Слайд 1
Игровые технологии
на
уроках русского
языка для детей –
билингвов как
одно из средств
реализации сис-
темно - деятель-
ностного подхода
в рамках
ФГОС
Слайд 2 Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но
если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Слайд 3Лексические игры на уроках русского языка для обучающихся-билингвов
Использование игровых упражнений является одним из современных подходов к формированию лексических навыков, так как игры своей ненавязчивостью, простотой, новизной пробуждают у учащихся интерес к обучению русскому языку как неродному, дарят чувство успеха, а также позволяют всем учащимся активно работать на уроке, независимо от уровня и индивидуальных особенностей каждого, реализуют деятельностный подход.
Слайд 4формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ФГОС опирается на системно-деятельностный подход, обеспечивающий
Слайд 5Гносеологическая
(познание и развитие)
Психологическая
(развитие и воспитание)
Социологическая
(навыки работы в коллективе
и с коллективом)
Слайд 6
*
Механизмы игры
мотивация;
субъектность ученика (не мы его учим, а он учится);
овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.
Слайд 7
Информационно-деятельностные модели обучения
Практика показывает, что эффективность,
результативность обучения школьников – билингвов зависит от использования информационно - деятельностных моделей обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.
Электронная интерактивная доска как раз обладает набором функций, позволяющих учителю создавать на уроке игровую ситуацию, а ученику – воздействовать на процесс обучения.
Слайд 9Цели и задачи Федеральной целевой программы «Русский язык»
Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 – 2020 годы ставит своей целью развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога. Среди задач Программы одной из важнейших является «совершенствование условий для всестороннего развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России».
Слайд 10
Ролевая игра
Ролевая игра – самая
точная модель общения, так как в ней предполагается подражание естественной ситуации. Она способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, реализуется системно-деятельностный подход.
Слайд 11
Социальная реклама
Игра "Рекламное агенство"
Слайд 13Физминутки
Игра-физминутка «Шеренга».
Постройтесь в шеренгу, чтобы синонимы находились в порядке возрастания признака.
Ученики получают карточки со словами и выполняют задание.
Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).
Подвижные игры с лексическим заданием
Слайд 14Спортивная физминутка
Я играю
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол.
Имитация удара ногой по мячу.
Я играю в баскетбол
Имитация броска по кольцу.
И, конечно, в волейбол.
Имитация паса в волейболе.
Слайд 15Песня на уроке
Использование песен на изучаемом
языке очень актуально .
Во-первых, ребята с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети,
по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре.
Во-вторых, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка, ибо песня стимулирует образное мышление и хороший вкус. Этому способствует и достаточно высокий врожденный уровень музыкальных способностей детей. На своих уроках мы использовали песню на этапах введения и закрепления лексического материала.
Игры с использованием песни на уроках при изучении русского языка как неродного позволяют включить в активную познавательную деятельность каждого ученика, создают предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
Слайд 161. Последняя буква
2. Угадай название
3. Запомните предметы.
5. Рассказ по
рисунку
4. Озвучивание рисунка
6.Испорченный телефон
8. Интересный рассказ
9.Найти сокровище
10.Игра с мячом "Где остановка?".
7. Одеть куклу.
11. Глаголы движения
12.Назовите профессию
13. Составьте кроссворд
14. .«Вы внимательный человек?»
Слайд 17Лексические игры
1.Последняя буква.
Цель: активизация лексики по изученной теме, например, по
теме «Спорт».
Ход игры: образуются две команды или игроки разбиваются на пары. Представитель первой команды (или первый в паре) называет слово, учащиеся из другой команды должны придумать слово, начинающееся с конечной буквы предыдущего слова, например, спорт - теннис. Выигрывает команда или тот игрок, который назовёт больше слов по данной теме.
Слайд 18
2.Угадай название.
Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход игры: Каждый ученик получает
свой тематический рисунок, его
задача придумать как можно больше
названий к полученному рисунку и по
возможности угадать авторское название
рисунка. Выигрывает тот, кто быстрее и
точнее даст правильное название рисунку и
кто придумает больше названий,
отвечающих основной теме рисунка.
Слайд 19
3.Запомните предметы.
Цель: проверка лексики, которую необходимо было запомнить.
Ход игры: Перед учениками лежат на столе карточки с названиями лексических единиц или предметы по изучаемой теме. В течение одной–двух минут школьники смотрят на них и запоминают. Затем учитель чем-нибудь накрывает все карточки или предметы, а ученики должны назвать все слова, которые они запомнили, и записать их. Побеждает тот, кто запомнил больше всех слов.
Слайд 20
Ход игры: играющие образуют пары. Каждая пара
получает рисунок с карточками, на которых написаны реплики диалога. Ученики должны понять, к кому из изображённых на рисунке относятся реплики и каков порядок их следования. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно, без ошибок его озвучит.
4.Озвучивание рисунка.
Цель: активизация лексики по изученной теме,
развитие навыков диалогической речи.
Слайд 21
5.Рассказ по рисунку.
Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход
игры: играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы. Ученики должны описать эти предметы и сделать вывод о том, кто по профессии их хозяин. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ и допустившая минимальное количество ошибок.
Слайд 22
6.Испорченный телефон.
Цель: развитие лексических и слухопроизносительных навыков.
Ход игры:
Учащиеся сидят недалеко друг от друга. Учитель первому из них шепчет на ухо какую-нибудь фразу. Первый ученик должен услышанную фразу передать соседу, и так по кругу до последнего участника. Последний игрок озвучивает услышанное. Результат бывает самым непредсказуемым. Можно поискать, где испортился телефон.
Слайд 23 Ход игры: В компьютерном варианте представлен рисунок
куклы и набор одежды различных фасонов, расцветки и профессионального предназначения. Куклу надо одеть для профессиональной деятельности, для спорта и для отдыха. Выигрывает команда, которая быстрее всех представит три варианта одежды и правильно расскажет, во что одета их модель.
7.Одеть куклу.
Цель: активизация лексики по теме «Одежда».
Слайд 24
8.Интересный рассказ.
Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков монологической речи.
Ход игры: Учащиеся разбиваются на пары. Каждая пара получает задание – составить рассказ на одну из предложенных тем: «Поездка за город», «Посещение музея», «За покупками», «В спортивном зале» и др. Побеждает пара, допустившая наименьшее количество ошибок и составившая самый интересный рассказ.
Слайд 25 Ход игры: В компьютерном варианте или в
настольном рисунке представлен лабиринт. Играющий должен пройти все препятствия и найти выход.
Побеждает тот, кто быстрее преодолеет все препятствия и лучше всех (без ошибок) опишет путь, по которому он шёл.
9.Найти сокровище.
Цель: активизация лексики по изученной теме,
развитие навыков монологической речи.
Слайд 2610."Где остановка?".
Игра с мячом
Цель: отработать речевые формулы со словами стоянка,
остановка, станция
Ход игры: Учитель бросает мяч одному из учащихся и называет вид транспорта (например, троллейбус). Учащийся ловит мяч, потом бросает его преподавателю со словами: "Где остановка троллейбуса?"
Слайд 2711. Глаголы движения.
Цель: активизация навыков употребления в речи глаголов движения, развитие смысловой догадки.
Ход игры: Преподаватель записывает стихотворение с пропусками глаголов движения и просит учащихся дописать стихотворение, используя глаголы движения.
Ехали мы, ехали, Ехали мы, ехали, Ехали мы, ехали, В город мы …, До озера …, Из города …, К мосту …., Мимо …, К лесу мы …, Мост …. Дальше … В тёмный лес …, Дальше ... Вот мы и …
Слайд 2812. Назовите профессию.
Цель: активизация лексики по теме «Профессия».
Ход
игры: Группа делится на две команды. По очереди члены первой команды говорят, что делает человек этой профессии. Члены второй определяют профессию. Если правильно определят, то затем вторая команда загадывает профессию.
Образец:
1)Он (она) работает в читальном зале: выдает книги читателям, потом принимает книги от них, составляет каталог, консультирует читателей и т.п.
2)Он (она) пишет статьи, готовит материалы для газет, журналов, и других средств массовой информации.
(Библиотекарь, журналист)
Слайд 2913.Составьте кроссворд, используя лексику по теме «Цветы".
Слайд 3014.«Вы внимательный человек?»
Перед одним из учащихся кладутся
предметы. Затем он закрывает глаза, несколько предметов убирают, он должен отгадать, что убрали.
Слайд 31
.
Использование различных видов игр
при
формировании лексических
навыков у обучающихся-билингвов:
облегчает процесс овладения русским языком;
повышает прочность усвоения
материала;
снижает различного рода трудности;
вносит в учебный процесс оживление;
способствует усилению положительной
мотивации;
помогает ученикам адаптироваться
к новой культуре, новым традициям и
обычаям,
новым ценностным ориентирам,
новым отношениям в коллективе.
ВЫВОДЫ:
Слайд 32Литература:
Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное пособие для начинающего
преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ./ Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 480 с. - (Русский как иностранный). ISBN 978-5-9765-0030-3 (Флинта) ISBN 978-5-02-034595-9 (Наука)
Слайд 33Егорова Елена Юрьевна, учитель русского
языка и литературы высшей квалификационной
категории
МБОУ СОШ №3 г. Белая Калитва
Филатова Татьяна Николаевна, учитель русского
языка и литературы высшей квалификационной
категории МБОУ СОШ №5 г. Белая Калитва