Слайд 1 Назовите одним словом :
Храбрый человек
Болтливый человек
Ленивый человек
Мудрый человек
Богатый человек
Веселый человек
Слайд 2Задание 1. Правильно напишите слова , а из вставленных букв получится
новое слово -какое ?
Ко...ьба
Воскл...цательный
Коло...на
Моло...ьба
Б...гровый
Рю...зак
Про...ьба
Б...нокль
...жечь
Слайд 3Тема урока: Понятие о синтаксисе и пунктуации
Слайд 4Синтаксис-слово греческое, в переводе означает "составление, построение, порядок".
Зачем же это
государство в стране "Языкознание" ?
...Жили - были слова в своих замечательных городах - Имени Существительном , Имени Прилагательном, Наречие , Имени Числительном ... Жили не тужили , общались немного- свои бы проблемы решить! И вдруг их призвали в государство- СИНТАКСИС . И омывается это государство водами Пунктуации!
Вот , например, слова А, НЕ, ПЕРО, ПИСАТЬ, УМ жили в своих местах... А теперь их заставили общаться, трудиться, вступать в отношения друг с другом. Что же из этих слов можно составить?
Слайд 5Составьте словосочетание и запишите в тетради:
А, НЕ, ПЕРО, ПИСАТЬ, УМ
Писать
пером , писать умоми предложение
Не пером пишут , а умом.
Слова связывают в цепочку, из них получаются словосочетание и предложения. Закончите смысл :
В разделе "Синтаксис" изучаются...
(словосочетания и предложения, правила их построения).
1.Что называется словосочетанием?
2.Из каких частей оно состоит?
3.Как связано главное слово с зависимым?
Слайд 6Прочитайте строки стихотворений С.Есенина и ответьте на вопросы.
Закружилась листва золотая
В
розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду
1. Красивая картина ранней осени ?
2.Выпишите из стихотворения все словосочетания.
Слайд 7Самостоятельная работа
Задание 1. Укажите словосочетания
1) в осеннем лесу
2)на прогулке
3)поздним
вечером
4)у юннатов
5)лист крутился
6)на морской террасе
Задание 2.Укажите верно выписанные словосочетания из предложения.
Осенний ветерок легко сорвал и закружил листья березы и клена.
1)осенний ветерок
2)легко сорвал
3)сорвал листья
4)сорвал и закружил
5)березы и клена
6)листья березы
7)листья клена
8)ветерок сорвал
Слайд 81.Что такое грамматическая основа предложения?
2.Подлежащее -это...?
3.Что называется сказуемым?
4.Чем выражается подлежащее
5.Сказуемое...?
Слайд 9 Что такое пунктуация?
Для чего мы в предложениях употребляем пунктуацию?
Пунктуация -
это система правил расстановки знаков препинания.
Слайд 10Решить пунктуационную задачу .На месте каких цифр должны стоять запятые?
Бывают
(1) конечно (2) и такие орфографические ошибки (3) которые приводят к неверному пониманию текста (4) тогда (5) как в пунктуацию всякая ошибка (6)приводит в той или иной мере (7) к искажению смысла. (А.Б Шапиро)
Слайд 11Решить пунктуационную задачу . В 1883 году вышла книжка учителя И.К.
Гана "Знаки препинания" . В ней была глава с интригующим заголовком "Несколько анекдотов о последствиях неправильного постановления запятой".
Вот эти истории:
(1) Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл, где нужно, поставить запятые. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику , то последний возразил, что сам исправит беду и расставит запятые . Действительно , запятые были поставлены , и вывески получилась в таком виде: "Здесь зубы , дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д."
Слайд 12Расставить знаки препинания .
Идя потихоньку напевал.
Идя, потихоньку напевал.
Идя потихоньку, напевал.
Слайд 13Объясните причину недоразумений . Как их можно исправить?
1.Муму прижалась к
стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.
2.Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
Слайд 14Работа с загадками
А теперь давайте вспомним, какие знаки препинания существуют в
языке. Где они обычно ставятся?
1
2
5
3
6
8
9
10
7
4
Слайд 15
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда дугу-
Разогнуться не могу.
Вечно
думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
(вопросительный знак)
Слайд 16Ляжет палочкой
На строчку,
-Проходите
По мосточку.
(тире)
Слайд 17Крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь.
Выйдет на дорожку-
Всем
Подставит ножку!
(запятая)
Слайд 18
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас-
Закончила рассказ.
(точка)
Слайд 19
Оно в два раза
Больше точки одноглазой .
Так и хочется ему
Разъяснить
нам,
Что к нему...
(двоеточие)
Слайд 20Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но- тайком,
Какими-то
Далекими
Туманными
Намеки ...
(многоточие)
Слайд 21Словам
Раскрывают
Объятья:
-Ждем в гости вас,
Милые братья!
(скобки)
Слайд 22Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав у
Молодца!
(восклицательный знак)
Слайд 23Всегда
Подслушать
Норовят то,
Что другие
Говорят...
(кавычки)
Слайд 24
Два разных знака
Слово разделяют,
Но сами-то рядом стоят,
Друг другу не мешают.
(точка с
запятой)
Слайд 25О пользе знаков препинания
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений,
искал фразы пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его же ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства , где бы они ни происходили- в Космосе , на Земле или даже в его собственной квартире.
К концу жизни у него остались одни кавычки . Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировали - так он разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
Слайд 26
Домашнее задание
Написать сочинение «Значение знаков препинаний».