Слайд 1Путешествие
в страну Лингвиния
2014
Слайд 2Здравствуйте, ребята! Сегодня мы побываем в стране Лингвинии (а такое королевство существует).
Эта чудесная и загадочная страна огромна. Ее жители вам, конечно, знакомы. Знакомы вы и с законами этой необычной страны. К сожалению, время нашего путешествия ограничено, поэтому мы сможем попасть лишь в некоторые города Лингвинии.
Слайд 3Посмотрите, какие огромные земли занимает страна Лингвиния. Увидели? Вот сегодня мы
с вами и начнём путешествие по этой огромной стране.
Слайд 4В сказочном королевстве Лингвинии Язык является могущественным и смелым королём, он
любит, чтобы все вокруг строго соблюдали законы – орфографические, пунктуационные и лингвистические.
Слайд 5Грамматика - строгая, любящая порядок, королева, у неё есть целая свита
придворных дам и кавалеров. Именно от неё зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать её слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз и Частица.
Слайд 6Они рады гостям, но не любят, когда их страну посещают бездельники
и невежды. Поэтому каждого туриста, желающего посетить страну Лингвинию, на границе королевства встречают грозные стражи Запятуус и Двоеточиус, чтобы проверить, знакомы ли туристы с правилами орфографии, орфоэпии и пунктуации.
Надеюсь, что все вы с честью пройдете испы-тание и станете добрыми гостя-ми королевы Грамматики и короля Языка.
Слайд 7В каждом городе наших участников ждут испытания. И та команда, которая
быстро и без потерь их преодолеет, будет победителем нашей игры-путешествия. Для зрителей мы тоже подготовили много интересного, поэтому будьте внимательны и активно участвуйте в конкурсах.
А сейчас разрешите вам представить команды, которые будут путешествовать с нами.
Слайд 8
Конкурс
«Давайте познакомимся!»
Слайд 9Предлагаем командам представиться – коротко рассказать о себе (название, девиз, эмблема,
капитан и члены команды).
Конкурс «Давайте познакомимся» может принести команде 8 баллов, если рассказ будет интересным и содержательным.
А вот за то, что участники игры выкрикивают ответы с места, без разрешения ведущего, - штраф 2 балла.
Слайд 11Каждая команда должна незамедлительно подготовить ответ на вопрос, но отвечают команды
по очереди. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
За то, что участники игры выкрикивают ответы с места, без разрешения ведущего, - штраф 2 балла.
Слайд 12Конкурс «Разминка»
Назовите части речи
русского языка.
Слайд 13Конкурс «Разминка»
Слово "белый" по отношению к слову "черный".
Слайд 14Конкурс «Разминка»
В нее влезла Алиса – и попала в Страну
Чудес.
Слайд 15Конкурс «Разминка»
Какое время года пропела попрыгунья-стрекоза.
Слайд 16Конкурс «Разминка»
Он бывает между корнем и окончанием.
Слайд 17Конкурс «Разминка»
Часть одежды, которую рекомендуют держать шире.
Слайд 18Конкурс «Разминка»
Упитанный друг Незнайки из Цветочного города.
Слайд 19Конкурс «Разминка»
Не очень упитанный, зато очень романтичный друг главного героя
романа в стихах А.С. Пушкина, который сначала познакомил своего приятеля со своей невестой, а потом, приревновав, вызвал на дуэль
Слайд 20Конкурс «Разминка»
Назовите авторов школьных учебников русского языка
Слайд 21Конкурс «Разминка»
Неопределенная форма глагола -...
Слайд 22Конкурс «Разминка»
У него глаза велики.
Слайд 23Конкурс «Разминка»
Итальянский Буратино.
Слайд 24Конкурс «Разминка»
Что есть у дерева, растущего в лесу, и у
слова "дерево", написанного на бумаге.
Слайд 25Конкурс «Разминка»
Носитель горящей шапки.
Слайд 26Конкурс «Разминка»
Слова с одинаковым корнем называются…
Слайд 27Конкурс «Разминка»
Возлюбленная
пушкинского Руслана.
Слайд 28Конкурс «Разминка»
"Половая" принадлежность любого существительного.
Слайд 29Конкурс «Разминка»
Её ждут, сидя у моря
Слайд 30Конкурс «Разминка»
Герой произведения
А. Барто, которому оторвали лапу.
Слайд 31Конкурс «Разминка»
Кто такой Печкин из Простоквашино по профессии.
Слайд 32Конкурс «Разминка»
Только там бывает
бесплатный сыр.
Слайд 33Конкурс «Разминка»
Изменение имени
по падежам.
Слайд 34Конкурс «Разминка»
Вся часть слова
до окончания.
Слайд 35Конкурс «Разминка»
Девочка,
сумевшая растопить
ледяное сердце.
Слайд 36Конкурс «Разминка»
Какими способами могут быть образованы слова в русском языке?.
Слайд 37Подсчитаем результаты
Как оценила усердие участников Счётная комиссия?
Слайд 38Молодцы!
Получите маршрутные листы.
Слайд 41Внимание! Внимание! Вы прибыли на остров Букв и звуков. Здесь все
подчиняются мне. Разрешите представиться: баронесса Фонетика. Мне кажется, кое с кем из вас мы уже встречались на уроках русского языка.
Слайд 42А вы меня узнали?
Я – Фон, барон, между прочим!
Ну-ка, скажите,
о чём я люблю поговорить больше всего?
Слайд 43Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них
важнее.
- Конечно, мы важнее! – закричали гласные.
- Без нас никто и рта не раскроет!
- Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
- А вот и получится! Например, М.
- Разве только одно М, больше ничего!
- И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
- Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно.
Так и не смогли они помириться.
Чтобы помирить звуки, надо из букв сложить название разделов языкознания
Слайд 44Конкурс "Метаграммы"
Вы знаете, что такое метаграммы?
Это загадки, по условиям которых
из загаданного слова, путем замены одной буквы на другую, получается новое слово. Каждая команда получает по две метаграммы, которые они должны разгадать.
Слайд 45Конкурс "Метаграммы"
Я – из материи, и все об этом знают.
Но примененье
я двойное нахожу:
Когда я с А, то мной одежду украшают,
Когда я с И – больным повязкою служу.
Слайд 46Конкурс "Метаграммы"
С Т – я книга, с С – я рыба,
С
К – бесформенная глыба,
с Л помог колоть я лед,
С Д народ во мне живет.
Слайд 47Конкурс "Метаграммы"
Меня как скот невысоко ты ценишь:
Упрямцем и глупцом слыву я
с давних пор.
Но если С на Р ты переменишь,
То гордо я взлечу на выси гор.
Слайд 48Конкурс "Метаграммы"
С буквой Д вперед шагаю
от зари и до зари.
С
П торчу, зачем – не знаю.
С Т я людям помогаю
даже в сильный летний зной.
С Л всегда и всем мешаю,
не дружите вы со мной!
Слайд 49Конкурс "Метаграммы"
С буквой «3» оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б»
- гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
Слайд 50Конкурс "Метаграммы"
С «С» качество товара означаю,
А с «Б» я в стенку
судна обращусь.
Но если букву «Б» на букву «Т» сменяю,
Кондитерским издельем становлюсь.
Слайд 51Конкурс "Метаграммы"
С «С» качество товара означаю,
А с «Б» я в стенку
судна обращусь.
Но если букву «Б» на букву «Т» сменяю,
Кондитерским издельем становлюсь.
Слайд 52Конкурс "Метаграммы"
С «Г» - полезное растение,
С «Ш» - пугает нас порой,
С
«П» - несёт нам разорение,
С «В» - навалено горой.
Слайд 53Конкурс "Метаграммы"
Для пищи, безусловно, я
Необходима человеку.
Но вместо «М» поставьте «Щ»,
И ускользну
я сразу в реку.
Слайд 54Конкурс "Метаграммы"
С буквой «Н» он там, где строят
Эстакаду или дом.
С «Б»
- животное морское,
С «Й» - крупнее, чем район.
Слайд 55Конкурс
«Логогрифы»
В этих загадках надо отгадать слово, прибавить к нему или
отнять от него букву – и получится новое слово.
С буквой О – арктический и антарктический,
Без нее я знак математический.
Слайд 56Конкурс
«Логогрифы»
С Е – я жаркая пора,
С О – настольная игра.
Слайд 57Конкурс
«Логогрифы»
С Д – давно я мерой стала.
С Т – уж
нету выше балла.
Слайд 58Конкурс
«Логогрифы»
Когда я с Д – меня сорвут,
Когда я с Т
– на мне плывут.
Слайд 59Конкурс
«Логогрифы»
Известное я блюдо, когда ж добавишь М,
Летать, жужжать я буду,
надоедая всем
Слайд 61Вы прибыли на остров Словарный - в главный его город Лексика. Вас
встречаю я -герцог Словарин и герцогиня Словарина.
Слайд 62Всем название дано –
и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И
все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, _
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Слайд 63Конкурс
«Современное толкование
устаревших слов»
Слайд 64Конкурс
«Современное толкование
устаревших слов»
В правом столбике устаревшие слова, а в
левом – их современное толкование. Участники должны найти соответствующие пары и соединить их стрелочками.
Слайд 65Конкурс
«Как В.И.Даль
заменил иностранные слова»
В. И. Даль придумывал замены для заимст-вованных
слов. Вместо каких иностранных слов он предлагал употреблять следующие:
побудок,
небоскат,
носохватка,
себятник?
Слайд 67Внимание! Внимание! Вы прибыли на остров Фразеология. Вас встречают мадемуазель Фразочка и
кавалер де Фразеологизимус.
Слайд 68Еще великий М. Ломоносов называл устойчивые сочетания речи "фразесами", предлагая включать
их в словари. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Так появилась новая наука – фразеология.
В современном мире не прожить без фразеологических оборотов. Сейчас мы узнаем, умеете ли вы их употреблять "к месту".
Слайд 69конкурс
"Объясни фразеологизм»
Соедините фразеологизм (правый столбик) с соответствующим толкованием в
левом столбике.
Слайд 70На нашем пути встречается Алатырь-камень. Он обратит в соляной столб всякого,
кто бездумно использует слова, не зная их лексического значения. Чтобы вы могли спокойно пройти мимо «безымянного сторожа», необходимо составить небольшой рассказ с некоторым количеством пословиц, поговорок и фразеологизмов – то есть устойчивых оборотов речи.
Конкурс
«Камень Алатырь»
Слайд 71Быть на короткой ноге;
встать с левой ноги;
ноги больше не будет;
еле ноги
унести;
со всех ног;
ни ногой.
Конкурс
«Камень Алатырь»
Слайд 72Из рук вон плохо;
взять (себя) в руки;
рукам воли не давай;
дать руку
на отсечение;
распускать руки.
Конкурс
«Камень Алатырь»
Слайд 73Горячая голова;
ответить головой;
голова идет кругом;
вешать голову;
ручаться головой.
Конкурс
«Камень Алатырь»
Слайд 74Пустить пыль в глаза;
глаза – зеркало души;
он, как оса, лезет в
глаза;
врет и глазом не моргнет;
не спускать глаз.
Конкурс
«Камень Алатырь»
Слайд 75
Конкурс
«Перевод с современного языка на литературный»
«Мне вчера одна
простокваша вздумала профильтровать базар, да обломилась»
Слайд 76
Конкурс
«Перевод с современного языка на литературный»
«К нам тут
один фраер прихилял. Клёво потусовались, поугорали»
Слайд 77
Конкурс
«Перевод с современного языка на литературный»
«Мы такие стоим.
Тут этот подваливает, весь на винтах. Ну, я ему в натуре… И он скис»
Слайд 79
Здравствуйте, путешественники! Вы узнали меня? Я – королева соседней страны
Чита-Читалии.
Меня зовут Литературия, рядом со мной – мой король Букки Нист, и мы тоже приготовили для вас свои вопросы.
Слайд 80
Конкурс
«Восстановите пословицы»
Что с возу упало, того не вырубишь топором.
Не
плюй в колодец, вылетит - не поймаешь.
Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.
Слово не воробей, пригодится воды напиться.
Слайд 81
Конкурс
«Шарады»
Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,
Суффикс
мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале
Слайд 83 Мы – граф Морфемикус и графиня Морфема.
Многие часто путают
её с кузенами - частями слова. А вы знаете, что они - лишь дальние родственники?
Здравствуйте, путешественники! Вы прибыли в город Словообразование на остров Морфемика.
Слайд 84
Конкурс
«Школьнику на память»
Ходом шахматного коня, начиная с выделенной части,
прочтите две строчки из стихотворения С. Маршака "Школьнику на память". В каждой ячейке находится какая-либо часть слова – приставка, корень, суффикс или окончание.
Слайд 85
Конкурс
«Шарады»
Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,
Суффикс
мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Слайд 86
Конкурс
«Шарады»
Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно,
Приставка в СОСУДЕ хранится надежно,
Суффикс
в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
Слайд 87
Конкурс
«Шарады»
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите
вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки идете.
Слайд 88
Конкурс
«Шарады»
Корнем с ПУТЕВКОЙ роднится,
В СБОРЕ приставка таится,
Суффикс – как
в слове ДНЕВНИК.
Целям – я в космос проник.
Слайд 90Здравствуйте, друзья! Мы – барон Морфеус и баронесса Морфология – рады
приветствовать вас!
Слайд 91Конкурс
«Дружная семейка»
допишите 10 частей речи, начинающихся с заданных букв
Слайд 92
Конкурс
«Исправь ошибки в письме Миши"
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше: "Здесь – лиса, красивый длиный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Кагда отряд идет в поход. Я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…
Слайд 95Сегодня мы побывали в гостях в разных частях удивительной страны Лингвинии.
Назовите их и покажите на карте.