Презентация, доклад Иван Шухов 8класс

Станица Пресновская

Слайд 1Поэтический мир Ивана Шухова

Поэтический мир  Ивана Шухова

Слайд 2 Станица Пресновская

Станица Пресновская

Слайд 3Иван Петрович Шухов (1906 -

1977 )
Иван  Петрович Шухов       (1906 - 1977 )

Слайд 4 Биография Ивана Петровича, как и его творчество, в большей своей

части связаны с Северным Казахстаном, родной станицей Пресновкой. Много лет спустя, описывая свое детство в «Пресновских страницах», он вспоминает первые жизненные впечатления — все они связаны с крестьянским трудом, трудом нелегким, но радостным, ибо не было лучшего праздника в крестьянской семье, чем приобщение сына к работе.
Биография Ивана Петровича, как и его творчество, в большей своей части связаны с Северным Казахстаном, родной

Слайд 5«Вот мы и дождались своего бороноволока», — сказала однажды мама про

меня, и я был счастлив услышать от нее такие слова, приняв их за великую похвалу моему возрасту». Это впечатление семилетнего Шухова. Из тех же глубин памяти всплывут картины деревенской жизни начала столетия, где будут вилы и топоры, заступы и лопаты, старенькие, потертые кошмы, черные от вековой копоти чугунные котелки, щербатые деревянные ложки, запахи парной земли, вязкого дегтя, пота, ременной сбруи, сухой полыни и хлеба, пахнущего «дымом, теплой маминой щекой, сухими, горячими ее руками». В этом мерцающем мареве далеких детских впечатлений писателя помимо ярких картин родной степи с березовыми колками и камышовыми озерами, бытовых и трудовых сцен сохранятся и шутки-прибаутки, и песни и рассказы.
«Вот мы и дождались своего бороноволока», — сказала однажды мама про меня, и я был счастлив услышать

Слайд 6 Шухов был интернационалистом не просто по убеждениям, он вырос в

микроклимате истинно дружеских межнациональных русско-казахских связей. В книге много сцен не только станичной, но и аульной жизни, и автор, как и его герой, равно свободно чувствует себя в обеих национальных бытовых и психологических стихиях: «Первую ночевку в этой дороге обрели мы вблизи казах­ского аула — полутора десятка разношерстных — то черных, словно обуглившихся, то ослепительно белых, как лебединые крылья, колоколообразных войлочных юрт, в полукруг разместившихся на высоком крутом берегу невеликого, густо заросшего кугой и чаканом озерца. Я впервые увидел кочевнический аул, и мне пришлась по душе привольная летняя жизнь исконных наших станичных соседей — мирных степных кочевников. Все, решительно все было здесь внове для меня. Все неожиданно. Ярко. Броско, необыкновенно. Непривычно. Диковато. Полузагадочно. Пахло дымом кизячных костров. Кобыльим молоком. Овечьим пометом. Теплой дорожной пылью. Перьями дикой озерной птицы. Коровьей жвачкой. Собаками. Где-то совсем по соседству с аулом били отбой минувшему дню хоронившиеся в ковыльных дебрях перепела».
Шухов был интернационалистом не просто по убеждениям, он вырос в микроклимате истинно дружеских межнациональных русско-казахских связей.

Слайд 7Богата поэзия Шухова: в ней и дух времени, и аромат степного

разнотравья...
Богата поэзия Шухова: в ней и дух времени, и аромат степного разнотравья...

Слайд 8 «Рожденный на просторной земле казахов,
с

малых лет влюбленный в неоглядный степной простор, Шухов обрел некую зоркость. Ему открылся не только простор земли, но и простор духовности, неукротимых страстей, простор незаурядного речетворчества, языковых исканий и находок».
Мухамеджан Каратаев
«Рожденный на просторной земле казахов,   с малых лет влюбленный в неоглядный степной простор,

Слайд 10 С.Есенин

С.Есенин

Слайд 11Голубой огонь воды и неба,
В пламени зеленом тополя.
Слышишь, как медовый

запах хлеба
Хлынул в захмелевшие поля?
Все в дыму полуденного жара:
Ковыли и дальние леса.
Полымем осеннего пожара
Северные пышут небеса...






Голубой огонь воды и неба..

Голубой огонь воды и неба, В пламени зеленом тополя.Слышишь, как медовый запах хлебаХлынул в захмелевшие поля?Все в

Слайд 12А.С.Пушкин

А.С.Пушкин

Слайд 13Зимний вечер

Зимний вечер

Слайд 14 Наверно, при этой метели, Ревущей в кромешной ночи, Не спится вам в

узкой постели Под треск догоревшей свечи. Завел невеселые речи К полуночи снежный поток. Закутаны хрупкие плечи В пропахший ветрами платок…
И.П.Шухов

Метель

Наверно, при этой метели, Ревущей в кромешной ночи,  Не спится вам в узкой постели Под

Слайд 15 «Уже при чтении первых произведений Шухова
я

подумал о причастности их автора к стихам. Проза Шухова настолько поэтична, лирична, музыкальна».
Мухамеджан Каратаев
«Уже при чтении первых произведений Шухова   я подумал о причастности их автора к

Слайд 16И.А.Бунин

И.А.Бунин

Слайд 18
И.П.Шухов
Непосильную подчас
Ношу
Жизнь валила
На плечи нам.
Но ни слова
В упрек не брошу
Тем –

в Легенду ушедшим
Годам!

Моя поэма

И.П.ШуховНепосильную подчасНошуЖизнь валилаНа плечи нам.Но ни словаВ упрек не брошуТем – в Легенду ушедшимГодам!Моя поэма

Слайд 19 В новелле "Последняя песня" противопоставлены два персонажа, представители противоборствующих лагерей:

казачин атаман, пресытившийся властью, видом крови, и старый акын, проживший долгую жизнь и прославившийся на всю степь своими песнями. Атаман заставляет акына петь, цинично заявляя: «Он может выпеть себе жизнь». А старый певец исполняет неведомо откуда ему известный, где-то услышанный "Интернационал", стоивший ему жизни. В рассказе сила духа акына и в его лице всего народа противопоставлена жестокой силе сибирской контрреволюции.
В новелле

Слайд 20"Рассказ о девичьих косах" также построен по принципу антитезы и описывает

один из эпизодов гражданской войны. Несмотря на остроту сюжетной линии, рассказ наполнен поэтиче­скими зарисовками и романтическими отступлениями: "На моей родине удушливые косы девушек тяжелы, как дым кизячных ко­стров, и притворно недоступны, как счастье. Они струятся из на­кипи черных волос, ослепительно кроткие, вкрадчивые и живые. Я не раз слушал их неуловимое дыхание и не раз, зачарованный звериной прелестью их, путал степные дороги, ронял из рук повода, улыбался во сне и слагал расточительные песни..."
В степи было неспокойно, кипела борьба. Однажды на один из аулов, когда в нем не было мужчин, обрушилась "стая казачьих пик”. И есаул сказал: "Мне надоело их тлить и вешать”, приказав отрезать косы у девушек. "И косы звенели тускнеющей чешуей монет, воровато сползали с войлока, падали к ногам есаула, впиваясь в его малиновые, как собачья кровь, краги...”
Повествование завершается тем, что мужчины аула возвращаются и вешают инициатора расправы на аркане из девичьих кос. Рассказ написан в форме ритмизированной прозы.

Слайд 21 В новеллах И. Шухова о гражданской войне нет батальных

сцен, не раскрываются суть, движущие силы, причины войны, так как это не исторические новеллы, а романтические. Противники, будь то казачий атаман, есаул, старый певец или девушка-казашка, выписаны в условно-романтической манере как типичные представители противоборствующих сил. В отдельных эпизодах раскрывается дух народа, его вера в победу, ненависть к жестокому врагу, стремящемуся покорить степняков на их родной земле. Новеллы И. Шухова, как и все его последующие произведения, проникнуты любовью к Казахстану, сопереживанием судьбам отдельных людей и всего народа: "И в эту ночь мгла задыхалась на бездорожье, птицы врастали в гнезда, и умнейшие псы скорбели под арбами. В эту ночь на аул мятежников, на аул моей возлюбленной стреми-тельно падала беда; она падала, как аркан на непокорную голову ревнивой кобылицы, и темнела скорбь, предугаданная по звездам”. Эти строки написаны русским писателем, для которого казахская земля и ее народ стали родными.
В новеллах И. Шухова о гражданской войне нет батальных сцен, не раскрываются суть, движущие силы,

Слайд 22

Закрепление.
1. Расскажите о жизни и творчестве И. П. Шухова.
2. В чем заключается своеобразие ранних новелл И. П. Шухова?
3. Определите тему и идею рассказа "Последняя песня".
4. Каковы способы создания образа старого музыканта?
5. Какой прием лежит в основе сюжета и композиции рассказа "Послед­няя песня"? В каких из прочитанных вами произведений русской лите­ратуры XVIII — начала XIX в. использовался данный прием?
6. Каким образом в "Рассказе о девичьих косах” интерпретируется поня­тие символа?
7. Каковы приемы создания образа атамана и казаков в новеллах писате­ля?
8. В чем заключается своеобразие пейзажных зарисовок в новеллах И. П. Шухова?
9. Что такое ритмическая проза?
10. Как используются особенности ритмической прозы в новеллах И. П. Шухова?
11. Расскажите о жанре новеллы. Чем новелла отличается от рассказа?
Найдите в произведениях И. II. Шухова описания степи. Какие краски, тона, звуки передаются в пейзажных картинах?
Прочитайте и рабочей тетради хронологическую таблицу "Жизнь и творчество И. II. Шухова”. Что нового о писателе вы узнали из нее?
Расскажите о дружбе Шухова с казахскими писателями. Подготовьте доклад на тему Иван Шухов и Сабит Муканон".
15. Каково значение творчества И. П. Шухова в истории русской литерату­ры Казахстана?
Закрепление.1.

Слайд 23Что нового я узнал на уроке? 
Какой вид работы мне был

интересен? 
О каких людях рассказы Шухова? 

Рефлексия 

Что нового я узнал на уроке?   Какой вид работы мне был интересен?   О каких людях

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть