Слайд 1Выполнила:
ученица 6 «А» класса
ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса» г. Москвы
Трембовецкая
Елизавета
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы Дрофа Л. И.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
«Слова-паразиты как выразители эмоционального состояния человека»
Слайд 2Научная новизна, актуальность и гипотеза исследования
Научная новизна исследования.
В рамках нашей
работы сделана попытка выяснить, что слова-паразиты, живущие в лексиконе учеников нашего 6 «А» класса», могут рассказать об их натуре, сущности мышления и видения мира.
Актуальность исследования.
Очень важно, чтобы люди обращали внимание на то, как они говорят, придавали этому какое-то значение. Если люди начнут обращать внимание на собственную речь и на слова-паразиты в частности, если им это не будет нравиться, тогда они просто будут следить за речью и прикусывать язык всякий раз, когда хочется опять сказать «вот» или «на самом деле». Очень сложно слушать человека, который постоянно употребляет подобные слова.
Гипотеза: между психологическими особенностями человека и "предпочитаемым" им словом-"паразитом" есть неслучайное соответствие. "Выбор" такого слова осуществляется подсознанием, и поэтому оно несет с себе указание на нечто, существенно важное в психологии говорящего.
Слайд 3Объект и предмет исследования
речь учащихся 6 «А» класса
слова-паразиты
Объект исследования:
Предмет
исследования:
Слайд 4ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
изучить особенности употребления слов-паразитов в устной речи современных школьников, в
частности учащихся 6 «А» класса, с точки зрения как их количественного использования, так и эмоционального состояния учеников при их употреблении
Слайд 5ЗАДАЧИ :
1) изучить лингвистическую литературу (в том числе и интернет-источники) по
данной теме;
2) провести анкетирование учащихся;
3) определить место слов-паразитов в речи учащихся;
4) установить причины появления данных слов;
5) дать некоторые рекомендации по искоренению из своей речи слов-паразитов.
Слайд 6РАБОТА С ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Слайд 7Заговори, чтобы я тебя увидел…»
“Заговори, чтоб я тебя увидел” - эти мудрые
слова принадлежат философу Сократу. Наша речь – это и одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому обычно провожают. А чтобы говорить правильно, надо знать язык. Чтобы он стал надежным, верным другом, надо обращаться с языком, этим культурным достоянием любого народа, разумно, бережно и аккуратно.
Сократ, как известно, был не просто философом, но ещё и прекрасным физиономистом, умеющим определять суть человека по его голосу, а также судить о характере и деловых возможностях собеседника по его умению грамотно строить речь, показывать себя, представлять свое Я. Потому он и просил каждого, кто хотел с ним познакомиться: «Заговори со мной…»!
Слайд 8Каков человек, такова и его речь»
Жил-был этот, как его,
Ну, и значит,
и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак –
Это, в общем, значит, так,
И его любимый зять.
Звали зятя – так сказать…
А жену-то звали – ну…
А соседа звали – это…
А его родители –
Видишь ли
И видите ли…
А ещё какой-то – э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну, и значит, и вообще.
Эмма Мошковская
Слайд 9Э-э... мня-мня… так сказать
По правилам языка, все слова
в высказывании должны нести определённую смысловую нагрузку. Но не всегда это получается: употребление слов-паразитов (сорняков) нарушает правила русского языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в несвойственном контексте. Такая речь, переполненная словесными сорняками, лишена точности, выразительности, строгости, логичности. Вот пример из книги писателя Л. В. Успенского "Культура речи". Попробуйте понять смысл этого высказывания: " - Э, мня-мня-мня... так сказать... Да вот телевизор-то мой, так сказать, лучше вашего... э-э-э, мня-мня, как его этого, ну как же не лучше, так сказать: само дело показывает..." (Успенский Л. В. Культура речи. – М.: Знание, 1967. – С. 4).
Слайд 10«Что в имени тебе моём?»
Это классические паразиты. Но,
оказывается, есть паразиты и лингвистические. Они живут особой жизнью, не обращая внимания на мнение окружающих их слов и фраз, бесцеремонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. В лингвистике они получили название слов-паразитов. В свободной энциклопедии «Википедия» читаем: «Слова-паразиты – лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «такскать», «как бы», «это самое», «ну…» и других».
В большом энциклопедическом словаре читаем: «Паразиты – (от греч. parasitos – нахлебник, тунеядец), организмы, питающиеся за счёт других организмов (называемых хозяевами) и более часто наносящие им вред». В словаре Л. П. Крысина даётся такое определение этого слова: «ПАРАЗИТ [греч. parasitos нахлебник].1. (биол.) Организм (растение или животное), питающийся за счет другого организма. 2. (перен., презр.) Тот, кто живет чужим трудом, тунеядец» [Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Русский язык, 1998. С. 508].
Слайд 11«Что в имени тебе моём?»
В словаре лингвистических терминов Д. Э. Розенталя
приводится следующее определение слов-паразитов: «Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д. Значит, так сказать, собственно говоря, видите ли, ну, того, вот и т. п.»
В российском гуманитарном энциклопедическом словаре читаем: «"СЛОВА́-ПАРАЗИ́ТЫ" — асемантические единицы речи, которые не несут информационной нагрузки и не выполняют дополнительных функций, имеющих отношение к информационному содержанию речи. Для них характерны: избыточность, несовпадение со словарным значением, повышенная частотность в тексте, интонационное выделение, сочетание с паузами, сочетание с затруднением в речи, сочетание с "отстранением" говорящего, его отношением к коду, "неучастие" в предложении».
Слайд 12«Наша речь – это наш портрет»
Слушая рассказ человека,
можно многое о нём узнать: насколько он образован, насколько начитан, в каком кругу привык общаться. Наша речь выдаёт нас с головой или просто рисует нашему собеседнику наш портрет.
Слова это самое, того, в общем, между прочим, так сказать и др. как бы (!) съедают смысл сказанного, питаются нашей речью.
И действительно, очень тяжело слушать человека, когда он сыплет такими «мусорными» словами. Их бесконечный повтор начинает раздражать собеседников, и это раздражение переносится на того, кто ими сыплет. В какой-то момент эти постоянные «короче», «это самое», «значит» и им подобные заглушают все остальные слова и просто мешают воспринимать мысль.
Слайд 13Враги современного человека
Вы… это самое… того…
Когда вы говорите,
То значит, это… как
его…
Ну, в общем, не тяните…
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
(А. Шибаев).
Употребляя слова-паразиты, человек выглядит неуверенно, не производит нужного впечатления. Следовательно, слова-паразиты являются врагами современного человека, и от таких слов следует «избавляться».
Слайд 14Наиболее употребительные слова-паразиты
В ходе изучения литературы по данному
вопросу нами составлен список наиболее употребительных слов-паразитов в русском языке, употребляемых как взрослыми, так и ребятами школьного возраста. Приведём их:
Блин, буквально, ваще, ведь, вероятно, видишь /видите ли, в натуре, в некотором роде, в общем(-то), вообще(-то), вот, в принципе, в самом деле, всё такое, в целом, да не вопрос, дело в том, допустим, жесть, ёшкин кот, знаешь /знаете (ли), значит, итак, и так далее, и тому подобное…, кажется, как бы, как говорится, как его, как сказать, короче, мошешь/ете вообразить, можешь/ете представить, наверное, на самом деле, на нет, ну, ну вот, пипец, по-любому, по ходу, правда, прикольно, понимаешь, послушай, прикинь, просто, прямо, респект, скажем, собственно говоря, стало быть, так, итак, так вот, так сказать, типа, типа того, то есть, уже, реально, чёрт, это, это самое, я имею в виду, (я) скажу
Слайд 15Анкетирование
Анкета 1
1.Употребляете ли Вы в своей речи слова-паразиты, например: в общем,
в общем-то, вообще, вот, в принципе, знаешь / ты знаешь / знаете / вы знаете, значит, как бы, ну, понимаешь / понимаете, такой, так сказать, там, это, это самое, этот, этот самый; э...э, м...м?
ДА НЕТ
2.Мешают ли вам слова-паразиты выражать свои мысли?
ДА НЕТ
3.Часто ли вы выступаете публично (с докладами, лекциями, уроками)?
А /Не выступаю Б / Редко В /Регулярно Г /Часто
4. Много ли Вы читаете?
А / Не люблю читать Б /Читаю по заданию учителя
В / Стараюсь читать регулярно Г /Много читаю
5.Боретесь ли Вы с привычкой употреблять в речи слова-паразиты?
А/ДА Б/НЕТ, В/НЕТ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ИСПОЛЬЗУЮ ИХ, Г/МНЕ НРАВИТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКИЕ СЛОВА
Слайд 16Анкетирование
Анкета 2:
1. Используете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
ДА НЕТ
2. Можете ли Вы обойтись без этих слов? ДА НЕТ
3. Какие слова-паразиты употребляете в речи?_________
4. Считаете ли Вы, что эти слова:
а) засоряют речь говорящего;
б) украшают речь говорящего;
в) помогают сформулировать речь говорящего?
г) помогают выделиться среди товарищей
д) такие слова позволяют быть «своими» в среде друзей
Слайд 17Результаты анкетирования
Короче – 18 ч. Типа – 16 ч.
Блин – 15 ч.
Чё – 10 ч. Ну – 10 ч. Как бы – 9 ч. Просто – 8
Слайд 18Результаты анкетирования
Ок (Окей) – 3 ч.
Ясно – 2 ч. А… - 3 ч. Ядрен-батон – 2 ч.
Слайд 19Результаты анкетирования
Мы предположили, что частота употребления слов-паразитов на
уроке и вне его может меняться в зависимости от психологического состояния шестиклассников, их рассеянности или неготовности к работе. Можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов на уроках во вторник, в четверг и в пятницу в среднем в 3-4 раза выше, чем в другие дни. Это объясняется сложностью расписания уроков в эти дни (в понедельник нет уроков русского языка и литературы, в среду – только один урок русского языка).
По итогам этого этапа работы можно сделать следующие выводы:
На уроках наблюдается средняя степень засорённости речи участников учебного процесса словами-паразитами, поскольку их использование в большей степени определяется сложностью, критичностью момента речи или языковой ситуацией, связанной со спецификой работы на уроке. Частотность употребления слов-паразитов выше в среде свободного общения, что может быть связано с отсутствием концентрации и самоконтроля участников диалога. Количество слов-паразитов в речи учащихся возрастает на предметах естественно-гуманитарного цикла, что связано с необходимостью конструирования монологического высказывания спонтанного характера.
Слайд 20ВЫВОДЫ
Таким образом, наши слова-паразиты – сигналы нашего характера,
сущности мышления и видения окружающего мира.
Считается, что человек, который долго думает, прежде чем произнести следующее слово, говорит это. А в речи людей, говорящих очень быстро, часто встречается так сказать. Сами понимаете — это классический пример «маленького» человека — робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. Короче — человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного короче эффект достигается обратный.
Хотите ли вы, чтобы окружающие знали о вас больше, чем вы сами рассказываете?
Слайд 21Что могут рассказать о нас слова-паразиты?
Анализ поведения и
речи учащихся обнаружил, что между психологическими особенностями школьника и "предпочитаемым" им словом-"паразитом" есть совсем не случайное соответствие. "Выбор" такого слова осуществляется подсознанием, и поэтому оно несет с себе прозрачное указание на нечто, существенно важное в психологии говорящего.
Слайд 22Что могут рассказать о нас слова-паразиты?
У каждого поколения
есть свое, «фирменное», выражение-паразит. У нашего поколения – это «как бы». Лингвисты утверждают, что его употребление в разговорной речи артикулирует уход от ответственности говорящего с помощью создания атмосферы неопределенности. «Я как бы собираюсь в отпуск», «Я как бы сейчас сплю». Так человек избегает возможного фронтального столкновения с собеседником и оставляет себе пространство для маневра. Конечно, этим «как бы-людям» лучше серьезные задачи не поручать – как бы что не вышло.
«Как бы» означает «как будто», то есть выражает неуверенность, некомпетентность. То ли да, то ли нет. Но не обязательно. Видна неуверенность и приблизительность как в речи, так в человеке, в его целях, в поступках.
Как бы
Слайд 23Что могут рассказать о нас слова-паразиты?
Мы нынче как бы все глупеем
–
Всё стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад,
А то ведь как бы неумело
И чаще как бы невпопад. (Ю. Важдаев)
Частица «как бы» заполонила всё наше жизненное окружение. Всё вокруг как бы: нет ничего определённого, точного, верного. Как бы живём. Как бы общаемся. Как бы работаем. Как бы любим...
Как бы
Слайд 24Что могут рассказать о нас слова-паразиты?
Одержимые вирусом этого
выражения люди являются полной противоположностью «как бы людей».
Психологи-лингвисты характеризуют таких людей как уверенных в себе, знающих, что хотят в жизни, имеющих на все свою точку зрения. Исходя из этого, частое употребление «на самом деле» в разговорной речи говорит о самоуверенности говорящего.
Таким образом, это сочетание используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
На самом деле
Слайд 25Что могут рассказать о нас слова-паразиты?
Словечко людей «вообще-то» характеризует не уверенных
в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать», или «тскать», часто встречается в речи людей, которые за словом в карман не лезут, говорят быстро и с помощью этого «тскать» пытаются расчленить свою речь на отрезки, чтобы облегчить слушателю внимание.
Слово «вот» обозначает завершение некоторого смыслового блока, то есть дает время осмыслить сказанное и подготовиться к новой информации.
Слово «кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
ВООБЩЕ-ТО, ТАК СКАЗАТЬ, ВОТ, КСТАТИ
Слайд 26Что могут рассказать о нас слова-паразиты?
Одно из самых распространенных слов-сорняков. В
«Частотном словаре русского языка», в котором описано порядка 40000 слов, «ну» крепко держится в Топ-100. Конечно, это слово употребляется не только в качестве «паразита»: оно может выражать побуждение, удивление, восхищение и даже иронию. Однако не в таком количестве, которое мы наблюдаем сегодня в нашем повседневном речевом потоке. Слово «ну» - древнее; его можно встретить во многих славянских языках. Правда, точной этимологии слова так и не удалось установить. Большинство лингвистов сходятся во мнении, что изначально «ну» было звукоподражанием. Вопрос – чему? Удару хлыста, полету стрелы, звуку топора?... Можно сказать одно: наши далекие предки употребляли «ну», когда хотели к чему принудить собеседника. Слова «нужда», «нудить», возможно, происходят именно от этой частицы. Со временем это «слово-угроза» стало употребляться для придания высказыванию большей силы. Вероятно, и мы, злоупотребляя «ну», неосознанно желаем придать нашей речи больше значимости. Филологи утверждают, что мы говорим «ну» в диалоге, побуждая собеседника к ответному речевому акту, то есть эта частица выполняет функции поддержания коммуникационного контакта. Интересно, что в хеттском языке (был такой древний народ – хетты) «nu» ставилось практически перед каждой фразой
НУ
Слайд 27Что могут рассказать о нас слова-паразиты?
«Украшает» речь людей с плохой памятью
или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Как правило, в «этом самом» обвиняют людей малообразованных, неспособных в речевой стихии оперативно правильно подобрать слова. Но не все так просто с этим выражением: арсенал междометий и сорняковых фраз в русском языке довольно широк, чтобы прибегать к каким-то совсем странным конструкциям, вроде «это самое». Вероятно, данный речевой «паразит» изначально функционально заменял какие-то запретные, табуированные слова в языке по причины суеверий, например, (чтобы не сглазить).
ЭТО САМОЕ
Слайд 28Что могут рассказать о нас слова-паразиты?
Это сорняковое слово, которое в «обычном
состоянии» является сравнительной формой прилагательного «короткий» и наречия «коротко», обязано своей паразитарной природе военной среде. Так старшие по званию учили подчиненных более четко выражать свои мысли. Потом слово попало в мир «штатских» и стало выполнять функция введения для очень долгих рассказов.
Человек, использующий слово-паразит «короче», скорее всего, не жаждет общаться, не хочет обременять себя объяснениями, и он лентяй по жизни.
Эти слова употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Чаще это подростки или люди, сохранившие и во взрослой жизни зависимость от тинейдержских стереотипов.
КОРОЧЕ
Слайд 29Что могут рассказать о нас слова-паразиты?
Слово, с которого обычно начинается ответ
на вопрос, ставшее популярным в наше время. Неосознаваемая склонность к такому началу речи имеет под собой несколько оснований. Во-первых, прямое и лаконичное указание "Вы знаете..." есть не что иное, как завуалированная попытка внушения своего мнения слушателям вместо его обоснования. Во-вторых, оно ненавязчиво переносит ответственность за убедительность последующего высказывания с говорящего на слушающих: если сказанное их не убедит, то это потому, что они не знают чего-то, что должны были бы знать.
ЗНАЕТЕ
Слайд 30ВЫВОДЫ
В рамках нашей темы закономерно напрашивается вывод: функциональные
возможности слов-паразитов решают ряд проблем учащихся, испытывающих трудности в связи с волнением, потребностью дополнительного времени для поиска нужного слова.
Лингвист Д. А. Волошина предлагает комплексный подход в рассмотрении функций слов-паразитов с точки зрения говорящего и слушающего, что, на наш взгляд, очень важно в теории и практике коммуникации. Она выделяет следующие функции слов-паразитов для говорящего: 1) заполнение паузы; 2) предоставлении времени для раздумий, подбора нужного слова, четкой формулировки высказывания; 3) замена ненайденного слова; 4) связывание слов в предложении; 5) придание речи большей эмоциональности; 6) придание особого колорита; 7) имитации общения; заполнение места артикля европейских языков.
Слайд 31ВЫВОДЫ
Слова-"паразиты" используются школьниками как один из подсознательных способов
преодоления остановок в речевой деятельности. Когда по смыслу ситуации ученик должен что-то говорить, но не может быстро сформулировать ответ, в речи возникает мучительная пауза. Ее немедленно начинает заполнять подсознательная речевая "продукция": причмокивание, прокашливание, междометия, повторы слов, слова-"паразиты".
«Для слушающего слова-паразиты являются индикаторами психологического состояния говорящего: того, что человек нервничает; что желает быть «своим»; стремится «выпендриться»; хочет сделать свою речь более эмоциональной». Экстралингвистические аспекты личности говорящего также обнажаются при восприятии собеседником слов-паразитов: бедный словарный запас, недостаточное владение темой, низкие коммуникативные способности и др.
Слайд 32ВЫВОДЫ
Мы должны уметь правильно использовать все возможности богатого
русского языка и уметь понятно, просто и доступно излагать свои мысли. Чистая и правильная речь – это признак образованности умного человека.
Выбор за каждым из нас – употреблять лишние слова или нет. Но всегда надо помнить, что речевое поведение – это «визитная карточка человека в обществе».
Слайд 33Использованная литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону.
«Феникс», 2007.
2. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.
3. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М. «Просвещение» 1988.
4.Голуб И.Б. Как мы говорим. А как пишем! - М. Школа издательского и медиа бизнеса. 2011.
5. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. N 15.
6. Новиков В. Словарь модных слов. Языковая картина современности. М. «АСТ –ПРЕСС» 2011.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-63182/
© Shkolazhizni.ru