Слайд 1Ягавкина Н. Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ c.
Старая Кармала
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в 5 классе на уроках русского языка»
Слайд 2
Актуальность исследования данной работы обусловлена тем, что в данный момент особенно
актуальной становится задача - развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.
Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Слайд 3
Предмет исследования – система заданий и упражнений для формирования коммуникативных универсальных
учебных действий школьников.
Цель – разработать и выделить систему заданий и упражнений для формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка.
Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:
1) провести анализ УМК по русскому языку в начальных классах (под редакцией В.П. Канакиной);
2) разработать систему заданий и упражнений для формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка;
Слайд 4Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного
речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Слайд 5Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:
1. Речь и речевое общение.
Речь устная и
письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.
2. Речевая деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
3. Текст.
Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.
4. Функциональные разновидности языка.
Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.
Слайд 6обучение общению с помощью общения
В условиях малокомплектной школы, (учащиеся в начальной
школе обучаются в спаренных классах), возникает проблема – учащиеся не владеют в полном объёме коммуникативными умениями.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков
Слайд 7УМК (под ред.C.И.Львовой)
Задача - развитие речемыслительных способностей учащихся.
Система упражнений учебника,
теоретические сведения, богатый иллюстративный материал направлены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).
Каждый урок русского языка является уроком развития речи, а развивая речь, мы учим школьников думать, рассуждать, интересоваться окружающим миром, анализировать и оценивать.
Слайд 9Три уровня формирования УУД
Обсуждение и дискуссия;
Небольшие выступления;
Презентации.
Слайд 10Виды упражнений
ассоциативные (на воображение)
речевые (язык, речь героев)
рефлексивные (высказывание собственных мыслей)
интерпретация (в
других видах искусства и областях науки)
Слайд 11Обсуждения и дискуссия
Ассоциативные (на воображение)
Задача – раскрепостить детей, научить их не
бояться говорить. На уроках русского языка предусматривать такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.
Слайд 12Речевые упражнения
Задача - различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных
и обосновать), воспроизведение небольших текстов, перечисление фактов.
Упражнения
Система заданий учебника «Учись читать и пересказывать лингвистический текст».
1.Выпиши предложение, передающее основную мысль»,
2. «Составь план по абзацам»,
3. «Выпиши новые термины»
4. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
Слайд 13
Рефлексивные упражнения
Задача - сталкивание мнений учащихся для выведения истины.
Упражнения
Кто больше?
1.К
каждому слову запишите однокоренные. Помните, что при подборе однокоренных слов нужно учитывать их значение.
Парилка - … Носить - .. Летающий - …
Парочка - … Носатый - … Летний - …
2. Каким тоном можно произнести одну и ту же фразу? Попробуйте записать как можно больше имён прилагательных, с помощью которых характеризуется тон речи.
Тон речи (какой?): добродушный, враждебный…
Рассмотрите словарную статью тон в словарике эпитетов. Сравните её со своим списком. Дополните свой список теми эпитетами, которые характеризуют тон речи, соответствующими нормами речевого этикета.
Слайд 14Второй уровень «Небольшие выступления».
Интерпретация
На уроке окружающего мира
На уроке математики
Язык и литература
На
уроке иностранного языка
Слайд 15Третий уровень «Презентации»
Речевые упражнения
Задача – подготовить презентацию.
На третьем уровне использовать задания
проблемного или творческого характера в групповой работе.
Упражнения в совместно – индивидуальной деятельности. Дети выполняют сначала индивидуальные задания, которые потом объединяют в единое целое. У детей создаётся мотивация взаимодействия. В ходе взаимодействия дети обогащают друг друга идеями.