Слайд 1Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (задание
№1)
Демчук Н.И. учитель русского языка и литературы МАОУ Каскаринской СОШ Тюменского района
Слайд 2Что обязательно надо
помнить ученику
выпускник 9 класса
вправе готовиться
и отвечать
15
минут
Слайд 3Алгоритм подготовки к выразительному чтению
внимательно прочитайте текст;
определите тему, основную мысль текста;
определите
цель чтения (убедить слушателя);
внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам;
прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки;
прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
Слайд 4При выразительном чтении должны учитываться:
Интонация
· Логическое ударение
· Пауза
· Темп
· Высота и
сила голоса
Слайд 5Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли
Логическое ударение Мелодика
Паузы Темп речи
Повествовательное предложение (.) : понижение голоса к
концу предложения.
Вопросительное предложение(?): повышение голоса на вопросительном слове, понижение к концу предложения.
Восклицание(!): повышение голоса к концу предложения.
Слайд 6Логическое ударение
1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и
иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы).
2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила.
НАПРИМЕР: Маше нравится не петь, а танцевать. Лене нравится, а не тебе.
4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже.
НАПРИМЕР: Это крик совы.
5. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения.
НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.
Знаки препинания являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении
Слайд 8Запятая
Самый распространенный из знаков препинания. Запятая говорит о том, что мысль
не окончена, диктует передышку, небольшую остановку, нужно ждать продолжение мысли. Перед ней, когда текст передается устно, делается небольшая пауза, голос повышается (при понижении голоса создается впечатление законченности мысли, то есть получается отрыв следующей части фразы от предыдущей, искажающий смысл):
Чехов создал образы людей,/ жизнь которых пришлась на переломный момент истории.
Не акцентируется внимание на запятых, отделяющих повторяющиеся слова:
Еду, еду в чистом поле!
Слайд 9Точка
Также диктует остановку: она обозначает окончание мысли. Остановка должна быть более
длительной, чем у запятой. Для передачи законченности мысли голос перед точкой при чтении следует понижать.
В конце всего текста следует сильно понизить голос. Этот период длительного понижения дает человеку понять о полном завершении прочитанного:
Днем редко увидишь сову. //Всё-таки это ночная птица.//
Слайд 10Двоеточие. Многоточие
Двоеточие
Этот знак препинания тоже предусматривает понижение голоса
и длинную паузу. В данной ситуации изменение тона означает, что следует обратить внимание на последующих словах.
Многоточие
Многоточие используется при обозначении недосказанности или прерванности мысли. При чтении текста перед многоточием голосом следует это показать без повышения или понижения голоса. Должно создаться
Двоеточие
Этот знак препинания тоже предусматривает понижение голоса и длинную паузу. В данной ситуации изменение тона означает, что следует обратить внимание на последующих словах.
Многоточие
Многоточие используется при обозначении недосказанности или прерванности мысли. При чтении текста перед многоточием голосом следует это показать без повышения или понижения голоса. Должно создаться
Слайд 11Знак вопроса.
Восклицательный знак
Знак вопроса
При вопросительном
знаке голос следует повысить именно на вопросительном слове, иначе фраза будет звучать не вопросительно, а утвердительно.
Знак восклицания выражает сильные эмоции:
· Восторг
· Радость
· Удивление
· Утверждение
· Досаду
Слайд 12Тире. Точка с запятой
Тире
Это знак заменяет отсутствие
слова или добавочный характер следующей после тире информации. Оно требует недлительной остановки, чтобы осмыслить недостающее слово. Если тире обозначена с двух сторон вставная конструкция, то следует изменить и тембр голоса.
Чтение/ - вот лучшее учение.
Точка с запятой
Ставиться между самостоятельными предложениями, близкими по содержанию. При этом знаке следует остановиться и понизить голос, сделать недлительную паузу, а после него читать как новое предложение.
Сквозь обнажённые,/ бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо;// тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями.
Слайд 13Кавычки. Скобки
Кавычки
В них берутся цитаты, прямая речь,
различные выражения, названия, слова, требующие выделения в тексте и наделенные особым смыслом. Чтобы не сливаться со всем текстом, выделяются изменением тембра голоса и силой произношения.
Скобки
В них заключаются пояснительные выражения и слова, дополняющие и уточняющие основную мысль, но выпадающие из синтаксической структуры. Они произносятся как бы между прочим, чтобы не было прервано течение основной мысли. Произносить их следует легче, чем остальные слова, изменив тембр голоса:
Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.
Слайд 14Партитурные знаки
Партитурные знаки – это пометки, определяющие паузы, ударения, повышение и понижение
тона (голоса), интонационные переломы.
Разметить текст этими условными знаками – значит составить партитуру, т.е. размечать текст этими знаками.
Слайд 15Партитурные знаки
1) ' знак акцента над ударной гласной;
2) логические паузы:
а) | короткая (на один счет),
б) || на два счета (раз, два),
в) ||| на три счета (раз, два, три);
3) ударение:
логическое ударение - ударение, позволяющее любое слово во фразе сделать смысловым центром (— подстрочный знак);
Слайд 16Партитурные знаки
ударение фразовое – интенсивное выделение ударного слога последнего слова в
конечной синтагме или в наиболее важной синтагме (ударное слово подчеркивается --------),
психологическое ударение обозначается буквой [П] перед словом или предложением;
4) повышение тона (надстрочный знак);
5) понижение тона (надстрочный знак);
Слайд 17Партитурные знаки
6) ^ перелом интонации (надстрочный знак);
7) - - - -
растягивание слова либо замедление темпа произнесения какой-либо части текста (подстрочный знак);
8) → убыстрение темпа (подстрочный знак);
9) легато - надстрочный знак, позволяющий связать рядом стоящие слова, произнося их как одно целое, на одном дыхании).
Нужно помнить: законченность мысли выражается движением голоса вниз, незаконченность – движением голоса вверх
Слайд 18Образец работы с партитурными знаками
Потренируйся в выразительном чтении пословиц. Обрати внимание
на знаки:
дыхание спокойное, ровное; читай без силы и надрыва;
небольшое усиление голоса.
| - короткая пауза, || - длинная пауза
Слайд 19Образец работы с партитурными знаками
Слайд 21Прочитай пословицы выразительно, правильно исполняя голосом знаки препинания. Подчеркни в каждом
предложении наиболее важные по смыслу слова и отметь знаком | короткую паузу, а знаком || - длинную паузу.
Слайд 22Книга – зеркало жизни.
Прочел книгу – встретился с другом.
Хорошая книга –
лучший друг.
Книга – твой друг, без нее как без рук.
Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читать – не в ладушки играть.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.
Испокон века книга растит человека
Слайд 23Текст для задания 1
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди
военных лётчиков-истребителей
по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили
к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого
не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно
и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка
к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность,
его знаменитое "Поехали!".
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут.
Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!
(176 слов)
Слайд 24Подсказка ученику
План работы над выразительным чтением и пересказом:
рациональное использование времени
на подготовку заданий 1 и 2
(2 минуты + 1 минута) Важно при подготовке к выразительному чтению и пересказу наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты):
чтение цитаты
Слайд 25Подсказка ученику
первое чтение текста (лучше
шёпотом, четко проговаривая слова) (определение своего отношения к прочитанному)
второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях
(деление текста на смысловые фрагменты и выделение голосом ключевых слов, постановка партитурных знаков, логического и психологического (если есть) ударений)
обозначение (записывание на черновик абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов
Слайд 26Подсказка ученику
Ключевые слова
в тексте-повествовании: глаголы, деепричастия и наречия;
в тексте-описании: существительные,
прилагательные и причастия;
в тексте-рассуждении: слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли
Слайд 27Подсказка ученику
Логическое ударение
1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных
и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы).
2. Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противоположных слова.
НАПРИМЕР: Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя?
3. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения.
НАПРИМЕР: Кленовый лист напоминает нам янтарь.
4. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. Определение-прилагательное как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.
НАПРИМЕР: Жёлтые листья сплошным ковром покрывают землю.
5. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила.
НАПРИМЕР: Маше нравится не петь, а танцевать. Лене нравится, а не тебе.
6. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже.
НАПРИМЕР: Это крик совы.
7. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения.
НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.
8. Частицы НЕ и НИ интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причём ударение падает на само слово.
НАПРИМЕР: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.