятельно исправляет допущенную ошибку, но с некоторым временным отставанием; лучший результат дает отсроченный

Слайд 22Средний уровень
1) ученик, допустивший ошибку, самостоятельно ее не исправляет, но

при указании учителем зоны ошибки делает это достаточно быстро;
2) внешний контроль и указание зоны ошибки служат как бы запуском механизма самоконтроля.
Все компоненты, необходимые для правильного выполнения действия, отработаны, но речевой самоконтроль полностью не сформирован – не срабатывает механизм запуска самоконтроля. Ученик не испытывает потребности улучшить текст и адресует его контролю учителя.
Средний уровень 1) ученик, допустивший ошибку, самостоятельно ее не исправляет, но при указании учителем зоны ошибки делает

Слайд 23Низкий уровень
1) ученик не способен сам найти и устранить ошибку;

указания зоны ошибки недостаточно для ее устранения;
2) ученик исправляет ошибку только под руководством учителя при объяснении всей программы действия.
Низкий уровень 1) ученик не способен сам найти и устранить ошибку; указания зоны ошибки недостаточно для ее

Слайд 24Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься,

а иногда и просто не сразу понимаешь написанное.

(Л.В. Щерба)

Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть