Слайд 1Формирование читательской грамотности обучающихся.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Курасовой Т.И.
Слайд 2
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит "… извлечь
из мёртвой буквы живой смысл. Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное.”
К.Д.Ушинский
Слайд 3Читательские навыки выпускника начальной школы
- Преобразовывать информацию;
- Извлекать из текста явную
информацию;
- Формулировать выводы, анализировать и оценивать содержание, структуру и языковые особенности текста;
- Интерпретировать и обобщать информацию.
Слайд 4Причины спада интереса к чтению:
1. Усиление влияния средств массовой информации
- чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
Слайд 5Причины спада интереса к чтению:
3. Изменение позиции взрослого к совместной
читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.”)
Слайд 6Причины спада интереса к чтению:
4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской
деятельности школьников на этапе обучения в начальной школе.
Слайд 7Способы возбуждения интереса к книге
чтение или краткий пересказ сюжетной завязки
или кульминации;
знакомство с необычным литературным героем;
привлечение внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций;
Слайд 8Способы возбуждения интереса к книге
краткий рассказ об интересной истории создания, судьбе
писателя;
сообщение моего личного читательского впечатления от книги;
привлечение внимания к важной, актуальной, волнующей учеников проблеме или герою произведения.
Слайд 9Виды работы с текстом
дополнение данными для справок словами исходного текста;
реконструкция текста, рассыпавшегося на части;
деление на абзацы текста, который, наоборот, сложился;
завершение текста с исчезнувшим концом, началом или основной частью и т.д.;
Слайд 10Виды работы с текстом
работа с деформированным текстом;
конструирование текста по началу
предложений и схемам;
рефераты, тезисные планы и конспекты статей по литературе;
преобразование информации из одного вида в другой: текст- схема; правило- алгоритм; текст- таблица и наоборот.
Слайд 11Сжатое изложение текста-
– это краткий пересказ основного содержания, в котором необходимо
сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.
Слайд 12Этапы работы с текстом
1 этап. Определение темы текста.
2 этап. Формулировка
идеи текста.
3 этап. Определение структуры текста.
4 этап. Выделение микротем текста как частей общей темы.
5 этап. Моделирование сжатого изложения.
Слайд 13Первый этап работы с текстом – определение темы текста.
Задание1. Прочитайте
текст. Определите, о чем он. Определите стиль и тип речи.
Слайд 14Второй этап работы с текстом – формулировка идеи текста.
Задание 2. Определите
идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?
Слайд 15Третий и четвертый этапы работы с текстом: определение структуры текста и
выделение микротем текста как частей общей темы.
Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.
Слайд 16Синквейн
Кошка.
Загадочная, таинственная.
Привлекает, радует, успокаивает.
Нужно завоевать доверие кошки.
Животное.
Слайд 17Пятый этап работы с текстом - моделирование сжатого изложения
Приёмы сжатия
текста:
- обобщение частной информации;
- исключение второстепенной информации.
Слайд 18
дикость и самостоятельность;
самостоятельные, независимые;
ласковы и привязчивы;
характер их полон
тайн и загадок;
грациозны и пластичны её движения;
внимание и отношение к ним человека,
они испытывают доверие и подчиняются командам,
относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы;
кошка боится человека или неприязненно относится к нему;
поведением и отношением к ней завоевать её доверие,
привязанность и любовь;
относиться с уважением и терпением.
Слайд 19Сравним:
Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость и самостоятельность
маленькой пантеры. - Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость маленькой пантеры.
Слайд 20Сравним:
Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок.(8 слов)
Кошки умны и загадочны (3 слова).
Слайд 21Сравним:
Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его
желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё.
Слайд 22
Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9
слов)
Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слова)
Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов)
И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов)
Любить кошку — значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов)
Слайд 23Вопросы для проверки
Все ли ключевые слова в сокращенном тексте употреблены?
Точно ли
передано содержание всех микротем?
Из скольких слов состоит исходный текст?
Сколько слов получилось в сжатом тексте?
Слайд 24Спасибо за внимание.
Желаю вам учеников, умеющих читать вдумчиво, выразительно, осмысленно и
продуктивно.