Слайд 1Учитель: Щелкунова Елена Александровна
Урок литературы: «Авторский замысел произведения А. С. Грибоедова
«Горе от ума» и его интерпретация (сценическая трактовка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
Слайд 2 Класс : 9
Авторы УМК:
В.А.Чалмаев,
С.А.Зинин,
В.И.Сахаров
Слайд 3Курский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина
Слайд 4Юрий Валерьевич Бурэ-Небельсен -
с 2002 года является художественным руководителем Курского
государственного драматического театра имени А.С. Пушкина, поставил более 50 спектаклей.
Слайд 5Премьера спектакля «Горе от ума» на сцене Курского государственного театра им.
А. С. Пушкина состоялась 19 сентября 2015 года.
Слайд 13Методы, использованные на уроке:
- метод проблемного диалога;
- метод дискуссии;
- кейс-метод.
Слайд 14Задачи урока:
- проанализировать художественное оформление театральной постановки (декорации, костюмы, эпизоды -
связки между явлениями);
- проследить, как интерпретация текста может повлиять на понимание смысла художественного произведения;
- прокомментировать режиссёрское видение концовки пьесы «Горе от ума» (в конце театральной постановки слышится хлопок (скорее всего выстрел)), подумать над вариантами трактовки такой концовки, проследить, как разные трактовки влияют на понимание смысла художественного произведения;
- вспомнить и использовать литературоведческий материал;
- ответить на вопрос «За что можно любить театр?».
Слайд 15 Этапы урока:
Мотивационный этап
2. Этап открытия нового знания, самостоятельная работа.
3. Включение
нового материала в систему знаний
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
Слайд 16
«… Театр!... Любите ли вы театр так, как люблю его
я…»
В. Г. Белинский
Слайд 17Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или
вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
Слайд 18Содержание кейсов
Кейс №1.
Задачи: проанализировать оформление спектакля Ю. Бурэ, сравнить режиссёрскую и
авторскую позицию.
Литературоведческие понятия: ремарка, принцип трёх единств.
Вопросы:
- Проанализируйте танцевальные вставки в спектакле перед разными мизансценами. Обратите внимание на движения актёров, что они символизируют? Какой интерпретационный смысл режиссёр вложил в эти эпизоды? Почему все герои пьесы, кроме Чацкого, в танцах-связках надевают маски?
-Какие декорации использует режиссёр? Почему он отказывается от ярких декораций? Сравните ремарки художественного текста с режиссёрской интерпретацией. Совпадает ли авторское видение с видением Ю. Бурэ?
- Кто из актёров, на ваш взгляд, лучше всего справился с ролью? Почему?
Слайд 19 Кейс №2.
Задачи: проследить, как интерпретация текста может
повлиять на понимание смысла художественного произведения.
Литературоведческие понятия: драма как род литературы, монолог, диалог.
Задание:
- Прочитайте ключевой диалог Молчалина и Чацкого (Д.3, Я.3) так, чтобы слушатели по-разному могли интерпретировать его смысл.
Слайд 20Кейс №3.
Задачи: прокомментировать режиссёрское видение концовки пьесы А. С. Грибоедова «Горе
от ума».
Литературоведческие понятия: жанры драматического произведения (трагедия, комедия), действие, явление.
Вопросы:
- Как вы думаете, что означает хлопок, раздавшийся в конце театральной постановки?
- Какие варианты трактовки пьесы вы можете предложить?
- Как вы относитесь к такому смелому авторскому решению?
Слайд 21 Домашнее задание:
аналитическое: посмотреть в Интернет-ресурсах другие сценические трактовки «Горя
от ума» и написать на них рецензию;
творческое: представить и описать, как бы развивались события и что было бы с героями, если бы действие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» было перенесено в наши дни.