Презентация, доклад ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку.

Содержание

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».     Одной из стратегических целей школьного курса русского языка начала XXIв.. является коммуникативная компетенция, которая принадлежит к числу базовых универсальных

Слайд 1.    
«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку».
Учитель МБОУ-СОШ

№6 им.Коновалова В.П. г.Клинцы Лукашова Анжелика Викторовна
.     «ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку».Учитель МБОУ-СОШ №6 им.Коновалова В.П.

Слайд 2«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Одной из стратегических целей школьного курса русского языка начала XXIв.. является коммуникативная компетенция, которая принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в процессах социальной адаптации ребёнка.

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 3«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

В ходе изучения языка необходимо формировать познавательные универсальные учебные действия:
— понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемой зрительно или на слух;
 — овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками;
 — передача в устной форме содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде;
 — изложение в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, аннотации;
 — отбор и систематизация материал на определённую тему; осуществление поиска, анализа, преобразование информации, извлечённой из различных источников, передача её с учётом условий общения;
— деление текста на смысловые части, осуществление информационной переработки текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации, схемы, таблицы .

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 4«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний , русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами , влияет на качество их усвоения.

Таким образом, изучение курса русского языка призвано обеспечить развитие основных умений и навыков учащихся, формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции.
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 5«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Обучение разным видам чтения на уроках русского языка

Чтение — это не просто техника чтения, это интеллектуально-познавательный процесс, который состоит из множества звеньев.
Важно учить школьников не чтению вообще, а разным видам чтения: ознакомительному,
изучающему,
просмотровому.

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 6«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Приёмы ознакомительного чтения

До чтения текста: прогноз содержания по автору, заглавию, эпиграфу, рисункам, схемам, иллюстрациям, аннотации, оглавлению, выходным данным.
 
По ходу чтения текста: знакомство с книгой по первому предложению, ключевым словам, делению на главы, параграфы, абзацы, шрифтовым выделениям.
 
После чтения текста: выделение основной и дополнительной информации, определение темы книги, её полезности.

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 7«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Приёмы изучающего чтения

До чтения текста: анализ внешних данных книги, заголовка, прогноз содержания книги.
 
По ходу чтения текста: выявление скрытых вопросов, поиск в тексте ответов на скрытые вопросы, выделение существенного, неизвестного.
 
После чтения текста: выделение основной информации, определение основной мысли, отбор материала для конкретного задания.
 
Можно использовать некоторые приёмы технологии развития критического мышления.
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 8«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения)

Читая текст, учащиеся на полях ставят пометки:
«V» — уже знал;
«+» — новое;
«−» — думал иначе;
«?» — не понял, есть вопросы.

 Этот приём уместно применять при чтении текста учебно-научного стиля речи. Желательно, чтобы у учащихся была возможность делать пометки в тексте, распечатанном на каждого. Этот приём можно использовать, например, при работе с текстом о фразеологизмах.
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 9«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Прием игровой технологии  «Запускаем „ самолётики “»

Для того чтобы организовать быструю проверку знаний на этапе опроса домашнего задания или этапе закрепления материала, можно использовать приём «Запускаем самолётики». Суть его в следующем: учитель заранее пишет на листочках задания, например по одному составному количественному или порядковому числительному, складывает из листочков самолётики, отправляя их на уроке в полёт. Тот, у кого самолёт приземлится, должен просклонять устно заданное числительное. Задание подготовить самолёты в полёт можно дать как индивидуальное домашнее задание, тогда механик, отвечающий за предполётную подготовку, выступает на уроке как проверяющий правильность ответа

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 10«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Приём «„Толстые “ и „ тонкие “ вопросы»

Научить ребят задумываться над прочитанным, критически воспринимать информацию помогает использование приёма «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована в любой из трёх фаз урока:
-на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, прочтения текста;
- на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
- при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Вопросы, требующие однословного ответа, — «тонкие» вопросы:
 
Кто (автор текста, теории)? Что? Когда? Как зовут ... ? Было ли ... ?
 
Вопросы, требующие размышления. — «толстые» вопросы:
 
Дайте три объяснения, почему ... ? Объясните, почему ... ?
 
Почему вы считаете ... ? В чём различие ... ?
 
Предположите, что будет, если ... ? Согласны ли вы ... ? Верно ли ... ?
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 11«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Рассмотрим использование данного приёма при работе с текстом упражнения 16 (Р. Погодин. «Сказка про солнечного зайчика»).  

«Тонкие» вопросы:
-Кто автор текста? 
-Когда начинается действие сказки?
- Что решил солнечный зайчик?
-Было ли в этом доме хорошо?
 
«Толстые» вопросы: 
-Дайте три объяснения, почему этот текст — сказка.
-Объясните, почему зайчик не пропал вместе с солнышком. 
-Почему вы считаете, что девочка выздоровела?
-Предположите, что будет, если зайчик снова вернётся в эту комнату.

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 12«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Приём «Инвентаризация знаний»

Приступая к изучению темы, можно предложить учащимся выполнить «инвентаризацию знаний»: определить, что мы уже знаем по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить. В конце урока следует подвести итог: удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло?
 
Так можно построить изучение материала § 1 «Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения».

Предлагаем заполнить первую колонку таблицы: систематизировать те знания о языке, которыми мы уже владеем.

При заполнении второй колонки таблицы учащиеся планируют свои действия на уроке, причём постановка вопроса идёт не от учителя — вопрос осознаётся учащимся как важный лично для него.
Заполнение третьей колонки таблицы — подведение итогов работы.

Составление таблицы необходимо вести и на доске, и в тетрадях.

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 13«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    
«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 14«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Приём «Синквейн»

Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний; он очень полезен в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации, средства оценки словарного запаса учащихся и средства творческого самовыражения.
 
Алгоритм написания синквейна
1-я строка (одно слово) — существительное
 
2-я строка (два слова) — прилагательные
 
3-я строка (три слова) — глаголы, действия первого слова.

4-я строка — суждение из четырёх слов по теме первого слова, мысль.
 
5-я строка (одно слово) — существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 15«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Синквейн по теме «Русский язык — государственный язык РФ и язык межнационального общения»:

Язык
Свободный, гармоничный
Развивается, видоизменяется, воспитывает
Объединяет и сплачивает людей
Семья
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 16«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Развитие умений информационной переработки текста (умений выполнять сокращение текста, дополнение, изменение)

Упражнения, направленные на развитие речевых умений учащихся, могут быть представлены двумя видами упражнений:
1. на развитие умений понимать текст,
2. на развитие умений создавать текст.

Первые из них подготавливаются языковой работой, связаны с сокращением сложных предложений до простых с сохранением информации; освобождением простых предложений от распространённых членов; перефразировкой предложений за счёт синонимической замены.

Вторые — расширением предложений, добавлением определений, обстоятельств, уточнением отдельных компонентов предложений .

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 17«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Упражнение 420 . Тема «Имя числительное».

Дополнительное задание к данному упражнению:

1.Сократите текст с 9 предложений до 4;
2. Сократите текст до одного предложения.

Выполнение задания основано на определении главной и дополнительной информации, здесь целесообразно использовать приём свёртывания, предложенный А. В. Миртовым.
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 18«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

ТЕКСТ

Наша система счёта основана на числе «десять».Возможно, это связано с тем, что на руках у нас десять пальцев. Такая система, которой мы сейчас пользуемся, получила название десятичной. Шумеры, жившие пять тысяч лет назад, пользовались системой, основанной на числе шестьдесят. Это — наименьшее число, которое может без остатка делиться на два, три, четыре, пять и шесть. Поэтому такая система была удобна для деления.
Система отсчёта, основанная на числе «шестьдесят», используется и в наши дни для счёта времени. Минута состоит из шестидесяти секунд, час заключает в себе шестьдесят минут. В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной системы, так как в ней используются всего две цифры — один и ноль.

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 19«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Подчеркиваем главную информацию. Сокращаем текст до четырех предложений.

1) Наша система счёта основана на числе «десять» и называется десятичной. 2) Шумеры пользовались системой, основанной на числе «шестьдесят». 3) Эта система отсчёта используется и в наши дни для счёта времени. 4) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной.
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 20«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В разное время человечество использовало различные системы счёта.

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 21«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Развитие навыков письма. Сочинения разных жанров.  

Важным направлением работы является обучение написанию сочинения на лингвистическую тему. Так, упражнение 417 предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).  

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 22«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».
 — Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.
 Петя удивлённо посмотрел на него:
 — Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
 — Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность...
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 23«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.

Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания. В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола. Если учащиеся испытывают затруднения, целесообразно будет вновь обратиться к материалу на странице (рубрика «Советы помощника»).
Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог. Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи.

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 24«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Вариант ответа может быть таким:

Петя читал вслух рассказ, в котором была такая фраза: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками». Старший брат Пети, будущий учитель русского языка, услышал это и сказал: «Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины». Петя удивился и попросил брата объяснить, как он догадался об этом. Старший брат ответил, что секрет очень прост, ведь в этом предложении упоминаются собирательные числительные.
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 25«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения:

тезис
аргументы
вывод

Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании; аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста; вывод (может и отсутствовать).
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 26«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Тезис: «Особенность собирательных числительных в том, что они не сочетаются с существительными женского рода».
 
Аргументы: «Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое и сочетаются, например, с существительными — названиями детёнышей животных, с существительными мужского и общего рода, которые называют лиц мужского пола. Например, можно сказать „семеро зайчат“, „трое мужчин“. Когда брат Пети говорит о „восьмерых работавших“, нам тоже понятно, что это лица мужского пола».

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 27«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Использование на уроках подобных видов заданий позволит подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему на экзамене в 9 классе.

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 28«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Метод «проекта»

В методической литературе часто можно встретить такое определение: «Проект — это „пять П“:
- проблема
- проектирование
-поиск информации
-продукт
-презентация
 
 

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 29«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    

Тема проекта:

Какое число счастливее?

«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 30«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    
«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Слайд 31«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в

5 - 6 классах».    
«ФГОС ООО: использование эффективных форм и методов обучения русскому языку в 5 - 6 классах».    

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть