Слайд 1Этапы работы над сочинением-рассуждением.
Подготовка к ЕГЭ
Слайд 2Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором
текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3Отличительной особенностью сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства,
аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный
глубокий анализ текста.
Слайд 4
Этапы работы над сочинением-рассуждением
1. Формулировка одной из проблем, поднимаемой автором
исходного текста.
2. Комментарий сформулированной проблемы.
- первый пример из прочитанного текста, который важен для понимания проблемы текста;
второй пример из прочитанного текста, который тоже важен для понимания проблемы.
3. Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме.
4. Выражение согласия/несогласия с позицией автора исходного текста.
Слайд 5Этапы работы над сочинением-рассуждением
5. Высказывание собственного мнения по этому поводу (тот
тезис, на который приводятся два аргумента).
6. Первый аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на читательский опыт (желательно из русской или зарубежной литературной классики).
7. Второй аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на знания и жизненные впечатления или читательский опыт.
8. Краткий итоговый вывод (не является строго обязательным, но придает тексту законченный вид).
Слайд 6Первый этап
Составление плана
Структура сочинения:
Вступление.
Основная часть.
Заключение.
Структура сочинения-рассуждения:
1.Тезис – кратко сформулированные
основные мысли в одном предложении; утверждение, которое требуется доказать.
2. Аргументы – доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
3. Вывод – заключение, итог проведённого рассуждения.
Слайд 7Второй этап
Выявление проблемы
Проблема – это тот вопрос, который интересует автора
исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. Чаще всего проблема связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.
Проблемы (в предлагаемых для анализа текстах):
нравственные;
философские;
социальные;
экологические;
научные.
Слайд 8Второй этап
Выявление проблемы
Перечень типичных проблем текстов сочинений ЕГЭ:
взаимоотношения отцов и
детей;
роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров;
роль классической литературы в духовном развитии современного общества;
сложность и противоречивость человеческих поступков;
человеческое благородство и честь;
отношения человека с другими людьми;
восприятие человеком окружающего мира;
одиночество человека;
человек и искусство;
отношение человека к миру природы.
Слайд 9Третий этап
Комментирование проблемы
Комментарий − рассуждения пишущего по поводу выделенной
проблемы:
пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме;
дать понять свою позицию по этому вопросу.
Слайд 10 Четвертый этап
Определение позиции автора
Позиция автора – это мнение автора текста
о поднятой им проблеме и путях ее решения.
Обратить внимание:
1) проблема и позиция автора тесно связаны;
2) не следует путать авторскую позицию с проблемой:
позиция автора обозначается как тезис (законченное предложение);
проблема формулируется как вопрос, или сочетанием слова «проблема» с именем существительным в родительном падеже.
Слайд 11Пятый этап
Формулировка своего мнения и его
аргументация
Формулировка своего
мнения:
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развернуто и четко.
Важно не просто констатировать свое согласие или несогласие с автором исходного текста, но и подробно объяснить, в чем оно состоит.
Слайд 12Пятый этап
Формулировка своего мнения и его
аргументация
Аргументация своего
мнения:
необходимо следовать правилам построения текста – рассуждения:
- тезис (мнение, которое должны обосновать);
- аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
- вывод (общий итог).
необходимо привести два аргумента:
могут основываться на читательских впечатлениях учащегося;
могут основываться на жизненных впечатлениях учащегося.
Слайд 13Шестой этап
Вывод или заключение
Заключение должно подвести
итог рассуждениям выпускника по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста и придать сочинению-рассуждению законченный вид.
Пример:
Таким образом (итак, ... /в итоге можно прийти к такому выводу: ... /в заключение можно сказать, что .../ обобщая сказанное, ... /из этого следует, что …), приведённые примеры подтверждают мысль автора…