Презентация, доклад А.С.Пушкин. Философская лирика.

Содержание

Цель урокаПознакомиться с термином «философская лирика»Выявить проблемы, над которыми размышляет А.С.Пушкин в своем творчествеПовторить черты романтизма и реализма как литературных направленийСовершенствовать навыки анализа лирического произведения

Слайд 1Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворений «Погасло дневное светило…», «Элегия» («Безумных

дней угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…».

Урок литературы
10 класс

Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворений  «Погасло дневное светило…»,  «Элегия» («Безумных дней угасшее веселье…»),

Слайд 2Цель урока
Познакомиться с термином «философская лирика»
Выявить проблемы, над которыми размышляет А.С.Пушкин

в своем творчестве
Повторить черты романтизма и реализма как литературных направлений
Совершенствовать навыки анализа лирического произведения
Цель урокаПознакомиться с термином «философская лирика»Выявить проблемы, над которыми размышляет А.С.Пушкин в своем творчествеПовторить черты романтизма и

Слайд 3 Философ – это ученый, специалист по философии; человек, занятый

разработкой вопросов мировоззрения, мыслитель.

Работа с терминами

Философ – это ученый, специалист по философии; человек, занятый разработкой вопросов мировоззрения, мыслитель. Работа с

Слайд 4М. Горький
Философом может быть всякий..., кто родился с привычкой

думать и во всем искать начало и конец.


М. Горький  Философом может быть всякий..., кто родился с привычкой думать и во всем искать начало

Слайд 5Работа с терминами
Философская лирика – это лирические произведения, написанные писателем

- философом, сочетающие в себе соблюдение всех литературных правил по написанию стихов и имеющие скрытый смысл.
Скрытый смысл раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз или после произошедшего события (стих - пророчество).
Работа с терминамиФилософская лирика – это лирические произведения, написанные  писателем - философом, сочетающие в себе соблюдение

Слайд 6Вечные философские вопросы
1. о смысле человеческой жизни,

2. о добре и зле,
3. о назначении поэта и поэзии,
4. о смерти и бессмертии,
5. о вере и безверии,
6. о красоте и уродстве
7. о взаимоотношениях человека и природы и др.

Какие из этих вопросов рассматривал А.С.Пушкин в своей лирике?

Вечные философские вопросы  1. о смысле человеческой жизни,  2. о добре и зле,  3.

Слайд 7Работа с терминами
Элегия – это стихотворение

средней длины эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции.
Работа с терминами     Элегия – это стихотворение средней длины эмоционального содержания (обычно печального),

Слайд 8

Философская лирика А.С.Пушкина
«Погасло дневное светило…» (1820), «Храни меня,

мой талисман» (1825),
«Элегия» («Безумных дней угасшее веселье…»)(1830),
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1835),
«Вновь я посетил…» (1835),
Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»
«Я памятник себе воздвиг…» (1836)
Философская лирика А.С.Пушкина   «Погасло дневное светило…» (1820),  «Храни меня, мой талисман» (1825),

Слайд 9Романтический период творчества А.С.Пушкина
Черты романтизма

1)отрешение от реальной действительности
2) утверждение положительного идеала
3)

бегство от современности
4) противопоставление прошлого настоящему (двоемирие)
5) индивидуализм, доведённый до культа личности
6) трагическое одиночество
7) герой всегда яркая, исключительная личность
8) свободолюбие героя
9) герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой.
10) необычные, исключительные обстоятельства жизни героя
11) отсутствие эволюции героя


Романтический период творчества А.С.ПушкинаЧерты романтизма1)отрешение от реальной действительности2) утверждение положительного идеала3) бегство от современности4) противопоставление прошлого настоящему

Слайд 10Анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» (1820)
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал

туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» (1820)Погасло дневное светило;На море синее вечерний пал туман.Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся

Слайд 11Поразмышляем
1. К какому жанру можно отнести это

стихотворение?       2. Какие черты романтизма проявились в нем?
(Это элегическое раздумье о жизни и судьбе человека, оценка своих прежних надежд и мечтаний. Образ лирического «я» близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и ее отсутствием у изгнанника поневоле)       3. Как соотносятся в стихотворении внешние факты жизни и внутренние порывы души?
(Реальные события становятся основой для психологического переживания, выраженного в форме элегического воспоминания.)     
Поразмышляем     1. К какому жанру можно отнести это стихотворение?        2. Какие черты романтизма проявились

Слайд 12
 4. Какой смысл приобретает в стихотворении образ

океана?
(Грозная стихия океана созвучна душе поэта.)       5. В каком ключе рисуется в стихотворении природа?
(Природа не только необычна, но и внутренне противоречива. Для поэта важно не правдивое описание необычного пейзажа моря, а его мощь и свобода, стихийное движение.)       6. На чем основана композиция стихотворения?
(Инверсия, контраст, безграничная перспектива, аллегория.)
7. Меняются ли взгляды лирического героя?       

Поразмышляем

 4. Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана?  (Грозная стихия океана созвучна

Слайд 13Эволюция жизненной позиции лирического героя

Эволюция жизненной позиции лирического героя

Слайд 14Реалистический период творчества поэта
Черты реализма
1. Правдивое и достоверное изображение жизни
2.

Изображение исторически конкретного времени
3. Изображение героя, типичного для данного общества и среды
4. Изображение жизни и характера в развитии
5. Особый динамизм
6. Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал)
7. Гуманизм и демократизм
8. Мотивированность поступков героев


А.Пластов
А.С. Пушкин в Болдине. 1949.

Реалистический период творчества поэтаЧерты реализма1. Правдивое и достоверное изображение жизни 2. Изображение исторически конкретного времени3. Изображение героя,

Слайд 15Болдинская осень (1830)

Болдинская осень (1830)

Слайд 16Анализ стихотворения «Элегия» («Безумных дней угасшее веселье…»)(1830)
Безумных лет

угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Анализ стихотворения  «Элегия» («Безумных дней угасшее веселье…»)(1830)   Безумных лет угасшее веселье  Мне тяжело,

Слайд 17
1.      Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?
2.     

Какой смысл тексту придает его парная рифмовка?
3.      Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?
4.      Почему желание "мыслить и страдать" является жизненным стимулом для лирического "я"?
5.      Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?

Поразмышляем

1.      Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?2.      Какой смысл тексту придает его парная

Слайд 18«Вновь я посетил…» (1835)
“В Михайловском нашел я все по-старому, кроме

того, что нет уж в нем няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. “
(Из письма А.С.Пушкина Н.Н.Гончаровой)
«Вновь я посетил…» (1835) “В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем

Слайд 19Обращение поэта к потомкам
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний

возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Обращение поэта к потомкамЗдравствуй, племяМладое, незнакомое! не яУвижу твой могучий поздний возраст,Когда перерастешь моих знакомцевИ старую главу

Слайд 20
1.      В чем, по Пушкину, заключается "общий закон" жизни?
2.      Какие картины

природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Как они связаны с обликом лирического "я"?
3.      Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?
4.     Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти?
5.      Как поэт решает проблему преемственности поколений?

Поразмышляем

1.      В чем, по Пушкину, заключается

Слайд 21Интернет - урок
http://teachpro.ru/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8?CourseID=544fbaa8-fa3e-4af5-997e-742ca7d37d83&Name=lit010205&Title=%d0%a1%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f+%c2%ab%d0%ad%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d0%b8%d1%8f%c2%bb+%d0%b8+%c2%ab...%d0%92%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8c+%d1%8f+%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%b5%d1%82%d0%b8%d0%bb%e2%80%a6%c2%bb

Интернет - урок http://teachpro.ru/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8?CourseID=544fbaa8-fa3e-4af5-997e-742ca7d37d83&Name=lit010205&Title=%d0%a1%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f+%c2%ab%d0%ad%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d0%b8%d1%8f%c2%bb+%d0%b8+%c2%ab...%d0%92%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8c+%d1%8f+%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%b5%d1%82%d0%b8%d0%bb%e2%80%a6%c2%bb

Слайд 22Вывод
Своеобразие философской лирики А.С.Пушкина:
1. носит личностный характер (философия, опробованная

собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний);
2. звучат мотивы гармонии бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чудом преображения души, приоритетом свободы;
3. эволюция жизненной позиции лирического героя.

Вывод  Своеобразие философской лирики А.С.Пушкина:1. носит личностный характер (философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных

Слайд 23Домашнее задание
Дать устный анализ стихотворениям А.С. Пушкина:
«Погасло дневное светило…» (1820)
«Узник» (1822)
«Свободы

сеятель пустынный…» (1823)
«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824)
Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…» (1824)
Элегия («Безумных лет угасшее веселье…») (1830)
«Вновь я посетил…» (1835)
«Странник» (1835)

Домашнее заданиеДать устный анализ стихотворениям А.С. Пушкина:«Погасло дневное светило…» (1820)«Узник» (1822)«Свободы сеятель пустынный…» (1823)«Разговор книгопродавца с поэтом»

Слайд 24Использованная литература
1. Н.Беляева Поурочные разработки по литературе. 10 класс

Использованная литература1. Н.Беляева Поурочные разработки по литературе. 10 класс

Слайд 25Интернет - урок
http://teachpro.ru/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8?CourseID=544fbaa8-fa3e-4af5-997e-742ca7d37d83&Name=lit010203&Title=%d0%a1%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f+%c2%ab%d0%a1%d0%b2%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%b4%d1%8b+%d1%81%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c+%d0%bf%d1%83%d1%81%d1%82%d1%8b%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9%c2%bb+%d0%b8+%c2%ab%d0%98+%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba+%d1%83%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bb%d1%8b%d0%b9+%d0%bd%d0%b0+%d0%91%d0%be%d0%b3%d0%b0+%d1%80%d0%be%d0%bf%d1%82%d0%b0%d0%bb%c2%bb

Интернет - урок http://teachpro.ru/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8?CourseID=544fbaa8-fa3e-4af5-997e-742ca7d37d83&Name=lit010203&Title=%d0%a1%d1%82%d0%b8%d1%85%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f+%c2%ab%d0%a1%d0%b2%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%b4%d1%8b+%d1%81%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c+%d0%bf%d1%83%d1%81%d1%82%d1%8b%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9%c2%bb+%d0%b8+%c2%ab%d0%98+%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba+%d1%83%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bb%d1%8b%d0%b9+%d0%bd%d0%b0+%d0%91%d0%be%d0%b3%d0%b0+%d1%80%d0%be%d0%bf%d1%82%d0%b0%d0%bb%c2%bb

Слайд 26 1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите,

что это притча.       2. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?       3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он нашел отражение в стихотворении «Пророк».       4. Докажите, что в стихотворении отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.

Поразмышляем

1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.       2. Какой смысл имеет

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть