Презентация, доклад Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Содержание

Эмоциональный настрой

Слайд 1 МБОУ Ярская средняя общеобразовательная школа

№ 2 Научно-практическая конференция

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС .


Выполнила: Кротова Ольга
Анатольевна, учитель русского
и литературы.

МБОУ Ярская средняя общеобразовательная школа № 2

Слайд 2 Эмоциональный настрой

Эмоциональный настрой

Слайд 3ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС .

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В

Слайд 4Цель ТРКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в

образовательный процесс.

В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:
Вызов;
смысловая стадия;
Рефлексия.

Цель ТРКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. В основе технологии РКМЧП

Слайд 5Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует

для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.

Верно — не верно
 Предлагаю несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернуться к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.

Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует для себя вопросы, на которые впоследствии

Слайд 6в 7-м классе по теме «Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:

а)

все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;
б) все предлоги пишутся в одно слово;
в) правописание производных предлогов надо запомнить;
г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;
д) производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.

в 7-м классе по теме «Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения: а) все предлоги пишутся всегда отдельно

Слайд 7На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение зая.   На

фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.

Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.

На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение зая.   На фазе рефлексии учащиеся анализируют

Слайд 10Инсерт — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и

предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения. На полях текста учащиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока, и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.
Морфемика (6 класс, работа в парах).
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? –эта информация для меня непонятна, появились вопросы.

Инсерт — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и предложения. Инсерт — это прием маркированного

Слайд 11

«Причастие» ( русский язык, 7 класс).


На стадии вызова предлагаю семиклассникам предположить, что такое причастие. На доске фиксирую высказанные мнения. (Предположений немного: дети говорят, что это какая-то часть речи).
Затем просим определить части речи слов: белый, белеет, белеющий, светлый, светлеет, светлеющий.
Мнения учащихся расходятся. Чтобы разрешить все сомнения, предлагаю найти ответы в учебном тексте.

«Причастие» ( русский язык, 7 класс).На

Слайд 12Инвентаризация. Учащиеся в начале урока тезисно записывают то, что им известно

по теме. В дальнейшем список обсуждается в парах и по ходу урока пополняется или корректируется.

«Родная природа в поэзии русских поэтов 19 века» (литература 5-7 класс).
Музыкальная иллюстрация – Вивальди «Времена года. Зима».
Представьте себе, какое время года изобразил композитор в своём произведении? Почему?
С какими радостными событиями связана для вас зима?
Опишите звуки, ваши мысли, чувства.

Инвентаризация. Учащиеся в начале урока тезисно записывают то, что им известно по теме. В дальнейшем список обсуждается

Слайд 13 Таблица "ЗХУ". Ученик вспоминает все, что он знает по теме и

записывает свои мысли в таблицу:
Я это знаю Хочу узнать Узнал на уроке

На стадии вызова заполняются первые две колонки. Третья пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы.
Для облегчения систематизации знаний могу задавать наводящие вопросы.
Литература (5,6 класс, А.П.Чехов «Юмористические рассказы»).
Какие произведения этого писателя вы знаете?
Что интересного в его рассказах?
Что вы хотите узнать о нем? И т.д.
Таблица

Слайд 14Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагаю рисунок или иллюстрацию. Они выдвигают свои

теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой урока. (Литература 7 класс, Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»).
Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагаю рисунок или иллюстрацию. Они выдвигают свои теории и предположения о том, что

Слайд 15Ассоциации. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения

— какие ассоциации вызывает эта тема? Например, озвучивается название произведения. Какие ассоциации вызывает это название? Что может происходить в рассказе с таким названием? и т.д.
Ю.Казаков «Тихое утро»
Е.Носов «Кукла»
А.Платонов «Юшка».

Юшка –кровь, животворящая жидкость.
Ассоциации. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения — какие ассоциации вызывает эта тема?

Слайд 16Корзина идей — в условную "корзину" тезисно записываются все соображения и предположения

учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН.

Исходя из данной темы, поставим перед собой учебные задачи. Что будем делать на уроке и на какие вопросы хотели бы получить ответ.
… будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”;
 
… выясним, от чего лошади плачут;
 
...будем сравнивать, обобщать, выделять главное;
 
…в названии рассказа кроется тема нашего урока и проблемный вопрос, на который мы должны ответить.
 

Корзина идей — в условную

Слайд 17Таким образом, стадия вызова в рамках уроков ТРКМЧП выполняет сразу несколько

функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями). Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным. 
 

Таким образом, стадия вызова в рамках уроков ТРКМЧП выполняет сразу несколько функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме,

Слайд 18Смысловая стадия предполагает реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за

счет материала, воспринимаемого с интересом. 

Дневники. Этот прием дает возможность ученику увязать содержание текста со своим личным опытом. («Дневники Л.Н.Толстого», литература 10 класс).
В левой части дневника учащиеся записывают те мо­менты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. Такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. 


Смысловая стадия предполагает реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за счет материала, воспринимаемого с интересом. Дневники. Этот

Слайд 19Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После

прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу:
Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу:

Слайд 20

Чтение с остановками и Вопросы Блума Н.Носов «Федина задача» ( литература 5 класс)

Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

Чтение с остановками и

Слайд 22Итак, стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа

с ней.
Функции этой стадии урока:
Информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по полочкам" в своей памяти.

Итак, стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа с ней.Функции этой стадии урока:Информационная. Учащиеся

Слайд 23На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных

целей.  

Какую задачу решали на уроке?
Что было трудным, сложным?
Кто доволен сегодня своей работой?
Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
Как бы вы оценили свою работу? Почему?
 

На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.  Какую задачу решали на уроке?

Слайд 24

ПРИЁМЫ РЕФЛЕКСИИ

Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой.
Синквейн - слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

Рафт - данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.
Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:
Р – ролью. От чьего имени вы будете писать?
А – аудиторией. Кому вы будете писать?
Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).
Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?


Слайд 25

Рефлексия (Ф.Абрамов «О чем плачут лошади»)


Задание: 1 группе написать синквейн со словом ЛОШАДЬ.
2. группе продолжить фразу «Рассказ заставил задуматься над тем, что…»
3. группе продолжить фразу «Если человек будет по-доброму относиться к животным, то…»
4. группе продолжить фразу «Лошади тоже плачут, потому что…»
После высказываний учащихся обобщаю материал урока.
- Итак, вспомните, какие задачи и цели были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? На все ли поставленные вопросы ответили. Прокомментируйте.

Рефлексия (Ф.Абрамов «О чем плачут лошади»)Задание:

Слайд 26 Оценочный лист
Оцени СВОЮ РАБОТУ

на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________
3. Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать _________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________
6. Осталось непонятным _________________________________________________

Оценочный листОцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.Ответь на вопросы:1. Сегодня на

Слайд 27Лист самооценки (заполняется по результатам выполнения проверочной работы)
Выполнение этой работы

мне понравилось (не понравилось) потому, что _______________
Наиболее трудным мне показалось _______________________________________________
Я думаю, это потому, что _________________________________________________________
Самым интересным было ________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал _______________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал ____________________
Я бы хотел попросить своего учителя ____ __________________________________________

Лист самооценки (заполняется по результатам выполнения проверочной работы)  Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому,

Слайд 28

  Оценочный лист «Что я знаю о словосочетании?»
  Оценочный лист «Что я

Слайд 29 Продолжи предложение…
Произведение помогло задуматься над …
Самым интересным

в рассказе было…
Сегодня на уроке я открыл (а) для себя…
Особенно мне понравилось в рассказе…
Продолжи предложение…Произведение помогло задуматься над …Самым интересным в рассказе было… Сегодня на уроке

Слайд 30 Лист самооценки «Признаки частей речи».  

Лист самооценки «Признаки частей речи».  

Слайд 31 Оценочный

лист
Оценочный лист

Слайд 33 Тема «Фразеологизмы» (проектная

деятельность)
Тема «Фразеологизмы» (проектная         деятельность)

Слайд 34

Рефлексия

Сегодня на уроке я:
не ударил лицом в грязь;
работал не покладая рук;
убивал время зря;
не лез за словами в карман;
хлопал ушами;
слышал краем уха;
шевелил мозгами;
считал ворон;
работал в поте лица;
добился своего.

РефлексияСегодня на

Слайд 35Критерии оценки
урока
Критерии оценки собственной деятельности
Все отлично, урок понравился
Неплохо, но можно

было и лучше

Скучно, неинтересно

Я молодец, я доволен своей работой

Я плохо поработал на уроке, я недоволен своей работой

У меня не все получилось, я могу работать лучше

Критерии оценки урокаКритерии оценки собственной деятельностиВсе отлично, урок понравилсяНеплохо, но можно было и лучшеСкучно, неинтересноЯ молодец, я

Слайд 36 Система оценивания обучающихся
Система оценивания относится к

«сохраняющей среде здоровья»:
самооценка;
взаимооценивание;
коррекционная оценка;
совместная оценка учителя и ученика;
окончательная обоснованная оценка.
Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов.





Система оценивания обучающихсяСистема оценивания относится к «сохраняющей среде здоровья»:самооценка;взаимооценивание;коррекционная оценка;совместная оценка учителя

Слайд 37 Преимущества технологии КМ:
 Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с

большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 Преимущества технологии КМ: Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть