Слайд 1
Климина Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1» п.Ханымей
Пуровского района
Формирование у школьников умений и навыков работы со справочной литературой
Слайд 2 План
1. Из истории словарей.
2. Типы словарей.
3.
Актуальность работы со справочными материалами.
4. Выработка умений и навыков работы со справочными материалами.
Слайд 3 Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если
хорошенько подумать, словарь - это книга книг.
Он включает в себя все другие книги,
нужно лишь извлечь их из неё.
А.Франс
Слайд 4 Слова́рь — это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки
на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.
С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Слайд 5Из истории словарей
Первые русские словари, появившиеся в конце
XIII в., представляли собой небольшие списки непонятных слов (с их толкованием), встречавшихся в памятниках древнерусской письменности. В XVI в. такие словари стали составляться по алфавиту, вследствие чего получили название «азбуковников».
Слайд 6
Впервые "Орфографический словарь" для школьников стал издаваться в 30-е годы нашего
века профессором Александром Матвеевичем Пешковским, после его смерти работу продолжил Дмитрий Николаевич Ушаков, выдающийся лингвист, лексикограф.
Вышедший впервые в 1934 году "Орфографический словарь" переиздавался более 40 раз. Кроме Д.Н.Ушакова в работе над словарём в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко.
В 1976 году вышел необычный "словарь-матрёшка", который объединил в себе несколько словарей: орфографический, орфоэпический, морфемный, толковый, исторический и др. Это "Грамматико-орфографический словарь русского языка", составленный Борисом Трофимовичем Пановым и Алексеем Васильевичем Текучевым.
Слайд 7Типы словарей
Лексикографы подразделяют словари на два основных типа: лингвистические
(от лат. lingva - язык) и энциклопедические (от греч. enkyklios paideia – обучение по всему кругу знаний).
Лингвистические и энциклопедические словари имеют разные цели и задачи.
Слайд 8Лингвистические словари
Лингвистические словари посвящены словам. Слово является объектом лингвистического словаря.
Виды лингвистических
словарей: орфографический, этимологический, фразеологический, словарь антонимов, синонимов.
Кроме того, существуют двуязычные
словари, в которых даётся перевод
слов с одного языка на другой.
Если вам нужно узнать значение слова, его
произношение, написание, особенность
употребления, происхождение, перевести
это слово на другой язык и т.п., обращайтесь
к лингвистическим словарям .
Слайд 9Центральное место среди лингвистических словарей занимают толковые словари. Слово «толковый» означает
дельный, разумный, с толком (человек). Применительно к словарю — содержащий в себе толкование, объяснение.
Они раскрывают значение слов, а также выполняют функции и других филологических словарей
(По Н.Ушаковой).
Слайд 10Энциклопедические словари
Узнать о различных явлениях природы - таких, как затмение, наводнение,
землетрясение, извержение вулкана, или о выдающихся спортсменах, деятелях науки и техники, о географических открытиях, исторических событиях, или о о различных небесных телах - солнце, звездах, планетах и т.п., обращайтесь к энциклопедическим словарям. В них вы прочитаете о новых разделах науки и техники, о художниках и скульпторах.
Слайд 12Электронные словари
С появлением в школе мультимедийных классов, дивайсов перед учителями встает
новая важная задача: познакомить школьников со всем спектром существующих на сегодняшний день электронных словарей и справочников, а также научить их работать с такими словарями наиболее эффективно.
Необходимо разработать соответствующие
методики и системы упражнений для
закрепления навыков работы с
электронной справочной литературой.
Слайд 13Необходимость умения работать со справочным материалом
Ни один культурный человек, став взрослым,
не обойдется без книги – справочника любого характера. Но взрослый только тогда полюбит общение со словарями, когда они появятся у него на руках в детском возрасте. Это хорошо, когда ученик умеет найти нужную для себя информацию. Это жизненно важное умение. Поэтому актуальна на уроках работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой.
Слайд 14
Актуальность работы со справочными материалами
Перед каждым новым поколением
людей прежде всего встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности. Способы учебной деятельности наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве.
Слайд 15 Проблемы
Проблема - снижение уровня индивидуального
словарного запаса школьников
Учить работать со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим) – это является главной инструментальной проблемой
Слайд 16Когда начинать знакомство со словарем?
Тогда же, когда начинается работа с букварем.
Изучают дети гласные и согласные буквы - ищите эти буквы в словаре (в алфавите, среди выделенных букв в тексте, в начале заголовочных слов). После знакомства с алфавитом умение выделять этот порядок и пользоваться им при поиске нужного слова оттачивается. У детей далеко не сразу появляется умение искать
слова по алфавиту.
Слайд 17Работа с алфавитом по словарю позволит детям сделать детям маленькие научные
открытия. Уже первоклассники способны подсчитать, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву. Дети своими глазами убедятся, что такое частотность букв в русском языке.
На уроках знакомства со словарем дети узнают, как строится весь словарь и как его страница, какова «символика» словаря (графические выделения, сокращения), рассматривается приложение. Все это составляет как бы подготовительный этап со словарем. Основная работа со словарем на уроке может проводится в двух направлениях, названных еще автором «Орфографического словаря» П.А. Грушниковым.
Первое - использование словаря как специального справочника. Второе - использование словаря в качестве учебника русского языка.
Слайд 18 Одна из важнейших задач учителя - организовать работу с учебником и
другой справочной литературой при изучении нового материала.
Если ученики научатся самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником, или какими-то специально подобранными книгами или пособиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями.
Слайд 19Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями и навыками, которые и
составляют синтезированное понятие «умение учиться».
Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний. Разработки представленных классификаций могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом, может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Слайд 20Особенности работы со словарями
Например, во 2-ом классе пять словарей: 1) орфографический
(который называется словарь “Пиши правильно”), 2) толковый (так и называется), 3) этимологический (“Словарь происхождения слов”), 4) орфоэпический (словарь “Произноси правильно”), 5) обратный (так и называется)
Наличие орфографического словаря достаточно традиционно. Учебник русского языка предлагает учащимся множество различных заданий с использованием орфографического словаря.
Например:
Открой словарь “Пиши правильно”. Выбери и выпиши подряд в строчку все существительные 2 склонения мужского рода с основой на мягкий согласный. У Маши получилось 12 слов, а у тебя сколько? Докажи письменно на примере любых двух слов, что они изменяются по 2 склонению.
Слайд 21
Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значение незнакомых ему слов,
которые ему встретятся в учебниках “Русский язык”, “Литературное чтение”, хрестоматии по литературному чтению, в учебнике “Наш мир”. Более того, этот словарь используется и с другими целями, например для того, чтобы школьник познакомился с многозначными словами, с омонимами, с синонимами (обращение к синонимам присутствует в словарных статьях, толкующих значение слов); а также чтобы учился правильно читать словарную статью.
Например:
Какие значения у слова хлеб в Толковом словаре. Знакомо ли тебе такое выражение: “Не хлебом единым жив человек”? Как ты его понимаешь? В каком из трёх значений употреблено здесь слово хлеб?
Род слова тюль уточни в Толковом словаре.
Открой словарь на букву – Д. Найди и зачитай примеры многозначных слов: сколько раз они записаны в словаре?
Слайд 22 Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить школьников
с историческим составом слова, который отличается от современного. Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.
Например:
Найди в словаре происхождения слов слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный – дальние родственники? Сочини два словосочетания со словами чужой и чудесный, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.
Найди слово басня в словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать?
Слайд 23 Использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках
русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.
Например:
Поставь ударение: Телефон звонит. Урок начался. В магазине много тортов. Проверь по словарю.
Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным, хотя именно обратный словарь даёт огромные возможности для решения грамматических задач.
Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.
Слайд 24Таким образом, необходимо
начинать работать со справочной литературой и словарями первого класса;
проводить
уроки в нетрадиционной форме (например, уроки - детективы, направленные на самостоятельный поиск информации, проведение расследования);
показывать необходимость умения пользоваться справочным материалом в современное время;
организовывать библиотечные уроки; праздники, посвященные словарям; уроки-презентации словарей. Иначе говоря, главная задача преподавателя – организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся играли в нем как можно более активную роль; обучить их основным навыкам поиска и переработки необходимой информации.
Слайд 25
Для совершенствования навыков работы со справочной литературой рекомендуются следующие задания:
Внимательно изучите
данную словарную статью. Какую информацию о ключевом слове она содержит?
Сравните словарные статьи для одного и того же ключевого слова, представленные в разных словарях. Что в них общего? Чем они отличаются? Которая из данных словарных статей дает, на ваш взгляд, наиболее полную информацию о данном слове и его употреблении? Какую информацию вы бы добавили в словарную статью?
Слайд 26Составьте сами словарную статью для данного ключевого слова.
Составьте мини-словарь типичных
ошибок по данной грамматической теме, используя результаты теста, проведенного в вашей группе.
Составьте мини-словарь по заданной теме.
Подготовьте презентацию нового словаря, появившегося в продаже.
Слайд 27 Огромную роль приобретает умение самостоятельно работать со справочной литературой: словарями различных
типов, тезаурусами, грамматическими, лексическими, страноведческими и иными справочниками и т.п. Обучение основным навыкам работы со справочной литературой должно вестись непрерывно и планомерно.
Слайд 28Заключение
Ни один язык – будь то родной иди неродной – невозможно
полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая, в значительной степени определяет общую культуру человека.
Слайд 30 Список литературы
Кулько В. А. , Цехмистрова Т. Д. Формирование у
учащихся умений учиться: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1983. 80 с.
Ожегов С.И. Вопросы лексикологии и лексикографии // С.И. Ожегов Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учеб. пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 1974 - С.228 - 244.
Ожегов С.И. О трёх типах толковых словарей современного русского языка // С.И. Ожегов Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1974 - С. 158 - 182.
Протченко И. Ф. Словари русского языка: Краткий очерк. - М., 1996.
Касарес Х. Введение в современную лексикографию.- М., 1958.
Татьянченко Д. В. , Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч, №7, 2000,с.38-63.
Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000 - 356с.
Хаустова Ю. Русская лексикография: прошлое, настоящее, будущее.// Народное образование - №2, 2001 - С. 70 - 75.
Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии // Л. В. Щерба Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974 - С.282.
Интернет-ресурсы.