Слайд 1А.С.Пушкин в портретах В.А.Тропинина и О.А.Кипренского
Слайд 2Цель урока:
познакомиться с портретами А.С.Пушкина, созданными О.Кипренским и В.Тропининым; узнать об
истории их появления.
Слайд 3Облик А.С.Пушкина галерея портретов
Слайд 4Пушкин- ребенок. Неизвестный художник. Миниатюра 1801 -1803г.г.
Пушкин. Гравюра Е. Гейтмана. 1822г.
Слайд 5И.Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г.
Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге". 1949
г. Этот
парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен.
Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.
С.Г.Чириков "Портрет Пушкина",
1810 г.
Слайд 6Г.Гиппиус. "Портрет Пушкина". 1828г. Литография
И. Репин "Пушкин на экзамене в Царском
Селе 8 января 1815 года"
Слайд 7А.С.Пушкин в Петербурге. 1930-е
Б.М. Кустодиев.
"Портрет А.С. Пушкина". 1915 г.
Слайд 8Орест Адамович Кипренский
Василий Андреевич Тропинин
"Портрет Пушкина". 1827 г.
О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г.
Слайд 11Писатель И.А.Гончаров, в молодости видевший Пушкина, когда поэт посетил Московский университет
в 1832 году, писал: « С первого взгляда, наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в глазах, которых никогда не забудешь. В позе, в жестах, сопровождавших его речь, была сдержанность светского благовоспитанного человека. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова с негустыми, кудрявыми волосами».
Слайд 12Лев Сергеевич Пушкин (брат поэта)
вспоминал:
«Пушкин был дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно».
А вот свидетельства прямо противоположные, к тому же женские:
«Пушкин был очень красив; рот у него был очень прелестный с тонко и красиво очерченными губами и чудные голубые глаза. Волосы у него были блестящие, густые и кудрявые, как у мерлушки. Ходил он в чёрном сюртуке. На туалет обращал большое внимание. Все относились к Александру Сергеевичу с благоговением. Барышни были от него без ума».
Слайд 13Разночинец А.В.Никоненко:
«Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. Если смотреть на лицо… Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи – прекрасные, как букет свежих весенних роз, звучные, полные силы и чувства».
Кавказское свидетельство М.В.Юзефовича: «Как теперь вижу его, живого, вертлявого, с великолепными, большими, чистыми и ясными глазами… с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Вовсе не был смугл, черноволос – вполне белокож, с вьющимися каштановыми волосами».
Пушкин о себе: «Потомок негров безобразный…»
Слайд 15 А.С.Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие».
Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта .
Однако в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них стали классическими.
Один из них принадлежит кисти Ореста Адамовича Кипренского, а другой – Василия Андреевича Тропинина.
Слайд 16 Отъезжая за границу Соболевский – друг Пушкина – очень хотел иметь
его портрет «как он есть, в домашнем его халате, растрёпанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и тайком поднёс его мне /Соболевскому/ с различными фарсами» ( стоил портрет Пушкину 350 рублей).
С.А.Соболевский. Худ. К.П.Брюллов.1832 г.
В 1937 году, когда страна отмечала 100-летие со дня гибели Пушкина, портрет из Третьяковки в Москве передали в Ленинградский музей Пушкина, где он находится и поныне.
Слайд 17В 1826 году из Москвы Пушкин уехал в Петербург, и там
с лицейским другом Антоном Дельвигом на выставке они увидели картины О.А.Кипренского. Дельвиг попросил поэта позировать Кипренскому. Пушкин согласился.
Заказчик и художник сошлись на цене в тысячу рублей – деньги очень большие по тем временам.
Таким образом, оба портрета были созданы по просьбе друзей Пушкина.
Антон Антонович Дельвиг (1798-1831), «друг и наставник всех поэтов»
Слайд 19 Для первого знакомства с Пушкиным Тропинин в начале 1827 года пришёл
в дом Соболевского на Собачьей площадке. Тропинин обнаружил поэта в кабинете, возившимся со щенками. Тогда же по первому впечатлению был написан маленький этюд. В нём не было ни богатства колорита, ни мастерски исполненных деталей. Главным достоинством были непосредственность и живость восприятия модели, дружеская доверительность.
Слайд 20Однако внешняя простота портрета Тропинина – кажущаяся. Художник не столько стремится
создать атмосферу домашности, сколько подчёркивает значимость частной жизни, возросшей в эпоху романтизма. Тропинин демонстративно противопоставляет её официальной чопорности мундира.
Слайд 21Домашняя одежда поэта, вопреки ожиданиям, не создаёт атмосферы доверительности между моделью
и автором. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека.
Он величав. Лицо прекрасно. Взгляд, устремлённый вдаль, задумчив и сосредоточен.
Лик библейский, апостольский. Лик пророка.
Слайд 22 Мягкие складки широкого халата Пушкина напоминают свободную драпировку римской тоги. Твёрдо
сжатая в кулак рука несёт не меньше пафоса, чем «наполеоновская» поза какого-либо романтического персонажа. На сероватом фоне , слегка просветлённом к правому краю холста – лицо поэта, словно прислушивающегося к неведомым звукам. Оно оттеняется белизной приподнятого шёлковым шейным платком ворота рубашки.
Слайд 23По мнению писателя Николая Полевого, «сходство портрета с подлинником поразительно, хотя
нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».
Слайд 24 Фигура поэта развёрнута на зрителя, спокойное, сосредото-ченное лицо дано в
лёгком развороте. Идея величия поэта выражена в горделивой посадке головы, обрамлённой распахнутым воротом рубашки. Живописный портрет сочетает возвышенность идеи с живым ощущением натуры. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи.
Слайд 25«Мистический» перстень
Перстень-талисман, которым Пушкин дорожил и не расставался с ним до
конца жизни, представлял собой крупное золотое кольцо витой формы с большим сердоликом- интальо и вырезанной на нём надписью на древнееврейском языке: «Симха – сын досточтимого рабби, да будет его память благословенна». Пушкину он был подарен Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой в Одессе перед отъездом в ссылку в Михайловское в 1824 году.
Там волшебница ласкаясь, Мне вручила талисман. И ласкаясь говорила: «Сохрани мой талисман: В нём таинственная сила! Он тебе любовью дан...»
Слайд 26Это было золотое кольцо со вставленным восьмиугольным полированным сердоликом багряного цвета.
Е.К.Воронцова искренне верила в магическую силу перстней -талисманов и их взаимную связь. Поэтому она на прощанье подарила поэту медальон со своим портретом-миниатюрой и один из перстней-талисманов: он должен был охранять Пушкина от всех несчастий и создавать между влюбленными невидимую связь. И вот под пером поэта рождаются волшебные стихи:
Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в дни печали был мне дан. Пускай же ввек сердечных ран Не растравит воспоминанье Прощай, надежда и желанье. Храни меня, мой талисман.
Слайд 27Особенности портрета Кипренского
Слайд 28У Ореста Адамовича Кипренского был счастливый дар портретировать выдающихся представителей русского
общества в наиболее значительные минуты их жизни. И этот дар не изменил ему здесь. Он создал живописный портрет-памятник великого поэта. Портрет был написан в доме Шереметевых на Фонтанке, где у художника была мастерская.
Кипренский начал работу над портретом в мае 1827 года вслед за Тропининым, написавшим поэта весной этого же года в Москве.
Слайд 29Отец Пушкина считал, что это лучший портрет сына. Кипренский – по
происхождению немец на русской почве (настоящая его фамилия – Швальбе). От моды отрешившись и устремившись к вечному, он создал не житейский, не бытовой портрет, а образ именно Пушкина – поэта, «питомца чистых муз».
Слайд 30Уже летом появились первые восторженные отзывы: «Это живой Пушкин…увидев его хоть
раз живого, вы тотчас признаете его проница- тельные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания…»
«Хотя физиономия Пушкина …вместе с тем так изменчива, зыбка и трудно предположить, что один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие».
Скрещенные на груди руки поэта, складки шотландского плаща, эффектно наброшенного на плечи, - всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли.
Плащ с красной клетчатой подкладкой вызывает ассоциации с поэзией Д.Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом.
Слайд 31Безупречная выверенность постановки фигуры и позы поэта подчёркивает простоту и естественность
композиции портрета. Грудь и плечи Пушкина изображены фронтально, а голова несколько повёрнута в сторону.
Лицо поэта мягко выделено светом. В нём деликатно обозначена «арапская характерность» черт: широкие ноздри, слегка выдающиеся крупные губы. Вьющиеся тёмно-каштановые волосы обрамляют высокий лоб.
Облик Пушкина отличается сдержанной простотой, но есть в нём и особое хрупкое изящество и какая-то экзотическая элегантность. Образ наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди.
Слайд 32Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую
фигуру музы.
В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру (струнный музыкальный инструмент)
Лира – музыкальный инструмент эпохи Возрождения
Муза с лирой на горе Геликон. 440 в. до н.э.
Слайд 33Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы
прислушивается к внутреннему голосу: «…минута – стихи свободно потекут».
Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент – момент творчества. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был ореол поэтического воодушевления. Именно это особенно понравилось в портрете самому поэту. Он выразил своё восхищение мастерством живописца, его проницательности в стихотворении:
Слайд 34Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец,
не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, - И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид…
Слайд 35Из всех художников, творивших в пушкинское время, именно портрет Кипренского наиболее
популярен. И это прежде всего потому, что кисть его навечно сохранила облик величайшего русского поэта.
Любопытно, что Пушкина современники начали узнавать именно по портрету Кипренского, который впервые выставлялся в Академии художеств в Петербурге 1 сентября 1827 года.
П.А.Вяземский вспоминал: «Мы садились с Пушкиным в лодочку, а две дамы сходят, и одна, разумеется по-французски, просит у нас позволения ехать с нами. Мы позволяем. Оказывается, одна дама узнала Пушкина по портрету его, выставленному в Академии».
Слайд 36После смерти Дельвига в 1831 году Пушкин, несмотря на материальные затруднения,
покупает этот портрет за тысячу рублей из гонорара, полученного за «Бориса Годунова», и помещает в своём кабинете на Мойке.
Сейчас портрет кисти Кипренского находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.
Слайд 37 Оба портрета, Тропинина и Кипренского, созданы по просьбе друзей Пушкина. На
том и другом поэт изображён в спокойной благородной позе. Чувствуется , что Пушкин полон творческих сил, здоровья, что это человек, обладающий большой силой духа, умом. Но, несмотря на сходство, эти портреты отличаются друг от друга. Во-первых, различен замысел художников.
Тропинин хотел показать Пушкина в обыденной домашней обстановке. Поэтому на портрете Василия Андреевича Тропинина мы видим поэта в простор-ном домашнем халате, ворот рубашки широко распахнут, галстук повязан сво-бодно и небрежно. У поэта непринуждённая поза, живые, чуть улыбающиеся губы. На портрете же Ореста Адамовича Кипренского Пушкин предстаёт перед нами другим. На нём строгий чёрный сюртук, галстук повязан аккуратно в виде банта, через плечо перекинут плащ. Кипренский создал обобщённый возвышен-ный образ поэта-гения. Пушкин изображён здесь в состоянии глубокой сосредо-точенности, которая подчёркивается многозначительным жестом торжественно скрещённых рук. Весь облик поэта лишён обыденности , случайности. Есть разница также в колорите и освещении. На портрете, созданном В.А.Тропининым, ярко освещено лицо, обнажённая шея и рука поэта, лежащая на рукописях. Портрет Кипренского как бы меньше освещён. В.А.Тропинин пользовался в основном тёмно-синим и тёмно-коричневым цветом, О.А.Кипренский – зеленовато-золотистым и красным.
Оба портрета ценны тем, что помогают нам представить, каким был А.С.Пушкин, гордость нашей поэзии.
Слайд 381837. А. А. Козлов. Пушкин на смертном одре. 1837.
За те 2
дня, что гроб с телом Пушкина находился в квартире на Мойке, — 30 и 31 января 1837 года, Пушкина рисовали три художника и два писателя: А.Н. Мокрицкий, Ф.А. Бруни, А.А. Козлов, В.А. Жуковский, А.И. Струговщиков.
Слайд 39Посмертные маски – это произведения искусства, представляющие слепок из гипса или
другого пластичного материала, снятый с лица умершего. Первоначальный слепок служит как форма для отливки посмертной маски.
Посмертная маска поэта первого отлива, принадлежавшая В.А.Жуковскому