Слайд 1 ПРАВОПИСАНИЕ
ГЛАСНЫХ
В ПАДЕЖНЫХ
ОКОНЧАНИЯХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Шумова Евдокия Михайловна, учитель русского языка и литературы
Слайд 2Цели урока:
обратить внимание на связь прилагательного с существительным в словосочетании и
предложении;
показать способ выбора окончаний прилагательных.
Слайд 3Имя прилагательное
Самостоятельная часть речи… .
Обозначает…
Отвечает на вопросы…
Изменяется по
…
Согласуется с …
В предложении является …
Слайд 4Синтаксическая разминка
Дайте характеристику предложения.
В долине
пар белеет тонкий,
и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Выпишите из этого предложения прилагательные с тем словом, к которому они относятся. Укажите их род, число, падеж.
Слайд 5Проверяем!
В долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури
жаворонок звонкий.
[1) — = ], и [2) = — ].
какой?
Пар тонкий ( м.р., ед.ч., И.п.).
какую?
Раннюю песню ( ж.р., ед.ч., В.п.).
какой?
Жаворонок звонкий ( м.р., ед.ч., И.п.).
Вывод:
Чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательных, нужно:
Определить, к какому существительному относится прилагательное;
Определить род, число и падеж этого существительного и прилагательного;
Поставить для проверки вопросительное слово какой?
Слайд 7ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись
вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
Слайд 8Запишите словосочетания, объясните написание окончаний прилагательных, графически обозначьте орфограмму № 19,
назовите падеж.
В лазурн… небе;
по узк… тропинке;
в берёзов… рощу;
под толст… льдом;
из соседн… села;
в тёпл… озере.
Слайд 9ПРОВЕРЯЕМ!
В лазурОМ небе; (П.п.)
по узкОЙ тропинке; (Т.п.)
в берёзовУЮ рощу; (В.п.)
под
толстЫМ льдом; (П.п.)
из соседнЕГО села; (Р.п.)
в тёплОМ озере. (П.п.)
Слайд 10Работа с текстом
Прочитайте текст про себя, приготовьтесь прочитать его вслух красиво
и выразительно.
Наконец-то пришла в…сна! После снежн… зимы приятно выйти (во)двор и вдохнуть з…пах тепл… ветра. (Не)успел сойти последний сне…, а сквозь прошлогодн… траву пробивает…ся молодая зелень. Тоненькие р…сточки упорно тянутся к со…нцу. Вскоре всё покроется зелен… ковром. Зелёный цвет см…няет бледность зимы. Пр…рода наряжается в яркие краски.
Задание: спишите, объясните написание слов
на месте пропусков.
Слайд 11Спишите, обозначьте орфограмму № 19.
1. В лесах поздн… осенью появляются грибы.
2.
Летн… вечером хорошо отдыхать в саду.
3. Отец подвинул ко мне красноват… звёздочку.
4. Я потянулся к ней указательн… пальцем прав… руки.
5. Желтоват… лентой вилась дорога.
6. Он прыгнул с высок… обрыва.
Слайд 12Занимательная лингвистика
Укажите лишнее слово (подсказка дело в произношении)
Синего, большого, немного, прекрасного;
Прилично,
привычно, скучно, отлично;
Строго, старого, берлога, дорога.
Слайд 13
Проверим?
1. Синего, большого, немного, прекрасного
( произносим немноГо);
2. Прилично, привычно, скучно, отлично
(произносим скуШно);
3. Строго, старого, берлога, дорога (произносим староВа)
Слайд 14Подведение итогов
Как с помощью вопросов можно определить гласные в окончаниях имен
прилагательных?
В каких падежах нельзя проверить гласные в окончаниях прилагательных?
Слайд 15Домашнее задание:
Выучить параграф 102, правило.
Упр.581
Подготовить сообщение о роли прилагательных в художественных
произведениях на одном-двух примерах.
Слайд 16Спасибо за урок!
«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает
за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут — опять звонок...
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
— Ничего, — вздыхает Вова,
На уроке отдохнём!
Борис Заходер