Презентация, доклад Из опыта работы по подготовке выпускников 11 класса к сочинению по литературе

В 2014-2015 учебном году в число выпускных экзаменов в российских школах вернулось сочинение. В прошлом учебном году были определены пять основных направлений тем итогового сочинения:1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные

Слайд 1Выполнила: Петрова Л.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «Ш-ИСОО пос.

Провидения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования пос. Провидения»

Из опыта работы по подготовке выпускников 11 класса к
сочинению по литературе

Выполнила: Петрова Л.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «Ш-ИСОО пос. Провидения»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего

Слайд 2В 2014-2015 учебном году в число выпускных экзаменов в российских школах

вернулось сочинение. В прошлом учебном году были определены пять основных направлений тем итогового сочинения:
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя.
2. Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
4. Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
5. Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

В 2014-2015 учебном году в число выпускных экзаменов в российских школах вернулось сочинение. В прошлом учебном году

Слайд 3В ноябре месяце 2014 года была проведена апробация итогового сочинения по

следующим тематическим направлениям: первая соответствовала открытому тематическому направлению «Недаром помнит вся Россия…»(200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова), две другие темы были даны вне открытых тематических направлений, но их формулировки соответствовали принятым подходам.
1. Что Вам ближе в героях М.Ю. Лермонтова: стремление к одиночеству или бегство от него? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
2. Согласны ли вы с утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга- точно беседа с умным человеком»?
3. Трусость и предательство: как связаны эти понятия?
В ноябре месяце 2014 года была проведена апробация итогового сочинения по следующим тематическим направлениям: первая соответствовала открытому

Слайд 4Комплект тем итогового сочинения 2014-2015 учебного года:
Есть ли среди героев М.Ю.

Лермонтова те, кто Вам особенно близок? ( По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
Война ж-совсем не фейерверк, а просто трудная работа…(М.В. Кульчицкий)
Может ли природа помочь человеку понять себя?
Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодежью?
Как вы понимаете слово «долг»?

Написать сочинение-рассуждение. Рекомендуемый объем-от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет». При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.


Комплект тем итогового сочинения 2014-2015 учебного года:Есть ли среди героев М.Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок?

Слайд 5Я ориентировала выпускников на вторую и третью темы сочинений:
Война ж -

совсем не фейерверк, а просто трудная работа…(М.В. Кульчицкий)
Может ли природа помочь человеку понять себя?
Были даны обучающимся примерные образцы вступлений и заключений по этим темам:
Вступления примерные:
1. Сердцу каждого из нас дорог праздник Победы. Дорога память о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. И мы, молодое поколение, всегда помним о людях, которые отдали свои жизни за светлое будущее нашей страны. Память о том подвиге вечно будет жить в наших сердцах. Она будет возвращать нас снова и снова к тем далеким опаленным годам.
О том суровом времени поведал нам писатель…

2. Память… Она всегда с нами. Человеческая память несет в себе огромную энергию. Она прочно и цепко сохраняет , бережет в себе то, чего уже нет, что прошло и было. Что происходит сейчас с памятью о войне? Как задевает и тревожит она людей, родившихся после девятого мая сорок пятого года и видящих лишь мирное небо над головой? Война живет в памяти народа. Мы , поколение 21 века, не знаем, что это такое война? А война – это горький пот и кровь, это последний сухарь во взводе, разделенный на всех оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает солдат. О войне написано много. В книгах Быкова, Бондарева, Некрасова, Кондратьева открывается трагический и страшный лик войны.


Я ориентировала выпускников на вторую и третью темы сочинений:Война ж - совсем не фейерверк, а просто трудная

Слайд 6Примерные вступления на тему «Человек и природа»:
Человек и природа… Человек и

Земля… Так кто же человек: хозяин Земли или
ее частица, как и все остальное на ней? Эти вопросы из категории вечных. Для того
чтобы ответить на них, надо, наверное, остаться одному, уехать куда-то за город,
походить по лесу, прислушаться к голосу земли. И тогда мы услышим, как…

2. Русская деревня… Мы произносим эти теплые, сердечные слова, и сразу в
нашем сознании возникают многовековые сосны, скромные березы, старый
бревенчатый дом с высоким крыльцом. Мне кажется, что я слышу, как растет
на полях трава, как шепчутся между собой смолистые ели, как шумит надо
мной старинный хвойный лес.

Примерные образцы заключений:

Писатель правдиво рассказывает о мужестве простого солдата, дает
почувствовать меру испытаний, выпавших на долю рядовых воинов. Писатель
открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью. Это произведение –
«лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате- Победителе».
Примерные вступления на тему «Человек и природа»:Человек и природа… Человек и Земля… Так кто же человек: хозяин

Слайд 72. Именно такие солдаты и победили фашизм. Замечательно сказал о них
С.

Щипачев:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они…
Я живу, а они убиты. Убиты под Москвой, Сталинградом, Варшавой, Берлином…
Я живу…

Примерные образцы заключений на тему «Человек и природа»:
Все в этом мире взаимосвязано: человек, Земля, птицы, животные… От того , как
мы будем относиться к окружающему нас миру, зависит, каким он будет. Так
давайте же беречь его, сохранять его и постараемся передать его таким же
красивым, каков он сейчас, будущим поколениям.

2. Именно такие солдаты и победили фашизм. Замечательно сказал о нихС. Щипачев:

Слайд 8 Методические рекомендации по подготовке

выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году

1. «Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.

2. «Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие "дом" позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

3. «Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

4. «Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия "путь", нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

5. «Год литературы в России - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. 

Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению

Слайд 91 направление- «Время»

1 направление- «Время»

Слайд 102 направление- «Дом»

2 направление- «Дом»

Слайд 113 направление – «Любовь»

3 направление – «Любовь»

Слайд 124 направление – «Путь»

4 направление – «Путь»

Слайд 135 направление- «Год Литературы»

5 направление- «Год Литературы»

Слайд 14Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы будут сформированы по часовым поясам. Дата проведения: в первую среду декабря, при получении «незачета» будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая. Время написания – 3 часа 55 минут.  Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.  Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. Объем-300 слов. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц.
Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть