Слайд 1В мире слов. Фразеологизмы.
Работу выполнили
обучающиеся 3 «А» класса МБОУ «Средней
школы №32»
Данилова Дарья
Сафроненкова Дарья
Руководитель: Корнилова Е.Г.
Слайд 2Актуальность
Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас, частью
которого является фразеология. Отсюда и возник интерес к исследованию в данной области.
Слайд 3Цель:
обогащение своего словарного запаса фразеологическими оборотами.
Задачи:
Изучить виды фразеологизмов;
Рассмотреть вопрос возникновения фразеологизмов;
Изучить
значение некоторых фразеологизмов.
провести анкетирование и опрос среди одноклассников и учителей школы, и выяснить, какие фразеологизмы они употребляют в речи;
Рассмотреть вопрос практического применения фразеологизмов в современном русском языке.
Слайд 4
Что такое фразеологизмы.
Это устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши»,
«повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу и не имеет автора.
Фразеологизмы метки, ярки, образны, своим содержанием затрагивают все стороны и свойства жизни, характеров людей, поэтому они широко используются как изобразительное средство в произведениях художественной литературы.
Слайд 5Признаки фразеологизмов
У фразеологизмов есть несколько важных особенностей и признаков:
Фразеологизм
является готовой языковой единицей. Это значит, что человек, употребляющий его в своей речи или на письме, извлекает это выражение из памяти, а не придумывает на ходу.
Они имеют постоянную структуру. К фразеологизму всегда можно подобрать синонимичное слово (иногда и антоним).
Фразеологизм - это выражение, которое не может состоять менее, чем из двух слов.
Слайд 6Источники фразеологизмов
Исконно русского характера (связанные с жизнью народа, его историей);
Сказочного
происхождения. Например: Битый небитого везет, Бабушка надвое сказала;
Связанные с древними ремеслами. Столяров: Без сучка, без задоринки. Рыбаков: Попасться на удочку;
Отражающие детали русского быта. Например: Лаптем щи хлебать.
Из произведений русских писателей. Из басен И.А. Крылова: А воз и ныне там, Мартышкин труд.
Слайд 7«Зарубить на носу" и "остаться с носом"?
Раньше носом помимо части лица
называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т.п. Благодаря этому возникло выражение "зарубить на носу". В другом значении носом называлась взятка, подношение. Выражение "остаться с носом" значило уйти с непринятым подношением, не договорившись.
Слайд 8Откуда взялось выражение "бить баклуши"?
В старину отколотые от полена чурки заготовки
для деревянной посуды называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение "бить баклуши" для обозначения безделья.
Слайд 9Золотые руки –говорят о человеке, который безукоризненно умеет сделать
всё, за
что ни возьмётся.
Слайд 10Не покладая рук –усердно, старательно работать,
трудиться, мастерить...
Слайд 11
ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ - находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающего.
Бесплодно мечтать, быть непрактичным, уходить от действительности. Мы употребляем это выражение в ироническом смысле, когда хотим сказать, что человек предается бесплодным мечтаниям, забывая об окружающем, о повседневной реальной жизни.
Слайд 12
ПУСКАТЬ ПЫЛЬ В ГЛАЗА
Хвастаясь, обманывать кого-либо; создавать видимость. В старину по
дорогам России тащились бесконечные медленные обозы, двигались
без особой спешки казенные – «почтовые» и частные – «обыватель-
ские» упряжки. При их неторопливости они не производили на пути
ни шума, ни грома. А время от времени мимо них, обгоняя или навстре-
чу, вся в кубах пыли проносилась какая-нибудь «птица-тройка», стремительный выезд богача помещика, или экипаж вельможи. И дол-
го стоял, бывало, бедняк, смотря вослед промелькнувшему чуду и выти
рая запорошенные пылью глаза. Вот отсюда и пошла наша поговорка.
Слайд 13Анкетирование среди учащихся
3А класса и учителей
Знают, что такое фразеологизмы –
14 учеников класса (78%);
Не знают – 4 ученика (22%);
употребляют, но не знают, что это фразеологизмы 3 ученика(17%).
Самыми популярными фразеологизмами в нашем классе можно считать такие как: спустя рукава, витать в облаках, считать ворон
Мне стало интересно узнать, каким фразеологическим оборотам отдают предпочтения наши учителя? Классный руководитель часто говорит такие фразеологизмы: «Спустя рукава», «витать в облаках»
Учитель ИЗО любит говорить «Как об стенку горох»
Учитель английского языка любит повторять следующие фразеологизмы: «Бить баклуши», «Заруби себе на носу»,
Слайд 14Сочинения учащихся 3 «А» класса
Умение применять фразеологизмы в письменной речи,
помогло определить следующее задание – написание сочинений с использованием фразеологизмов или объяснение их значения. В сочинениях наши одноклассники постарались употребить как можно больше устойчивых выражений или объясняли значение какого-то наиболее понравившегося фразеологизма.
Слайд 16Вывод:
Изучив литературу по теме «Фразеология», я убедилась, что русский язык
очень богат фразеологическими оборотами. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Слайд 17Список литературы
1. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л.: Наука,
1977. – 248с.
2. Введенская, Л. А., Баранов, М. Т. «Русское слово». - М: «Просвещение», 1983. - с. 122 - 140.
3. Жуков, А. В., Жуков, В. П. «Школьный фразеологический словарь русского языка». - «Просвещение», 1989.
4. Ожегов, С. И. «Словарь русского языка». - М: «Русский язык», 1984.
5. Плёнкин, Н. А. «Стилистика русского языка в старших классах». - М: «Просвещение», 1975. - с. 40 - 41.
6.Учебник Н.М. Шанский «Степень семантической слитности фразеологических оборотов» (1985, с.56-65).
7. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / О. Ф. Вакурова, Т. М. Вотелева, К. А. Войлова и др. – М. : Дрофа, 2004)
8. Краткий справочник русского языка (под ред. Леканта), стр. 377-378.
9. Гуманитарный словарь, 2002.
10.БСЭ,1969-1978гг.