Презентация, доклад А.Н.Островский. Жизнь и творчество

Содержание

ДетствоКак раз незадолго до рождения третьего сына Николай Федорович нанял новую квартиру в доме дьякона Никифора Максимова в Замоскворечье. Здесь, на Малой Ордынке, стояла небольшая пятиглавая церковь, красивый памятник архитектуры XVII века. Церковь славилась по Москве чудотворной

Слайд 1Жизнь и творчество


Презентация составлена учителем русского языка и литературы ГКВОУЦОСОУКП-1
Пранцкетис О.В.

Александр

Николаевич Островский
Жизнь и творчествоПрезентация составлена учителем русского языка и литературы ГКВОУЦОСОУКП-1Пранцкетис О.В.Александр Николаевич Островский

Слайд 2Детство
Как раз незадолго до рождения третьего сына Николай Федорович нанял новую

квартиру в доме дьякона Никифора Максимова в Замоскворечье. Здесь, на Малой Ордынке, стояла небольшая пятиглавая церковь, красивый памятник архитектуры XVII века. 

Церковь славилась по Москве чудотворной иконой божьей матери Троеручицы, в ней было всегда изрядно прихожан, и дьякон ее был, видно, человек не бедный. Во всяком случае, ему принадлежал довольно солидный двухэтажный дом на каменном подклете с деревянным верхом, сдававшийся внаймы квартирантам. 

Отец Александра Николаевича

Церковь на Малой Ордынке

Богородица Троеручица

ДетствоКак раз незадолго до рождения третьего сына Николай Федорович нанял новую квартиру в доме дьякона Никифора Максимова

Слайд 3Детство
В этом доме, расположившемся на сквозном участке между Малой Ордынкой и

Голиковским переулком, с окнами в палисадник, в четыре часа пополуночи 31 марта (12 апреля по новому стилю) 1823 года родился Александр Николаевич Островский. Явившийся на свет в весенний предрассветный час, мальчик оказался крепче и жизнеспособнее своих рано умерших братьев. На пятый день его закутали в одеяло и понесли крестить – всего-то дороги перейти двор – в церковь Покрова пресвятой богородицы, что на Голиках, и нарекли, не мусоля святцы, заранее припасенным именем Александр. Тщеславный Николай Федорович пригласил восприемниками младенца знакомых из чиновного мира, принадлежностью к которому гордился: титулярного советника Борисоглебского и надворную советницу Прокудину. 

Нажми на картинку

ДетствоВ этом доме, расположившемся на сквозном участке между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, с окнами в палисадник,

Слайд 4Малая Ордынка

Малая Ордынка

Слайд 8Удивительная и характерная черта: впечатления детства и ранней юности, мир ребенка,

его увлечения, беды и открытия, когда все внове и поражает воображение, – этот золотой запас любого писателя почти не тронут Островским в его творчестве. Нет детей в его комедиях и драмах. И ни полслова о покойной матери, случайные упоминания об отце в дневниках и письмах.        Толстой, Герцен, Аксаков с любовью и умилением живописали свое детство. Островский будто не хотел о нем вспоминать. 

Детство


Оставаясь один, Саша сызмала брался за книжку. Няньки и мамки смотрели на это косо: в Замоскворечье боялись "зачитаться". "Если в книжку долго смотреть, можно чудным стать..." Но отцу это нравилось.        В сентябре 1835 года Николай Федорович подал в Московскую губернскую гимназию прошение принять туда своего старшего сына, "коему отроду 12 лет, по-российски писать и читать умеет и первыя четыре правила арифметики знает". Отец скромно просил определить сына "в такой класс гимназии, в которой по экзамену он окажется достойным".

Удивительная и характерная черта: впечатления детства и ранней юности, мир ребенка, его увлечения, беды и открытия, когда

Слайд 9Островский начал свой творческий путь в 40-х гг., при жизни Гоголя и

Белинского, и завершил его во второй половине 80-х гг., в пору, когда уже прочно входил в литературу А. П. Чехов.

Творческий путь

Александр
Николаевич Островский

Николай Васильевич
Гоголь

Виссарион Григорьевич
Белинский

Антон Павлович
Чехов

Островский начал свой творческий путь в 40-х гг., при жизни Гоголя и Белинского, и завершил его во второй

Слайд 10Творческий путь
Убеждение, что труд драматурга, создающего репертуар театра, является высоким общественным

служением, пронизывало и направляло деятельность Островского. Он был органически связан с жизнью литературы. В молодые годы драматург писал критические статьи и участвовал в редакционных делах «Москвитянина», пытаясь изменить направление этого консервативного журнала, затем, печатаясь в «Современнике» и «Отечественных записках», дружески сошелся с Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым и другими писателями. Он следил за их творчеством, обсуждал с ними их произведения и прислушивался к их мнению о своих пьесах.
Творческий путьУбеждение, что труд драматурга, создающего репертуар театра, является высоким общественным служением, пронизывало и направляло деятельность Островского.

Слайд 11Островский далеко не сразу уяснил для себя, что драматургия является его

призванием, что она станет не только преимущественным, но и исключительным родом его творчества. В начале 40-х гг. молодой писатель, увлеченный творчеством Гоголя и критикой гоголевского периода, особенно критикой Белинского, пишет очерки. Уже в эти первые годы своей деятельности он не только определяет круг тем своего будущего творчества, но и вплотную подходит к оценке нравственного смысла наблюдаемых им явлений действительности.

Творческий путь

Островский далеко не сразу уяснил для себя, что драматургия является его призванием, что она станет не только

Слайд 12Творческий путь
В соответствии с рекомендациями Белинского беллетристам 40-х гг. Островский находит сферу

жизни мало изученную, до него не изображавшуюся в литературе, и ей посвящает свое перо. Он сам провозглашает себя «открывателем» и исследователем Замоскворечья. Декларация писателя о быте, с которым он намерен познакомить читателя, напоминает юмористическое «Вступление» к одному из некрасовских альманахов «Первое апреля» (1846), написанное Д. В. Григоровичем и Ф. И. Достоевским. Островский сообщает, что рукопись, которая «проливает свет на страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников не описанную», обнаружена им 1 апреля 1847 г. Самый тон обращения к читателям, предпосылаемого «Запискам Замоскворецкого жителя» (1847), свидетельствует об ориентации автора на стиль юмористического бытописания последователей Гоголя.
Творческий путьВ соответствии с рекомендациями Белинского беллетристам 40-х гг. Островский находит сферу жизни мало изученную, до него не

Слайд 13Творческий путь
Главная проблема, которую молодой писатель кладет в основу своего познания

мира Замоскворечья, — соотношение в этом замкнутом мире традиционности, устойчивости бытия и деятельного начала, тенденции развития. 

Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Творческий путьГлавная проблема, которую молодой писатель кладет в основу своего познания мира Замоскворечья, — соотношение в этом

Слайд 14Творческий путь
Таким образом, изучая русскую жизнь уже на первом этапе литературной

деятельности Островский пришел к убеждению, что сложное взаимодействие традиционного уклада с новыми потребностями общества составляет источник конфликтов. Эти конфликты обязывают писателя выразить свое к ним отношение. Такой взгляд на задачи писателя способствовал тому, что Островский быстро осознал свое призвание драматурга. Интерес Островского к эстетике драмы и его своеобразный и глубокий взгляд на драматизм русской жизни дали плоды в первой его крупной комедии «Свои люди — сочтемся!».

Нажми на картинку

Творческий путьТаким образом, изучая русскую жизнь уже на первом этапе литературной деятельности Островский пришел к убеждению, что

Слайд 15Самсон Силыч Большов,
купец.

Самсон Силыч Большов, купец.

Слайд 16Аграфена Кондратьевна,
его жена.

Аграфена Кондратьевна, его жена.

Слайд 17Олимпиада Самсоновна (Липочка), их дочь

Олимпиада Самсоновна (Липочка), их дочь

Слайд 18Устинья Наумовна, сваха.

Устинья Наумовна, сваха.

Слайд 19Лазарь Елизарыч
Подхалюзин,
приказчик.

Лазарь Елизарыч Подхалюзин, приказчик.

Слайд 20Сысой Псоич
Рисположенский,
стряпчий.

Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий.

Слайд 21Фоминишна ключница

Фоминишна ключница

Слайд 22Тишка мальчик

Тишка мальчик

Слайд 23«Бедная невеста» (1852) резко отличалась от первой комедии («Свои люди...») по

своему стилю, по типам и ситуациям, по драматургическому построению. «Бедная невеста» уступала первой комедии в стройности композиции, глубине и исторической значимости поставленных проблем, остроте и простоте конфликтов, однако она была пронизана идеями и страстями эпохи и производила сильное впечатление на людей 50-х гг. Страдания девушки, для которой брак по расчету — единственная возможная «карьера», и драматические переживания «маленького человека», которому общество отказывает в праве любить, тирания среды и стремление личности к счастью, не находящее себе удовлетворения, — эти и многие другие коллизии, волновавшие зрителей, нашли свое отражение в пьесе. 

Творческий путь

Увеличить картинку

«Бедная невеста» (1852) резко отличалась от первой комедии («Свои люди...») по своему стилю, по типам и ситуациям,

Слайд 24Творческий путь
В пьесе «Бедность не порок» (1854) вновь во всей яркости

и характерности возникало изображение самодурства — явления, открытого, хотя еще не названного по имени, в комедии «Свои люди...», и ставилась проблема соотношения исторического прогресса и традиций национального быта. Вместе с тем художественные средства, при помощи которых писатель выражал свое отношение к этим общественным вопросам, заметно изменились. Островский разрабатывал все новые и новые формы драматического действия, открывая путь для обогащения стиля реалистического спектакля.
Творческий путьВ пьесе «Бедность не порок» (1854) вновь во всей яркости и характерности возникало изображение самодурства —

Слайд 25Комедия «Воевода», рисующая русскую жизнь XVII столетия, представляла своеобразное дополнение к

«Доходному месту» и другим пьесам Островского, обличающим бюрократию.

Творческий путь

Комедия «Воевода», рисующая русскую жизнь XVII столетия, представляла своеобразное дополнение к «Доходному месту» и другим пьесам Островского,

Слайд 26Творческий путь
«На всякого мудреца довольно простоты» — произведение, развивающее важнейшие художественные

открытия, сделанные писателем прежде, вместе с тем это комедия совершенно нового типа. Главной проблемой, которую ставит здесь драматург, снова является проблема социального прогресса, его нравственных последствий и исторических форм. Снова, как в пьесах «Свои люди...» и «Бедность не порок», он указывает на опасность прогресса, не сопровождающегося развитием этических представлений и культуры
Творческий путь«На всякого мудреца довольно простоты» — произведение, развивающее важнейшие художественные открытия, сделанные писателем прежде, вместе с

Слайд 27Творческий путь
Действие «Грозы» развертывается на берегу Волги, в старинном городе, где,

как кажется, веками ничего не меняется и меняться не может, и именно в консервативной патриархальной семье этого города Островский видит проявления неодолимого обновления жизни, ее самоотверженно-бунтарского начала. В «Грозе», как и во многих пьесах Островского, действие «вспыхивает», как взрыв, электрический разряд, возникший между двумя противоположно «заряженными» полюсами, характерами, человеческими натурами. Исторический аспект драматического конфликта, его соотнесенность с проблемой национальных культурных традиций и социального прогресса в «Грозе» выражен особенно сильно

увеличить

Творческий путьДействие «Грозы» развертывается на берегу Волги, в старинном городе, где, как кажется, веками ничего не меняется

Слайд 28В письме И. А. Гончарова, адресованном самому драматургу, написано: «Литературе Вы принесли в

дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой русский, национальный театр“. Он, по справедливости, должен называться „Театр Островского“»

Высказывания известных людей об Островском

В письме И. А. Гончарова, адресованном самому драматургу, написано: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для

Слайд 29В.Г.Перов.
Портрет А.Н.Островского,
1871 г.
Когда Василий Григорьевич Перов писал портрет Александра

Николаевича Островского, он, возможно, не желал ничего более, чем изобразить писателя таким, каким видел его. Но талант психолога и стремление к неподслащенной правде сделали этот портрет чем-то куда более значительным.

Материал был взят с сайта http://literatura5.narod.ru/perof.html

Художник не льстит Островскому ни в чем. Он не скрывает от зрителя некоторую грузность фигуры, не причесывает, не заставляет принять "величественную" позу, не наряжает в дорогие одежды, не пишет фона с колоннами, драпировками или романтическим ландшафтом. Он берет Островского таким, какой он есть – в будничном халате-тулупчике, подбитом беличьим мехом, лысоватого, с неподстриженной рыжеватой бородкой, – и открывает вдруг зрителю лицо, полное мудрого внимания к жизни, со светящимся взглядом добрых, сочувственных, все понимающих светлых глаз.

В портрете Островского есть та завершенность и убедительность образа, которая не позволяет как-либо иначе представить облик великого бытописателя "темного царства". В живом, светящемся умом и острой наблюдательностью взгляде писателя, в позе его крепкой коренастой фигуры чувствуется огромная внутренняя энергия. Его внешне некрасивое лицо поражает своей значительностью и интеллектуальностью. Портрет лег в основу памятника драматургу, выполненного скульптором Н.А.Андреевым и установленного у здания Малого театра. 

Этот портрет, появившийся на первой выставке передвижников, как бы знаменовал рождение новой плеяды замечательных портретистов, которым суждено было правдиво запечатлеть облик своего времени.       "В его облике как будто ни капли возвышенного: спокойно сидит Островский в шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью Перова, и только глаза его, голубые, умные и острые, отнюдь не самоуверенные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые и не дающие солгать, только эти глаза его – свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни". (В.Лакшин)
По книге: Наумович В.Л. Лицо времени. - М. Детская лит., 1965

В.Г.Перов. Портрет А.Н.Островского, 1871 г.Когда Василий Григорьевич Перов писал портрет Александра Николаевича Островского, он, возможно, не желал

Слайд 30Цитаты А.Н.Островского
 «Иметь хорошие мысли может всякий, а владеть умами и сердцами

дано только избранным»— напоминал он, иронизируя над писателями, подменяющими серьезную художественную проблематику назидательными тирадами и голой тенденцией.

Драматург утверждал, что «исторические драмы и хроники развивают народное самопознание и воспитывают сознательную любовь к отечеству»

«Согласно понятиям моим об изящном считая комедию лучшею формою к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспроизводить жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать», — заявляет Островский в затребованном от него по поводу его пьесы объяснении попечителю Московского учебного округа В. И. Назимову

Цитаты А.Н.Островского «Иметь хорошие мысли может всякий, а владеть умами и сердцами дано только избранным»— напоминал он, иронизируя

Слайд 31 Музыка: Tron Syversen – Your Dream 
Материал по описанию портрета был взят с сайта http://literatura5.narod.ru/perof.html

Описание

творчества:
http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl3/rl3-4952.htm

Музыка: Tron Syversen – Your Dream Материал по описанию портрета был взят с сайта http://literatura5.narod.ru/perof.htmlОписание творчества:http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl3/rl3-4952.htm

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть