Одной из стратегических целей школьного курса русского языка начала XXIв.. является коммуникативная компетенция, которая принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в процессах социальной адаптации ребёнка.
В ходе изучения языка необходимо формировать познавательные универсальные учебные действия:
— понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемой зрительно или на слух;
— овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками;
— передача в устной форме содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде;
— изложение в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, аннотации;
— отбор и систематизация материал на определённую тему; осуществление поиска, анализа, преобразование информации, извлечённой из различных источников, передача её с учётом условий общения;
— деление текста на смысловые части, осуществление информационной переработки текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации, схемы, таблицы .
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний , русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами , влияет на качество их усвоения.
Таким образом, изучение курса русского языка призвано обеспечить развитие основных умений и навыков учащихся, формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции.
Обучение разным видам чтения на уроках русского языка
Чтение — это не просто техника чтения, это интеллектуально-познавательный процесс, который состоит из множества звеньев.
Важно учить школьников не чтению вообще, а разным видам чтения: ознакомительному,
изучающему,
просмотровому.
Приёмы ознакомительного чтения
До чтения текста: прогноз содержания по автору, заглавию, эпиграфу, рисункам, схемам, иллюстрациям, аннотации, оглавлению, выходным данным.
По ходу чтения текста: знакомство с книгой по первому предложению, ключевым словам, делению на главы, параграфы, абзацы, шрифтовым выделениям.
После чтения текста: выделение основной и дополнительной информации, определение темы книги, её полезности.
Приёмы изучающего чтения
До чтения текста: анализ внешних данных книги, заголовка, прогноз содержания книги.
По ходу чтения текста: выявление скрытых вопросов, поиск в тексте ответов на скрытые вопросы, выделение существенного, неизвестного.
После чтения текста: выделение основной информации, определение основной мысли, отбор материала для конкретного задания.
Можно использовать некоторые приёмы технологии развития критического мышления.
Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения)
Читая текст, учащиеся на полях ставят пометки:
«V» — уже знал;
«+» — новое;
«−» — думал иначе;
«?» — не понял, есть вопросы.
Этот приём уместно применять при чтении текста учебно-научного стиля речи. Желательно, чтобы у учащихся была возможность делать пометки в тексте, распечатанном на каждого. Этот приём можно использовать, например, при работе с текстом о фразеологизмах.
Прием игровой технологии
«Запускаем „ самолётики “»
Для того чтобы организовать быструю проверку знаний на этапе опроса домашнего задания или этапе закрепления материала, можно использовать приём «Запускаем самолётики». Суть его в следующем: учитель заранее пишет на листочках задания, например по одному составному количественному или порядковому числительному, складывает из листочков самолётики, отправляя их на уроке в полёт. Тот, у кого самолёт приземлится, должен просклонять устно заданное числительное. Задание подготовить самолёты в полёт можно дать как индивидуальное домашнее задание, тогда механик, отвечающий за предполётную подготовку, выступает на уроке как проверяющий правильность ответа
Приём «„Толстые “ и „ тонкие “ вопросы»
Научить ребят задумываться над прочитанным, критически воспринимать информацию помогает использование приёма «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована в любой из трёх фаз урока:
-на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, прочтения текста;
- на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
- при размышлении — демонстрация понимания пройденного.
Вопросы, требующие однословного ответа, — «тонкие» вопросы:
Кто (автор текста, теории)? Что? Когда? Как зовут ... ? Было ли ... ?
Вопросы, требующие размышления. — «толстые» вопросы:
Дайте три объяснения, почему ... ? Объясните, почему ... ?
Почему вы считаете ... ? В чём различие ... ?
Предположите, что будет, если ... ? Согласны ли вы ... ? Верно ли ... ?
Рассмотрим использование данного приёма при работе с текстом упражнения 16 (Р. Погодин. «Сказка про солнечного зайчика»).
«Тонкие» вопросы:
-Кто автор текста?
-Когда начинается действие сказки?
- Что решил солнечный зайчик?
-Было ли в этом доме хорошо?
«Толстые» вопросы:
-Дайте три объяснения, почему этот текст — сказка.
-Объясните, почему зайчик не пропал вместе с солнышком.
-Почему вы считаете, что девочка выздоровела?
-Предположите, что будет, если зайчик снова вернётся в эту комнату.
Приём «Инвентаризация знаний»
Приступая к изучению темы, можно предложить учащимся выполнить «инвентаризацию знаний»: определить, что мы уже знаем по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить. В конце урока следует подвести итог: удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло?
Так можно построить изучение материала § 1 «Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения».
Предлагаем заполнить первую колонку таблицы: систематизировать те знания о языке, которыми мы уже владеем.
При заполнении второй колонки таблицы учащиеся планируют свои действия на уроке, причём постановка вопроса идёт не от учителя — вопрос осознаётся учащимся как важный лично для него.
Заполнение третьей колонки таблицы — подведение итогов работы.
Составление таблицы необходимо вести и на доске, и в тетрадях.
Приём «Синквейн»
Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний; он очень полезен в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации, средства оценки словарного запаса учащихся и средства творческого самовыражения.
Алгоритм написания синквейна
1-я строка (одно слово) — существительное
2-я строка (два слова) — прилагательные
3-я строка (три слова) — глаголы, действия первого слова.
4-я строка — суждение из четырёх слов по теме первого слова, мысль.
5-я строка (одно слово) — существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.
Синквейн по теме «Русский язык — государственный язык РФ и язык межнационального общения»:
Язык
Свободный, гармоничный
Развивается, видоизменяется, воспитывает
Объединяет и сплачивает людей
Семья
Развитие умений информационной переработки текста (умений выполнять сокращение текста, дополнение, изменение)
Упражнения, направленные на развитие речевых умений учащихся, могут быть представлены двумя видами упражнений:
1. на развитие умений понимать текст,
2. на развитие умений создавать текст.
Первые из них подготавливаются языковой работой, связаны с сокращением сложных предложений до простых с сохранением информации; освобождением простых предложений от распространённых членов; перефразировкой предложений за счёт синонимической замены.
Вторые — расширением предложений, добавлением определений, обстоятельств, уточнением отдельных компонентов предложений .
Упражнение 420 . Тема «Имя числительное».
Дополнительное задание к данному упражнению:
1.Сократите текст с 9 предложений до 4;
2. Сократите текст до одного предложения.
Выполнение задания основано на определении главной и дополнительной информации, здесь целесообразно использовать приём свёртывания, предложенный А. В. Миртовым.
ТЕКСТ
Наша система счёта основана на числе «десять».Возможно, это связано с тем, что на руках у нас десять пальцев. Такая система, которой мы сейчас пользуемся, получила название десятичной. Шумеры, жившие пять тысяч лет назад, пользовались системой, основанной на числе шестьдесят. Это — наименьшее число, которое может без остатка делиться на два, три, четыре, пять и шесть. Поэтому такая система была удобна для деления.
Система отсчёта, основанная на числе «шестьдесят», используется и в наши дни для счёта времени. Минута состоит из шестидесяти секунд, час заключает в себе шестьдесят минут. В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной системы, так как в ней используются всего две цифры — один и ноль.
Подчеркиваем главную информацию.
Сокращаем текст до четырех предложений.
1) Наша система счёта основана на числе «десять» и называется десятичной. 2) Шумеры пользовались системой, основанной на числе «шестьдесят». 3) Эта система отсчёта используется и в наши дни для счёта времени. 4) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной.
СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В разное время человечество использовало различные системы счёта.
Развитие навыков письма. Сочинения разных жанров.
Важным направлением работы является обучение написанию сочинения на лингвистическую тему. Так, упражнение 417 предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».
— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.
Петя удивлённо посмотрел на него:
— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность...
Предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.
Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания. В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола. Если учащиеся испытывают затруднения, целесообразно будет вновь обратиться к материалу на странице (рубрика «Советы помощника»).
Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог. Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи.
Вариант ответа может быть таким:
Петя читал вслух рассказ, в котором была такая фраза: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками». Старший брат Пети, будущий учитель русского языка, услышал это и сказал: «Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины». Петя удивился и попросил брата объяснить, как он догадался об этом. Старший брат ответил, что секрет очень прост, ведь в этом предложении упоминаются собирательные числительные.
Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения:
тезис
аргументы
вывод
Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании; аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста; вывод (может и отсутствовать).
Тезис: «Особенность собирательных числительных в том, что они не сочетаются с существительными женского рода».
Аргументы: «Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое и сочетаются, например, с существительными — названиями детёнышей животных, с существительными мужского и общего рода, которые называют лиц мужского пола. Например, можно сказать „семеро зайчат“, „трое мужчин“. Когда брат Пети говорит о „восьмерых работавших“, нам тоже понятно, что это лица мужского пола».
Использование на уроках подобных видов заданий позволит подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему на экзамене в 9 классе.
Метод «проекта»
В методической литературе часто можно встретить такое определение: «Проект — это „пять П“:
- проблема
- проектирование
-поиск информации
-продукт
-презентация
Тема проекта:
Какое число счастливее?
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть