Повесть
Бориса Львовича Васильева
«Ветеран»
Работу выполнила учитель
русского языка и литературы
Репина Екатерина Кирилловна
Москва, 2017 год
Слайд 2
«Война-самое
главное событие
моей
жизни»
(Борис Львович Васильев)
1921-2016
переехала через меня и,
если не запахала, не искалечила,
не задушила, то наложила
огромную тяжесть
воспоминаний»
(Борис Васильев, «Летят мои кони)
Слайд 4
«На войне у каждого -
своё дело,
не
все же из винтовок
лупили».
Слайд 5
«Чем выше духовная структура человека,
тем больше у
него возможностей жить не
только в абсолютном, но и в относительном
времени, и для меня глобальной задачей искусства
является его способность продлевать
человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить
людей активно существовать и во времени
относительном, то есть сомневаться, чувствовать
и страдать» (Борис Васильев, «Летят мои кони»).
Слайд 6
Краткое содержание
повести Б. Л. Васильева «Ветеран»
Ветерана войны Алевтину Ивановну Коникову секретарь
комсомольской организации фабрики попросил выступить перед
молодыми ткачихами во Дворце культуры.
Готовясь к выступлению, героиня повести Бориса Львовича Васильева
начинает знакомиться с отложенной мужем литературой. В этих книга не
было описания той войны, через которую прошла Алевтина Ивановна.
Это была не её война…
И она окончательно решила , что расскажет о своей войне…
Вопросы для исследования текста произведения
1.Сколько лет главной героине повести?(50).
2.Как звали главную героиню?(Алевтина Ивановна Коникова).
3.Кем работала Алевтина Ивановна?(главным бухгалтером отдела сбыта на фабрике).
4.О чём беседовал секретарь комсомольской организации фабрики с Алевтиной Ивановной?(напомнил о том, что героиня является ветераном войны, и предложил ей выступить на следующий день перед работницами фабрики).
5.Как восприняла этот разговор Алевтина Ивановна?(героиня опустилась на стул и заплакала, очень сильно разволновалась).
6.Как звали мужа Алевтины Ивановны?
7.Как оценивала свою семейную жизнь героиня? («….твёрдо считала себя очень счастливой женщиной, … у неё дружная семья, любящий муж, хорошие дети, работа и уважение окружающих)»).
Вопросы для исследования текста произведения
8. Как характеризует героиню писатель? ( И она всю жизнь старалась изо всех сил и дома, в семье, и на работе. Старалась оправдать и эту любовь, и эту дружбу, и это уважение…Коникова никогда не подводила.»).
9. А что же будет завтра вечером во Дворце культуры?
10. Как готовилась к выступлению Алевтина Ивановна?(Советовалась с мужем, участником войны, ветераном, «Она верила мужу:он и выступал часто, и знал больше, и читал книги»).
11.В каком году героиня пришла на фронт? (в апреле 1943 года).
12.Где закончила войну Алевтина Ивановна? (В Белграде).
13.Каие люди окружали её на фронте?
14.Что объединяло этих людей?
15. Что вспомнила о своей войне Алевтина Ивановна?
16.Почему недопустимо вовлечение женщин в военные события?
Слайд 9
Воспоминания Алевтины Ивановны о войне.
Лицо войны…
«А.И. всю войну прошла бойцом банно-прачечного отряда, то есть прачкой»
2. « Двести пар заскорузлого от крови и пота обмундирования и горы окровавленных бинтов ждали их на каждом рассвете войны».
3. « И с рассвета и дотемна бойцы банно-прачечного отряда гнулись над корытами и кипящими баками».
4. «От кипятка и ядовитого, пронзительно вонючего мыла трескалась и уже не заживала кожа»
5. «А потом как-то незаметно стали исчезать и ногти».
6. «И девушки очень расстраивались и плакали не только от боли и усталости, а и от страха».
7. «А.И. вспомнила усталость, от которой тошнило во сне, вшей на мёртвых и на живых, тяжкий запах переполненных братских могил, вспомнила обугленных танкистов в горящих танках, двадцатилетних лейтенантов с седыми прядями, надсадный вой пикирующих бомбардировщиков иискалеченные молодые тела…»
Слайд 10
Подготовка к выступлению. Воспоминания.
1.Ей
вспомнились страшные картины войны: « Обваренные паром лица, распухшие руки да красная от крови мыльная пена, в которой отмокало поступавшее из медсанбатов обмундирование, всё настойчивее, всё чётче и яснее возвращались из далёкого далека, из того далёка,что у всех поколений бывает самым звонким, самым свободным и самым прекрасным, за что и называется ЮНОСТЬЮ.»
2.Однажды «Двадцать два часа простояли за корытами, двадцать два-почти сутки. И ели тут же, среди щёлока и мыла, в едком пару, сидя на грудах бинтов, ломких от крови и гноя. Ели медленно и молча, как старушки… И падали на эти же бинты, теряя сознание или засыпая на десять минут».
Юность - самая звонкая пора жизни
1.Борис Васильев обращает внимание читателей на то, что и на войне
«Одно желание было всегда-ЖЕЛАНИЕ НРАВИТЬСЯ и мечта , что
когда-нибудь и для них придёт оно, ДЕВИЧЬЕ СЧАСТЬЕ, в скрипящих
сапогах, с таким знакомым, таким привычным запахом пороха, пота и крови. Придёт-они молились за это СЧАСТЬЕ, они верили в него и ждали его как награду за труд, за страх, за боль и за то ещё, что,
несмотря ни на что, вопреки всему на свете, они оставались тем, кем были,- ЖЕНЩИНАМИ.
Именно об этом хотела рассказать Алевтина Ивановна молодым ткачихам!
рассказать А.И. молодым ткачихам?
«Очень хотела рассказать, как назло всему тогда на войне женщины старались быть женственными, как берегли большое зеркало, укутывая его одеялом».
Героиня вспоминает, как прятали от мужчин шершавые и изъязвлённые руки.
3. Вспомнила, как вместо чулок им выдавали трикотажные офицерские кальсоны. «Всё это было чудовищной несправедливостью», отрицанием их женского естества.
Определите проблемы повести «Ветеран»
Проблема роли женщин на войне
Проблема роли семьи
в жизни
человека
Проблема памяти
о войне и её роли
в жизни человека
Проблема
счастья и его роли
в жизни человека
Проблема тяжёлой женской доли
на войне
Проблема влияния войны на человека
Аргументация к сочинению в формате ЕГЭ(пример)
Война…Тяжёлая женская доля. Именно эту проблему
затрагивает русский писатель Борис Львович Васильев в повести «Ветеран».
Рассказывая о том, как Алевтина Ивановна, готовясь к выступлению перед молодыми
ткачихами, вспоминает все ужасы, которые она и её боевые товарищи
испытали во время этого страшного бедствия, автор подчёркивает, какую тяжелейшую
работу выполняли молодые.
Бывали случаи, когда стирать обмундирование и заскорузлые от крови и пота бинты
приходилось сутками, прачки поднимали очень тяжёлые бачки. У девушек стали исчезать ногти,
стирать было очень больно. Они теряли сознание, а их руки все были в язвах. От кипятка
трескалась и не заживала кожа. Мы видим страшные картины, рассказывающие о тяжёлой
женской доле на войне.
А ведь они мечтали о счастье! Ведь были они такие молодые! И автор повествует о чистой
любви и светлых чувствах.
И, читая повесть, мы понимаем, что война-это не женское дело.
Использованные источники
1.Карнюшин В.А. Изучение «малой прозы» Бориса Васильева. Методический комплекс. Смоленск.1998г.
2.Б. Л.Васильев. «Ветеран». 1976.
3. Л.Г.Зазулина.Борис Васильев.Рассказы и повести. Семинарское занятие в 9-11 классах по внеклассному чтению.Г.Оренбург.2016.