Слайд 1Стратегии смыслового чтения
на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка
и литературы
Шафагутдинова Наталья Юрьевна
Слайд 2Различия
традиционной
инновационной
методики работы с текстом
Слайд 3Этапы работы с текстом
1этап
Работа с текстом до чтения
Цель: развитие читательского антипации
(умения
предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации)
-постановка задач чтения
-актуализация опыта
-создание мотивации
1.Тема- ассоциации
2.чтение текста
3Сопоставление того,
что знали, с тем,
что прочитали
ЧТО НОВОГО?
3.ОСК
5 класс. Тема6 Русские народные сказки.Жанры
сказка
Слайд 5Прогнозирование
Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чём будет
текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)
При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:
-какими были ваши ожидания?
-какие вопросы до чтения у вас возникли?
-на что обратили внимание перед чтением и почему?
Слайд 6Глоссарий (ключевые слова)
Цель: актуализация словаря. Связанного с темой
информационный текст
Список слов.
Задание :1.отметьте те, которые могут быть связаны с текстом
2.Вернитесь к словам, посмотрите на значение и употребление слов , использованных в тексте
Слайд 76 класс Тема: Древнерусская литература
1)Устное народное творчество,
Письменная литература,
10 век, 19
век, 11-17 века,
христианство,
А.С.Пушкин, коллективное творчество, герои:
исторические лица, вымышленные персонажи.
2) Работая в парах, составьте вопросы к теме, занесите в таблицу.
(после чтения: получены ли ответы ?)
Слайд 8Русский язык
Изложения 5 класс
ориентиры предвосхищения
Цель: актуализация опыта
Отметьте, согласны ли вы с
утверждением
Олимпийские игры
Слайд 9просмотровое чтение
1)чтение заголовка ( о чём?)
2)просмотр начала каждого абзаца и последнего
предложения в тексте
3)сделайте предположение, о чём текст?
Слайд 10Тестовая деятельность
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации
1)Чтение в кружок
2)чтение
про себя с вопросами
3)Чтение про себя с остановками (слаб)
4)Чтение про себя с пометками
Установка : диалог с автором
Комментированное чтение
Словарная работа
Слайд 11Диалог с автором
-находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы
-задавать свои
вопросы
-обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста
-проверять ,совпадают ли они с замыслом автора
Включать воображение
Чем это можно объяснить?
Что из этого следует?
что сейчас случится?
Почему именно так…?
Для чего…?
Слайд 12Чтение вслух
цель: проверка понимания читаемого текста
Чтение по очереди по абзацам (текст
только у читающего)
2) слущающие задают вопросы, чтобы проверить, понимает ли текст читающий
все читают попеременно
Слайд 13Чтение про себя с вопросами
цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы
1)Читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает
2)читаем третий абзац, меняемся ролями
И т.д.
Слайд 14Чтение с остановками
1)работа с названием- предположения , ассоциации
2)читаем смысловые части и
отвечаем на вопросы
Слайд 15Тёплый хлеб
К.Паустовский
1) чтение 1 абзаца .Как вы думаете ,как будет
жить раненый конь в деревне? Как к нему будут относиться взрослые, дети? Где он будет жить?
2) Почему и как людям дают прозвища7Каким вы представляете себе Фильку ? Можно ли делать вывод о человеке по внешности?
да нет
почему?
3) Что произойдёт дальше? как поступит Филька?
4)Работа с ключевыми словами пейзажа
5) Что чувствует Филька , услышав рассказ бабки?
Что он сделает ? почему?
Слайд 16Чтение про себя с пометами
Понял +
Не понял –
Надо обсудить ?
Согласен +
Не
согласен –
Требуется обсуждение !!
таблица, работа в парах, групповое обсуждение
Слайд 17Послетекстовая деятельность
Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом
Постановка концептуального вопроса к тексту
- понимание авторского замысла
Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения)
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?
Выполнение творческих заданий
Слайд 18Узелки на память
составление схем опор по произведению, по биографической справке
Название__________________
Автор________________________
Герои
произведения___________
Время и место действия____________
Сюжет:
Начало событий_____________________
Поворотный пункт событий_______________
Проблема_________________ ____________
Решение проблемы__________________________
Слайд 19Сказание о Белгородском киселе
Герои рассказа: печенеги, горожане, старец
Время и место действия:
997,10 век, Русь, Белгород
Прроблема: во время осады города жители решили сдаться врагу
Главное событие: следуют совету старца , печенеги поверили в непобедимость города
Главная мысль : выход есть из любой ситуации, нужно искать выход всегда, нельзя отчаиваться
.
Слайд 20Черты характера
Интерпретация текста
Отметьте черты характера, которые присущи герою. Подтвердите своё мнение
эпизодом из книги
Умный
Сильный
Заботливый
Серьёзный
Упрямый
Угрюмый
Не вызывает доверия
Послушный
Жадный
Слайд 21РАФТ
Роль________________
Адресат______________
Форма________________
Текст__________________
«Кавказский пленник»-5 класс
Дина-Жилин-письмо--------------
«Уроки французского»
Я—Лидия Михайловна---письмо,телеграмма….
Пересказ событий от лица разных героев.
Слайд 22Проверочный лист
1)учитель сам составляет
2) учитель+ дети
«Краткий пересказ»
1.Названа основная мысль текста
да-нет
2.Названы главные мысли текста и основные детали ( ключевые слова) да-нет
3.Присутствует логико- смысловая структура текста ( части правильно следуют друг за другом) да- нет
4.Имеются необходимые средства связи , объединяющие главные мысли текста ( абзацы связаны между собой) да-нет
5)Содержание изложено своими словами с сохранением лексических единиц автора да-нет