Слайд 1 «Игровые технологии
на уроках русского языка»
Бронских Любовь Владимировна, учитель русского языка
и литературы МАОУ СОШ № 3 с УИП КГО
Слайд 2 Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой
науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Слайд 3 В современной школе, делающей ставку на
активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Слайд 4Игровые технологии на современном уроке.
Большинству игр
присущи четыре главные черты:
свободная развивающая деятельность;
творческий характер;
эмоциональная приподнятость;
наличие правил.
Слайд 5Дидактическая игра -
один из методов обучения, она помогает быстрее
усваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Слайд 6В структуру игры как деятельности органично
входит:
целеполагание;
планирование;
реализация цели;
анализ результатов.
Слайд 7 Спектр целевых ориентаций.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная
деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Слайд 8
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных,
эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Слайд 9
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей.
Рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Слайд 10
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Слайд 11Этапы технологии деловой игры.
Этап подготовки.
Этап проведения.
Этап
анализа, обсуждения и оценки результатов игры.
Слайд 12Игровые формы на уроке русского языка.
Игровые задания,
направленные на отработку орфоэпических норм.
Лексико-фразеологические игры.
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
Микроисследования
как одна из форм реализации игровых технологий.
Слайд 13Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.
Минутка-разминка " Говорите по-русски правильно".
"Составь текст и озвучь его";
"Пригласи на обед";
"В эфире-новости";
"Конкурс дикторов".
Слайд 14По теме "Фонетика"
игры "Измени слово",
"Добавь букву",
"Наборщики",
"Метаграммы",
"Пропавшие буквы"
и др.
Слайд 15По теме "Словообразование"
игры "Сколько корней", "Словесный портрет", "Сложные слова", " Через
дефис", "Четвёртое лишнее", "Замени антоним", "Кто больше".
Слайд 16Лексико-фразеологические игры
"Собери фразеологизм";
"Угадай-ка";
"Собери пословицу";
"Переводчик";
"Кто быстрее?";
"Найди
пару";
"Объясни значение";
"Прямое и переносное";
"Аукцион";
"Замени фразеологизмом";
"Подбери синонимы";
"Географические названия";
"Имена собственные";
"Кто больше";
"Закончи фразеологизм";
Слайд 17 "Догадайся";
"Переводчики";
"Любопытный".
Лингвистические
"Угадайки".
"Найди слово по его приметам",
"Соколиный глаз",
"Корректор". Дидактическая игра "Следствие ведут знатоки" ("Угадай профессию») обычно проводится при изучении темы "Профессиональная лексика". Ученикам предлагается угадать, о какой профессии идёт речь и доказать справедливость своей точки зрения.
Слайд 18Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
"Третий
лишний"; "Я работаю волшебником"; "По щучьему велению"; "Справочное бюро"; "Словарный диктант"; "Лингвистический футбол"; "Цифровой диктант"; "Найди пару"; "Умный редактор"; "Отними букву"; "Вставь букву": "Какой глагол задуман?"; "Кто больше?"; "По опорным словам"; "Омофоны"; "Глаголы-парадоксы"; "Подбери синонимы"; "Перепутаница"-повторение спряжения; "Ремонт"; "Лови ошибку"- повторение вида; "Замени букву"; "Возвратная форма"; "Поставь ударение"; "Аукцион"; "Цепочка"; "Кто последний"; "Чередования"; "Добавь мягкий знак"; "Назови часть речи"; "Добавь букву".
Слайд 19К нестандартным заданиям можно отнести:
диктанты на засыпку;
предметные (терминологические) диктанты (лингвистический,
литературоведческий; математический, исторический).
Кроссворды, чайнворды, ребусы.
Слайд 20
Головоломки и кроссворды "Знаете ли вы пословицы"; "Слова на шипящий согласный
звук"; "Словесные тесты"; "Раз - рас"…
Чайнворды: "Местоимение"; "Имя существительное"…
Слайд 21 Использование игрового приема на уроках выполняет роль психической регуляции
и осознания некоторых факторов:
как первоначальный толчок к углублению творческих знаний учащихся;
- как опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
- как предварительная разрядка напряженной обстановки в классе, т.е. как средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
- как средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания, волевых усилий.