Презентация, доклад А.С.Пушкин в портретах...

Презентация А.С.Пушкин в портретах..., предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 39 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

А.С.Пушкин в портретах В.А.Тропинина и О.А.Кипренского



Слайд 2
Текст слайда:

Цель урока:
познакомиться с портретами А.С.Пушкина, созданными О.Кипренским и В.Тропининым; узнать об истории их появления.


Слайд 3
Текст слайда:

Облик А.С.Пушкина галерея портретов


Слайд 4
Текст слайда:

Пушкин- ребенок. Неизвестный художник. Миниатюра 1801 -1803г.г.

Пушкин. Гравюра Е. Гейтмана. 1822г.


Слайд 5
Текст слайда:

И.Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г.

Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге". 1949 г. Этот

парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен.

Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.

С.Г.Чириков "Портрет Пушкина",
1810 г.


Слайд 6
Текст слайда:

Г.Гиппиус. "Портрет Пушкина". 1828г. Литография

И. Репин "Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года"


Слайд 7
Текст слайда:

А.С.Пушкин в Петербурге. 1930-е

Б.М. Кустодиев. "Портрет А.С. Пушкина". 1915 г.


Слайд 8
Текст слайда:

Орест Адамович Кипренский

Василий Андреевич Тропинин


Слайд 9
Текст слайда:

В.А. Тропинин. "Портрет Пушкина". 1827 г.

О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г.


Слайд 10
Текст слайда:

Отзывы современников о Пушкине


Слайд 11
Текст слайда:

Писатель И.А.Гончаров, в молодости видевший Пушкина, когда поэт посетил Московский университет в 1832 году, писал: « С первого взгляда, наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в глазах, которых никогда не забудешь. В позе, в жестах, сопровождавших его речь, была сдержанность светского благовоспитанного человека. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова с негустыми, кудрявыми волосами».


Слайд 12
Текст слайда:

Лев Сергеевич Пушкин (брат поэта) вспоминал:
«Пушкин был дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно».

А вот свидетельства прямо противоположные, к тому же женские:
«Пушкин был очень красив; рот у него был очень прелестный с тонко и красиво очерченными губами и чудные голубые глаза. Волосы у него были блестящие, густые и кудрявые, как у мерлушки. Ходил он в чёрном сюртуке. На туалет обращал большое внимание. Все относились к Александру Сергеевичу с благоговением. Барышни были от него без ума».


Слайд 13
Текст слайда:

Разночинец А.В.Никоненко: «Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. Если смотреть на лицо… Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи – прекрасные, как букет свежих весенних роз, звучные, полные силы и чувства».
Кавказское свидетельство М.В.Юзефовича: «Как теперь вижу его, живого, вертлявого, с великолепными, большими, чистыми и ясными глазами… с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Вовсе не был смугл, черноволос – вполне белокож, с вьющимися каштановыми волосами».

Пушкин о себе: «Потомок негров безобразный…»


Слайд 14
Текст слайда:

История создания портрета


Слайд 15
Текст слайда:

А.С.Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта .
Однако в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них стали классическими.
Один из них принадлежит кисти Ореста Адамовича Кипренского, а другой – Василия Андреевича Тропинина.




Слайд 16
Текст слайда:

Отъезжая за границу Соболевский – друг Пушкина – очень хотел иметь его портрет «как он есть, в домашнем его халате, растрёпанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и тайком поднёс его мне /Соболевскому/ с различными фарсами» ( стоил портрет Пушкину 350 рублей).

С.А.Соболевский. Худ. К.П.Брюллов.1832 г.


В 1937 году, когда страна отмечала 100-летие со дня гибели Пушкина, портрет из Третьяковки в Москве передали в Ленинградский музей Пушкина, где он находится и поныне.


Слайд 17
Текст слайда:

В 1826 году из Москвы Пушкин уехал в Петербург, и там с лицейским другом Антоном Дельвигом на выставке они увидели картины О.А.Кипренского. Дельвиг попросил поэта позировать Кипренскому. Пушкин согласился.

Заказчик и художник сошлись на цене в тысячу рублей – деньги очень большие по тем временам.
Таким образом, оба портрета были созданы по просьбе друзей Пушкина.
Антон Антонович Дельвиг (1798-1831), «друг и наставник всех поэтов»


Слайд 18
Текст слайда:

Особенности портрета Тропинина


Слайд 19
Текст слайда:

Для первого знакомства с Пушкиным Тропинин в начале 1827 года пришёл в дом Соболевского на Собачьей площадке. Тропинин обнаружил поэта в кабинете, возившимся со щенками. Тогда же по первому впечатлению был написан маленький этюд. В нём не было ни богатства колорита, ни мастерски исполненных деталей. Главным достоинством были непосредственность и живость восприятия модели, дружеская доверительность.


Слайд 20
Текст слайда:

Однако внешняя простота портрета Тропинина – кажущаяся. Художник не столько стремится создать атмосферу домашности, сколько подчёркивает значимость частной жизни, возросшей в эпоху романтизма. Тропинин демонстративно противопоставляет её официальной чопорности мундира.


Слайд 21
Текст слайда:

Домашняя одежда поэта, вопреки ожиданиям, не создаёт атмосферы доверительности между моделью и автором. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека.
Он величав. Лицо прекрасно. Взгляд, устремлённый вдаль, задумчив и сосредоточен.

Лик библейский, апостольский. Лик пророка.


Слайд 22
Текст слайда:

Мягкие складки широкого халата Пушкина напоминают свободную драпировку римской тоги. Твёрдо сжатая в кулак рука несёт не меньше пафоса, чем «наполеоновская» поза какого-либо романтического персонажа. На сероватом фоне , слегка просветлённом к правому краю холста – лицо поэта, словно прислушивающегося к неведомым звукам. Оно оттеняется белизной приподнятого шёлковым шейным платком ворота рубашки.


Слайд 23
Текст слайда:

По мнению писателя Николая Полевого, «сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».


Слайд 24
Текст слайда:

Фигура поэта развёрнута на зрителя, спокойное, сосредото-ченное лицо дано в лёгком развороте. Идея величия поэта выражена в горделивой посадке головы, обрамлённой распахнутым воротом рубашки. Живописный портрет сочетает возвышенность идеи с живым ощущением натуры. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи.


Слайд 25
Текст слайда:

«Мистический» перстень
Перстень-талисман, которым Пушкин дорожил и не расставался с ним до конца жизни, представлял собой крупное золотое кольцо витой формы с большим сердоликом- интальо и вырезанной на нём надписью на древнееврейском языке: «Симха – сын досточтимого рабби, да будет его память благословенна». Пушкину он был подарен Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой в Одессе перед отъездом в ссылку в Михайловское в 1824 году.

Там волшебница ласкаясь, Мне вручила талисман. И ласкаясь говорила: «Сохрани мой талисман: В нём таинственная сила! Он тебе любовью дан...»



Слайд 26
Текст слайда:

Это было золотое кольцо со вставленным восьмиугольным полированным сердоликом багряного цвета. Е.К.Воронцова искренне верила в магическую силу перстней -талисманов и их взаимную связь. Поэтому она на прощанье подарила поэту медальон со своим портретом-миниатюрой и один из перстней-талисманов: он должен был охранять Пушкина от всех несчастий и создавать между влюбленными невидимую связь. И вот под пером поэта рождаются волшебные стихи:

Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в дни печали был мне дан. Пускай же ввек сердечных ран Не растравит воспоминанье Прощай, надежда и желанье. Храни меня, мой талисман.


Слайд 27
Текст слайда:

Особенности портрета Кипренского


Слайд 28
Текст слайда:

У Ореста Адамовича Кипренского был счастливый дар портретировать выдающихся представителей русского общества в наиболее значительные минуты их жизни. И этот дар не изменил ему здесь. Он создал живописный портрет-памятник великого поэта. Портрет был написан в доме Шереметевых на Фонтанке, где у художника была мастерская.

Кипренский начал работу над портретом в мае 1827 года вслед за Тропининым, написавшим поэта весной этого же года в Москве.


Слайд 29
Текст слайда:

Отец Пушкина считал, что это лучший портрет сына. Кипренский – по происхождению немец на русской почве (настоящая его фамилия – Швальбе). От моды отрешившись и устремившись к вечному, он создал не житейский, не бытовой портрет, а образ именно Пушкина – поэта, «питомца чистых муз».


Слайд 30
Текст слайда:

Уже летом появились первые восторженные отзывы: «Это живой Пушкин…увидев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проница- тельные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания…»
«Хотя физиономия Пушкина …вместе с тем так изменчива, зыбка и трудно предположить, что один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие».
Скрещенные на груди руки поэта, складки шотландского плаща, эффектно наброшенного на плечи, - всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли.

Плащ с красной клетчатой подкладкой вызывает ассоциации с поэзией Д.Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом.


Слайд 31
Текст слайда:

Безупречная выверенность постановки фигуры и позы поэта подчёркивает простоту и естественность композиции портрета. Грудь и плечи Пушкина изображены фронтально, а голова несколько повёрнута в сторону.
Лицо поэта мягко выделено светом. В нём деликатно обозначена «арапская характерность» черт: широкие ноздри, слегка выдающиеся крупные губы. Вьющиеся тёмно-каштановые волосы обрамляют высокий лоб.

Облик Пушкина отличается сдержанной простотой, но есть в нём и особое хрупкое изящество и какая-то экзотическая элегантность. Образ наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди.


Слайд 32
Текст слайда:

Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы.
В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру (струнный музыкальный инструмент)

Лира – музыкальный инструмент эпохи Возрождения

Муза с лирой на горе Геликон. 440 в. до н.э.


Слайд 33
Текст слайда:

Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «…минута – стихи свободно потекут».
Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент – момент творчества. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был ореол поэтического воодушевления. Именно это особенно понравилось в портрете самому поэту. Он выразил своё восхищение мастерством живописца, его проницательности в стихотворении:


Слайд 34
Текст слайда:

Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, - И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид…



Слайд 35
Текст слайда:

Из всех художников, творивших в пушкинское время, именно портрет Кипренского наиболее популярен. И это прежде всего потому, что кисть его навечно сохранила облик величайшего русского поэта.
Любопытно, что Пушкина современники начали узнавать именно по портрету Кипренского, который впервые выставлялся в Академии художеств в Петербурге 1 сентября 1827 года. П.А.Вяземский вспоминал: «Мы садились с Пушкиным в лодочку, а две дамы сходят, и одна, разумеется по-французски, просит у нас позволения ехать с нами. Мы позволяем. Оказывается, одна дама узнала Пушкина по портрету его, выставленному в Академии».


Слайд 36
Текст слайда:

После смерти Дельвига в 1831 году Пушкин, несмотря на материальные затруднения, покупает этот портрет за тысячу рублей из гонорара, полученного за «Бориса Годунова», и помещает в своём кабинете на Мойке.

Сейчас портрет кисти Кипренского находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.


Слайд 37
Текст слайда:

Оба портрета, Тропинина и Кипренского, созданы по просьбе друзей Пушкина. На том и другом поэт изображён в спокойной благородной позе. Чувствуется , что Пушкин полон творческих сил, здоровья, что это человек, обладающий большой силой духа, умом. Но, несмотря на сходство, эти портреты отличаются друг от друга. Во-первых, различен замысел художников.
Тропинин хотел показать Пушкина в обыденной домашней обстановке. Поэтому на портрете Василия Андреевича Тропинина мы видим поэта в простор-ном домашнем халате, ворот рубашки широко распахнут, галстук повязан сво-бодно и небрежно. У поэта непринуждённая поза, живые, чуть улыбающиеся губы. На портрете же Ореста Адамовича Кипренского Пушкин предстаёт перед нами другим. На нём строгий чёрный сюртук, галстук повязан аккуратно в виде банта, через плечо перекинут плащ. Кипренский создал обобщённый возвышен-ный образ поэта-гения. Пушкин изображён здесь в состоянии глубокой сосредо-точенности, которая подчёркивается многозначительным жестом торжественно скрещённых рук. Весь облик поэта лишён обыденности , случайности. Есть разница также в колорите и освещении. На портрете, созданном В.А.Тропининым, ярко освещено лицо, обнажённая шея и рука поэта, лежащая на рукописях. Портрет Кипренского как бы меньше освещён. В.А.Тропинин пользовался в основном тёмно-синим и тёмно-коричневым цветом, О.А.Кипренский – зеленовато-золотистым и красным.
Оба портрета ценны тем, что помогают нам представить, каким был А.С.Пушкин, гордость нашей поэзии.


Слайд 38
Текст слайда:

1837. А. А. Козлов. Пушкин на смертном одре. 1837.

За те 2 дня, что гроб с телом Пушкина находился в квартире на Мойке, — 30 и 31 января 1837 года, Пушкина рисовали три художника и два писателя: А.Н. Мокрицкий, Ф.А. Бруни, А.А. Козлов, В.А. Жуковский, А.И. Струговщиков.


Слайд 39
Текст слайда:

Посмертные маски – это произведения искусства, представляющие слепок из гипса или другого пластичного материала, снятый с лица умершего. Первоначальный слепок служит как форма для отливки посмертной маски.

Посмертная маска поэта первого отлива, принадлежавшая В.А.Жуковскому


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть