Слайд 1 МБОУ Ярская средняя общеобразовательная школа
№ 2
Научно-практическая конференция
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС .
Выполнила: Кротова Ольга
Анатольевна, учитель русского
и литературы.
Слайд 3ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС .
Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Слайд 4Цель ТРКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в
образовательный процесс.
В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:
Вызов;
смысловая стадия;
Рефлексия.
Слайд 5Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует
для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.
Верно — не верно
Предлагаю несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернуться к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.
Слайд 6в 7-м классе по теме «Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:
а)
все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;
б) все предлоги пишутся в одно слово;
в) правописание производных предлогов надо запомнить;
г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;
д) производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.
Слайд 7На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение зая.
На
фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.
Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.
Слайд 10Инсерт — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и
предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения. На полях текста учащиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока, и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.
Морфемика (6 класс, работа в парах).
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? –эта информация для меня непонятна, появились вопросы.
«Причастие» ( русский язык, 7 класс).
На стадии вызова предлагаю семиклассникам предположить, что такое причастие. На доске фиксирую высказанные мнения. (Предположений немного: дети говорят, что это какая-то часть речи).
Затем просим определить части речи слов: белый, белеет, белеющий, светлый, светлеет, светлеющий.
Мнения учащихся расходятся. Чтобы разрешить все сомнения, предлагаю найти ответы в учебном тексте.
Слайд 12Инвентаризация. Учащиеся в начале урока тезисно записывают то, что им известно
по теме. В дальнейшем список обсуждается в парах и по ходу урока пополняется или корректируется.
«Родная природа в поэзии русских поэтов 19 века» (литература 5-7 класс).
Музыкальная иллюстрация – Вивальди «Времена года. Зима».
Представьте себе, какое время года изобразил композитор в своём произведении? Почему?
С какими радостными событиями связана для вас зима?
Опишите звуки, ваши мысли, чувства.
Слайд 13 Таблица "ЗХУ". Ученик вспоминает все, что он знает по теме и
записывает свои мысли в таблицу:
Я это знаю Хочу узнать Узнал на уроке
На стадии вызова заполняются первые две колонки. Третья пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы.
Для облегчения систематизации знаний могу задавать наводящие вопросы.
Литература (5,6 класс, А.П.Чехов «Юмористические рассказы»).
Какие произведения этого писателя вы знаете?
Что интересного в его рассказах?
Что вы хотите узнать о нем? И т.д.
Слайд 14Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагаю рисунок или иллюстрацию. Они выдвигают свои
теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой урока. (Литература 7 класс, Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»).
Слайд 15Ассоциации. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения
— какие ассоциации вызывает эта тема? Например, озвучивается название произведения. Какие ассоциации вызывает это название? Что может происходить в рассказе с таким названием? и т.д.
Ю.Казаков «Тихое утро»
Е.Носов «Кукла»
А.Платонов «Юшка».
Юшка –кровь, животворящая жидкость.
Слайд 16Корзина идей — в условную "корзину" тезисно записываются все соображения и предположения
учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН.
Исходя из данной темы, поставим перед собой учебные задачи. Что будем делать на уроке и на какие вопросы хотели бы получить ответ.
… будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”;
… выясним, от чего лошади плачут;
...будем сравнивать, обобщать, выделять главное;
…в названии рассказа кроется тема нашего урока и проблемный вопрос, на который мы должны ответить.
Слайд 17Таким образом, стадия вызова в рамках уроков ТРКМЧП выполняет сразу несколько
функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями). Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным.
Слайд 18Смысловая стадия предполагает реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за
счет материала, воспринимаемого с интересом.
Дневники. Этот прием дает возможность ученику увязать содержание текста со своим личным опытом. («Дневники Л.Н.Толстого», литература 10 класс).
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. Такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.
Слайд 19Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После
прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу:
Чтение с остановками и Вопросы Блума
Н.Носов «Федина задача» ( литература 5 класс)
Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
Слайд 22Итак, стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа
с ней.
Функции этой стадии урока:
Информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по полочкам" в своей памяти.
Слайд 23На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных
целей.
Какую задачу решали на уроке?
Что было трудным, сложным?
Кто доволен сегодня своей работой?
Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
Как бы вы оценили свою работу? Почему?
ПРИЁМЫ РЕФЛЕКСИИ
Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой.
Синквейн - слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Рафт - данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.
Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:
Р – ролью. От чьего имени вы будете писать?
А – аудиторией. Кому вы будете писать?
Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).
Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
Рефлексия (Ф.Абрамов «О чем плачут лошади»)
Задание: 1 группе написать синквейн со словом ЛОШАДЬ.
2. группе продолжить фразу «Рассказ заставил задуматься над тем, что…»
3. группе продолжить фразу «Если человек будет по-доброму относиться к животным, то…»
4. группе продолжить фразу «Лошади тоже плачут, потому что…»
После высказываний учащихся обобщаю материал урока.
- Итак, вспомните, какие задачи и цели были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? На все ли поставленные вопросы ответили. Прокомментируйте.
Слайд 26 Оценочный лист
Оцени СВОЮ РАБОТУ
на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________
3. Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать _________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________
6. Осталось непонятным _________________________________________________
Слайд 27Лист самооценки (заполняется по результатам выполнения проверочной работы)
Выполнение этой работы
мне понравилось (не понравилось) потому, что _______________
Наиболее трудным мне показалось _______________________________________________
Я думаю, это потому, что _________________________________________________________
Самым интересным было ________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал _______________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал ____________________
Я бы хотел попросить своего учителя ____ __________________________________________
Оценочный лист «Что я знаю о словосочетании?»
Слайд 29 Продолжи предложение…
Произведение помогло задуматься над …
Самым интересным
в рассказе было…
Сегодня на уроке я открыл (а) для себя…
Особенно мне понравилось в рассказе…
Слайд 30 Лист самооценки «Признаки частей речи».
Слайд 33 Тема «Фразеологизмы» (проектная
деятельность)
Рефлексия
Сегодня на уроке я:
не ударил лицом в грязь;
работал не покладая рук;
убивал время зря;
не лез за словами в карман;
хлопал ушами;
слышал краем уха;
шевелил мозгами;
считал ворон;
работал в поте лица;
добился своего.
Слайд 35Критерии оценки
урока
Критерии оценки собственной деятельности
Все отлично, урок понравился
Неплохо, но можно
было и лучше
Скучно, неинтересно
Я молодец, я доволен своей работой
Я плохо поработал на уроке, я недоволен своей работой
У меня не все получилось, я могу работать лучше
Слайд 36 Система оценивания обучающихся
Система оценивания относится к
«сохраняющей среде здоровья»:
самооценка;
взаимооценивание;
коррекционная оценка;
совместная оценка учителя и ученика;
окончательная обоснованная оценка.
Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов.
Слайд 37 Преимущества технологии КМ:
Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с
большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.