Презентация, доклад Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Содержание

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит "… извлечь из мёртвой буквы живой смысл. Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное.”

Слайд 1Формирование читательской грамотности обучающихся.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Курасовой Т.И.
Формирование читательской грамотности обучающихся.Из опыта работы учителя русского языка и литературы Курасовой Т.И.

Слайд 2
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит "… извлечь

из мёртвой буквы живой смысл. Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное.”
К.Д.Ушинский
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит

Слайд 3Читательские навыки выпускника начальной школы
- Преобразовывать информацию;
- Извлекать из текста явную

информацию;
- Формулировать выводы, анализировать и оценивать содержание, структуру и языковые особенности текста;
- Интерпретировать и обобщать информацию.
Читательские навыки выпускника начальной школы- Преобразовывать информацию;- Извлекать из текста явную информацию;- Формулировать выводы, анализировать и оценивать

Слайд 4Причины спада интереса к чтению:
1. Усиление влияния средств массовой информации

- чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
Причины спада интереса к чтению: 1. Усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением

Слайд 5Причины спада интереса к чтению:
3. Изменение позиции взрослого к совместной

читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.”)
Причины спада интереса к чтению: 3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается

Слайд 6Причины спада интереса к чтению:
4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской

деятельности школьников на этапе обучения в начальной школе.
Причины спада интереса к чтению: 4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников на этапе обучения в

Слайд 7Способы возбуждения интереса к книге
чтение или краткий пересказ сюжетной завязки

или кульминации;
знакомство с необычным литературным героем;
привлечение внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций;
Способы возбуждения интереса к книге чтение или краткий пересказ сюжетной завязки или кульминации; знакомство с необычным литературным

Слайд 8Способы возбуждения интереса к книге
краткий рассказ об интересной истории создания, судьбе

писателя;
сообщение моего личного читательского впечатления от книги;
привлечение внимания к важной, актуальной, волнующей учеников проблеме или герою произведения.
Способы возбуждения интереса к книгекраткий рассказ об интересной истории создания, судьбе писателя; сообщение моего личного читательского впечатления

Слайд 9Виды работы с текстом
дополнение данными для справок словами исходного текста;


реконструкция текста, рассыпавшегося на части;
деление на абзацы текста, который, наоборот, сложился;
завершение текста с исчезнувшим концом, началом или основной частью и т.д.;


Виды работы с текстом дополнение данными для справок словами исходного текста; реконструкция текста, рассыпавшегося на части; деление

Слайд 10Виды работы с текстом
работа с деформированным текстом;
конструирование текста по началу

предложений и схемам;
рефераты, тезисные планы и конспекты статей по литературе;
преобразование информации из одного вида в другой: текст- схема; правило- алгоритм; текст- таблица и наоборот.
Виды работы с текстомработа с деформированным текстом; конструирование текста по началу предложений и схемам;рефераты, тезисные планы и

Слайд 11Сжатое изложение текста-
– это краткий пересказ основного содержания, в котором необходимо

сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.
Сжатое изложение текста-– это краткий пересказ основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с

Слайд 12Этапы работы с текстом
1 этап. Определение темы текста.
2 этап. Формулировка

идеи текста.
3 этап. Определение структуры текста.
4 этап. Выделение микротем текста как частей общей темы.
5 этап. Моделирование сжатого изложения.
Этапы работы с текстом 1 этап. Определение темы текста.2 этап. Формулировка идеи текста.3 этап. Определение структуры текста.4

Слайд 13Первый этап работы с текстом – определение темы текста.
Задание1. Прочитайте

текст. Определите, о чем он. Определите стиль и тип речи.
Первый этап работы с текстом – определение темы текста. Задание1. Прочитайте текст. Определите, о чем он. Определите

Слайд 14Второй этап работы с текстом – формулировка идеи текста.
Задание 2. Определите

идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?
Второй этап работы с текстом – формулировка идеи текста.Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал?

Слайд 15Третий и четвертый этапы работы с текстом: определение структуры текста и

выделение микротем текста как частей общей темы.

Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

Третий и четвертый этапы работы с текстом: определение структуры текста и выделение микротем текста как частей общей

Слайд 16Синквейн
Кошка. Загадочная, таинственная. Привлекает, радует, успокаивает. Нужно завоевать доверие кошки. Животное.

Синквейн Кошка. Загадочная, таинственная. Привлекает, радует, успокаивает. Нужно завоевать доверие кошки. Животное.

Слайд 17Пятый этап работы с текстом - моделирование сжатого изложения
Приёмы сжатия

текста:
- обобщение частной информации;
- исключение второстепенной информации.
Пятый этап работы с текстом - моделирование сжатого изложения Приёмы сжатия текста: - обобщение частной информации;- исключение

Слайд 18
дикость и самостоятельность;
самостоятельные, независимые;
ласковы и привязчивы;
характер их полон

тайн и загадок;
грациозны и пластичны её движения;
внимание и отношение к ним человека,
они испытывают доверие и подчиняются командам,
относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы;
кошка боится человека или неприязненно относится к нему;
поведением и отношением к ней завоевать её доверие,
привязанность и любовь;
относиться с уважением и терпением.
дикость и самостоятельность; самостоятельные, независимые; ласковы и привязчивы; характер их полон тайн и загадок; грациозны и пластичны

Слайд 19Сравним:
Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость и самостоятельность

маленькой пантеры. - Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость маленькой пантеры.
Сравним:Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. - Прожив рядом с

Слайд 20Сравним:
Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок.(8 слов)
Кошки умны и загадочны (3 слова).

Сравним:Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок.(8 слов)Кошки умны и загадочны (3 слова).

Слайд 21Сравним:
Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его

желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё.
Сравним:Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать

Слайд 22
Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9

слов)
Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слова)
Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов)
И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов)
Любить кошку — значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов)
Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов)Кошки нас привлекают тем, что общение

Слайд 23Вопросы для проверки
Все ли ключевые слова в сокращенном тексте употреблены?
Точно ли

передано содержание всех микротем?
Из скольких слов состоит исходный текст?
Сколько слов получилось в сжатом тексте?
Вопросы для проверкиВсе ли ключевые слова в сокращенном тексте употреблены?Точно ли передано содержание всех микротем? Из скольких

Слайд 24Спасибо за внимание.
Желаю вам учеников, умеющих читать вдумчиво, выразительно, осмысленно и

продуктивно.
Спасибо за внимание.Желаю вам учеников, умеющих читать вдумчиво, выразительно, осмысленно и продуктивно.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть