Презентация, доклад Использование выразительных средств

Содержание

Цели занятия:Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выразительных средствахУметь находить их в текстеУметь пользоваться этими средствами в речи

Слайд 1Изобразительно-выразительные средства
ПОДГОТОВКА
К ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Сусловская СОШ»

Изобразительно-выразительные средстваПОДГОТОВКА К ЕГЭУчитель русского языка и литературы МБОУ «Сусловская СОШ»

Слайд 2Цели занятия:
Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выразительных средствах
Уметь находить их

в тексте
Уметь пользоваться этими средствами в речи
Цели занятия:Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выразительных средствахУметь находить их в текстеУметь пользоваться этими средствами в

Слайд 3Ответьте на вопросы:
Что такое эпитет?
Это красочное определение
Что такое метафора?
Это слово в

переносном значении
Что такое гипербола?
Это преувеличение
Что такое риторический вопрос?
Это вопрос, не требующий ответа
Что такое инверсия?
Это обратный порядок слов



Ответьте на вопросы:Что такое эпитет?Это красочное определениеЧто такое метафора?Это слово в переносном значенииЧто такое гипербола?Это преувеличениеЧто такое

Слайд 5Познакомимся с некоторыми тропами:
Метонимия – перенос названия с одного предмета на

другой: с содержимого на содержащее.
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума.
Подразумевается доля нищего. Поэт утверждает, что лучше быть нищим.
Познакомимся с некоторыми тропами:Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой: с содержимого на содержащее.Не дай

Слайд 6Синекдоха
Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-меньшее».
Розы в хрустале
Имеется

в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза.
СинекдохаЗамещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-меньшее».Розы в хрусталеИмеется в виду не кусок хрусталя, а

Слайд 7Гипербола и литота
Гипербола – от слова «гипер» - очень – преувеличение.
Литота

– наоборот, преуменьшение
Гипербола и литотаГипербола – от слова «гипер» - очень – преувеличение.Литота – наоборот, преуменьшение

Слайд 8СРАВНЕНИЕ
Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «как», «будто», «словно»,

«как будто».
___________________
.
СРАВНЕНИЕСравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «как», «будто», «словно», «как будто».___________________.

Слайд 9Анафора и эпифора
Анафора – единоначатие.
Не надо путать анафору с синтаксическим параллелизмом.

Синтаксический параллелизм – это одинаковое строение предложений с точки зрения синтаксиса.
Парцелляция – это деление предложений «на порции» с помощью запятых или точек на отрезки.

Эпифора – одинаковый конец строчек стихов, предложений.

Анафора и эпифораАнафора – единоначатие.Не надо путать анафору с синтаксическим параллелизмом. Синтаксический параллелизм – это одинаковое строение

Слайд 10Градация
Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются

по нарастающей.
Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
ГрадацияЭто приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей.Как ему до сих пор

Слайд 11Вопросно-ответная форма изложения
Вопросно-ответная форма изложения - форма речи, при которой автор

как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними.
Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма — дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится — это задача нас всех.

Вопросно-ответная форма изложенияВопросно-ответная форма изложения - форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником,

Слайд 12Перифраза
Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. Особое место занимало

у него в словаре слово «золото».
Золотом называлось всё, что хотите. Уголь и нефть — «черное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — «голубое золото».
(В. Войнович)

ПерифразаПерифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. Особое место занимало у него в словаре слово «золото».Золотом

Слайд 13Парцелляция
Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части.
Жил в

Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.
(С. Довлатов)

ПарцелляцияПарцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от

Слайд 14Оксюморон
Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий
Сладостные мучения испытал

он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)

ОксюморонОксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятийСладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное

Слайд 15Лексический повтор
Лексический повтор - повторение в тексте одного и того же

слова.
— Эти люди — ваши родственники?
— Да, — сказал он.
— Все эти люди — родственники?
— Безусловно, — сказал он.
— Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох?
(С. Довлатов)

Лексический повторЛексический повтор - повторение в тексте одного и того же слова.— Эти люди — ваши родственники?—

Слайд 16Контекстуальные синонимы
Контекстные (или контекстуальные) синонимы
Была, правда, старая настольная лампа, купленная

в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д. Гранин)
То было видение...
Передо мною появились два ангела... два гения.
Я говорю: ангелы... гении — потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья.
(И. Тургенев)

Контекстуальные синонимыКонтекстные (или контекстуальные) синонимы Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая

Слайд 17Контекстуальные антонимы
Контекстные (или контекстуальные) антонимы - слова, которые в языке не

противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте.
Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Контекстуальные антонимыКонтекстные (или контекстуальные) антонимы - слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами

Слайд 18Инверсия
Инверсия - обратный порядок слов в предложении.
(При прямом порядке подлежащее предшествует

сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа дейст-
вия — перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами).
Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
(М. Неверов)

ИнверсияИнверсия - обратный порядок слов в предложении.(При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым

Слайд 19Гротеск
Гротеск - художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты

были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В. Солоухин)

ГротескГротеск - художественное преувеличение до невероятного, фантастического.Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на

Слайд 20Антитеза
Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого

контраста..
Всю мировую литературу я разделяю на два типа — литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского — и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)

АнтитезаАнтитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.. Всю мировую литературу я разделяю

Слайд 21Эллипсис
Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменён тире.

ЭллипсисЭллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменён тире.

Слайд 22Риторическое обращение
Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форме обращения

выражается отношение автора к тому, о чем говорится.
Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В. Войнович)

Риторическое обращениеРиторическое обращение - фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о

Слайд 23Риторический вопрос
Риторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной форме
Кто из нас

не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)

Риторический вопросРиторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной формеКто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем

Слайд 24Потренируемся!

Потренируемся!

Слайд 25Отгадайте виды изобразительно-выразительных средств.
«Съешь ещё тарелочку»
Метонимия
«Все флаги в гости будут к

нам»
Синекдоха
«Крошки во рту не было»
Литота
«Весь город говорил об этом»
Метонимия
«Мужичок с ноготок»
Литота
«О чём ты воешь, ветр ночной? О чём ты сетуешь безбожно?»
Олицетворение и обращение
Отгадайте виды изобразительно-выразительных средств.«Съешь ещё тарелочку»Метонимия«Все флаги в гости будут к нам»Синекдоха«Крошки во рту не было»Литота«Весь город

Слайд 26Какое средство выразительности?
(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов?

(2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?
Какое средство выразительности?(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные

Слайд 27Какое средство выразительности?
(17)И что же, пакостник унялся? (18)Притормозил? (19)Засовестился?

Какое средство выразительности?(17)И что же, пакостник унялся? (18)Притормозил? (19)Засовестился?

Слайд 28Какое средство выразительности?
Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по

наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся.
Какое средство выразительности?Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под

Слайд 29Какое средство выразительности использовано?
Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все

же не так много.
Какое средство выразительности использовано?Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много.

Слайд 30Какое средство выразительности?
Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили

руки?
Какое средство выразительности?Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?

Слайд 31Какое средство выразительности ?
« Шипенье пенистых бокалов…» (А.С. Пушкин)

Какое средство выразительности ?« Шипенье пенистых бокалов…» (А.С. Пушкин)

Слайд 32средство выразительности в предложениях
«Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки.
Метафора «зачирикали»
Сегодня

личные библиотеки в очень многих домах. Могу сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретают из-за красивых корешков. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна.
Парцелляция
средство выразительности в предложениях«Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки.Метафора «зачирикали»Сегодня личные библиотеки в очень многих домах.

Слайд 33Еда стоит на столе
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Синекдоха

Еда стоит на столеЭпитетМетафораОлицетворениеСинекдоха

Слайд 34Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так

уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев)

Сравнение

Метафора

Литота

Эпитет

Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени

Слайд 35Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым

буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин)

Эпитет

Метафора

Олицетворение

Сравнение

Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим

Слайд 36«И к мудрому старцу подъехал Олег» (А.С. Пушкин)
Эллипсис
Градация
Инверсия
Оксюморон

«И к мудрому старцу подъехал Олег» (А.С. Пушкин)ЭллипсисГрадацияИнверсияОксюморон

Слайд 37
Эпитет
Развёрнутая
метафора
Олицетворение
Сравнение
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно –

колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи. (Н.С.Гумилёв)
ЭпитетРазвёрнутая метафораОлицетворениеСравнениеИ вот мне приснилось, что сердце мое не болит,Оно – колокольчик фарфоровый в желтом КитаеНа

Слайд 38«О вещая душа моя» (А.А.Фет)
Метафора
Синекдоха
Метонимия
Эпитет

«О вещая душа моя» (А.А.Фет)МетафораСинекдохаМетонимияЭпитет

Слайд 39«Мёртвые души» (Н.В. Гоголь), «Живой труп» (Л.Н.Толстой)
Оксюморон
Метафора
Олицетворение
Сравнение

«Мёртвые души» (Н.В. Гоголь), «Живой труп» (Л.Н.Толстой)ОксюморонМетафораОлицетворениеСравнение

Слайд 40Люди в белых халатах
Умолчание
Перифраз
Инверсия
Оксюморон

Люди в белых халатахУмолчаниеПерифразИнверсияОксюморон

Слайд 41Вселенная спит, положив на лапу С клещами

звёзд огромное ухо. (В.В. Маяковский)  

Эпитет

Метафора

Олицетворение

Сравнение

Вселенная спит, положив на лапу      С клещами звёзд огромное ухо. (В.В. Маяковский)

Слайд 42Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что

взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов)

Эпитет

Метафора

Гипербола

Метонимия

Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»?

Слайд 43.
Антитеза
Градация
Инверсия
Лексический
повтор
«Сначала очень была огорчена» (А.С. Пушкин)

.АнтитезаГрадацияИнверсияЛексический повтор«Сначала очень была огорчена» (А.С. Пушкин)

Слайд 44«… струится маленький Серебряный ручей», «Черемуха душистая…»
Эпитет
Метафора
Сравнение
Метонимия

«… струится маленький Серебряный ручей», «Черемуха душистая…»ЭпитетМетафораСравнениеМетонимия

Слайд 45Присягаю ленинградским ранам,     Первым разоренным очагам:     Не сломлюсь, не дрогну, не

устану,     Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)

Умолчание

Градация

Инверсия

Антитеза

Присягаю ленинградским ранам,     Первым разоренным очагам:     Не сломлюсь, не дрогну, не устану,     Ни крупицы

Слайд 46Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали

волны…» (А. С. Пушкин)

Эпитет

Метафора

Олицетворение

Сравнение

Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…»  (А. С. Пушкин)ЭпитетМетафораОлицетворениеСравнение

Слайд 47«…и слышно было до рассвета, как ликовал француз…»(М.Ю. Лермонтов)
Эпитет
Синекдоха
Гипербола
Оксюморон

«…и слышно было до рассвета, как ликовал француз…»(М.Ю. Лермонтов)ЭпитетСинекдохаГиперболаОксюморон

Слайд 48Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в

окна…» (А. С. Пушкин)

Эпитет

Метафора

Олицетворение

Сравнение

Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна…»  (А. С. Пушкин)ЭпитетМетафораОлицетворениеСравнение

Слайд 49УДАЧИ НА ЕГЭ!!!

УДАЧИ НА ЕГЭ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть