Презентация, доклад на тему Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Содержание

УМК по русскому языку. 5-9 классы Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г.Нарушевича Когнитивно-коммуникативный подход.Установка на активную познавательную деятельность ученика.Овладение средствами и способами обращения с информацией. Текстоцентрический принцип построения параграфа.Дифференцированные задания (базового и повышенного

Слайд 1 Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку  
Нарушевич Андрей

Георгиевич
кандидат филологических наук,
заведующий кафедрой русского
и иностранных языков
ТИ имени А.П. Чехова
Подготовка учащихся  к ОГЭ по русскому языку      Нарушевич Андрей Георгиевичкандидат филологических

Слайд 2УМК по русскому языку. 5-9 классы Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В.

Загоровской, А.Г.Нарушевича

Когнитивно-коммуникативный подход.
Установка на активную познавательную деятельность ученика.
Овладение средствами и способами обращения с информацией.
Текстоцентрический принцип построения параграфа.
Дифференцированные задания (базового и повышенного уровней).
Ориентация на итоговую аттестацию в форме ОГЭ

УМК по русскому языку. 5-9 классы  Л.М. Рыбченковой,  О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г.Нарушевича Когнитивно-коммуникативный подход.Установка

Слайд 3 Нарушевич А.Г., Голубева И.В. Русский язык. Готовимся к ГИА (ОГЭ).

Тесты, творческие работы, проекты. М.: Просвещение 2014
Нарушевич А.Г., Голубева И.В.  Русский язык. Готовимся к ГИА (ОГЭ). Тесты, творческие работы, проекты.

Слайд 4 Нарушевич А.Г., Голубева И.В. Русский язык. 5 класс. Готовимся к

ГИА (ОГЭ). Тесты, творческие работы, проекты. М.: Просвещение 2014


Содержание
Тесты
Творческие работы
Готовимся к изложению.
Учимся работать над проектом

Нарушевич А.Г., Голубева И.В.  Русский язык. 5 класс. Готовимся к ГИА (ОГЭ). Тесты, творческие

Слайд 5Задание 5.  Выполните задания, связанные с различными способами сжатия текста.

Замените однородные члены

обобщающим словом.

Ни в городе, ни в полях за городом, ни в еловом лесу у реки не было прохлады.

Готовимся к изложению

Задание 5.  Выполните задания, связанные с различными способами сжатия текста.Замените однородные члены обобщающим словом.Ни в городе, ни в

Слайд 6Задание 5.  Выполните задания, связанные с различными способами сжатия текста.

Объедините два предложения

в одно:

Не раз я слыхал от охотников, как дружны и смелы дикие утки. Они никогда не подпускают к своим гнездовьям ястребов и других хищников.



Готовимся к изложению

Задание 5.  Выполните задания, связанные с различными способами сжатия текста.Объедините два предложения в одно:Не раз я слыхал от

Слайд 7Задание 5.  Выполните задания, связанные с различными способами сжатия текста.

Передайте (обобщите) смысл

трёх предложений в одном:

Алёша подтягивался на турнике. Андрей поднимал штангу. Игорь бросал баскетбольный мяч в корзину.



Готовимся к изложению

Задание 5.  Выполните задания, связанные с различными способами сжатия текста.Передайте (обобщите) смысл трёх предложений в одном:Алёша подтягивался на

Слайд 8 Мы считаем, что компьютер — детище ХХ века.

Что ж, это справедливо. Но у каждого ребёнка есть родители, и у родителей родителей тоже были родители… Так заведено не только у людей. У вещей тоже бывают родители, точнее — прототипы.

Компьютер справедливо считается детищем ХХ века, однако у него были свои предки, иначе говоря – прототипы.

Задание 7. Внимательно прочитайте текст. Выделите главную информацию в каждом абзаце. Передайте информацию каждого абзаца в одном предложении.

Мы считаем, что компьютер — детище ХХ века. Что ж, это справедливо. Но у

Слайд 9Советы помощника
Сокращая текст, из него можно исключить:
повторы;
один или несколько из синонимов;
уточняющие

и поясняющие члены предложения;
фрагмент предложения;
одно или несколько предложений, содержащих второстепенную информацию.

Советы помощникаСокращая текст, из него можно исключить:повторы;один или несколько из синонимов;уточняющие и поясняющие члены предложения;фрагмент предложения; одно

Слайд 10Прочитайте приведённые отрывки. Подчеркните в них информацию, которую можно исключить. Сократите

тексты. Запишите сокращённые варианты.

Исходный текст

Проходя мимо куста черёмухи, где свищет и щёлкает соловей, мы с замиранием сердца думаем, что именно нам, понимающим толк в музыке, предназначен этот сольный концерт. Нет, его слушает скрытая где-то в молодых листьях серенькая подружка певца. Её сердце, вероятно, сжимается от такой же, как наша, радости.

Сокращенный текст

Проходя мимо куста черёмухи, где свищет соловей, мы думаем, что именно нам предназначен этот сольный концерт. Нет, его слушает серенькая подружка певца. Её сердце, вероятно, сжимается от радости.

Прочитайте приведённые отрывки. Подчеркните в них информацию, которую можно исключить. Сократите тексты. Запишите сокращённые варианты.Исходный текст

Слайд 11Советы помощника
Сокращая текст, можно использовать приём обобщения:
заменять несколько слов общим понятием;


заменять однородные члены обобщающим словом;
заменять предложение или его часть местоимением с обобщающим значением.

Советы помощникаСокращая текст, можно использовать приём обобщения:заменять несколько слов общим понятием; заменять однородные члены обобщающим словом; заменять

Слайд 12Прочитайте приведённые отрывки. Подчеркните в них информацию, которую можно сократить. Сократите

тексты, используя обобщение и другие приёмы сжатия текста. Запишите сокращённые варианты.

Исходный текст

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями, лесами, заречьями, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. (К. Пасутовский)

Сокращенный текст

Я уверен, что для полного овладения русским языком, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с природой России.

Прочитайте приведённые отрывки. Подчеркните в них информацию, которую можно сократить. Сократите тексты, используя обобщение и другие приёмы

Слайд 13Микротема
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Микротема –

это наименьшая составная часть общей темы текста.
Все микротемы подчинены общей теме текста, раскрывают её.
В одном абзаце, как правило, раскрывается одна микротема.
При написании сжатого изложения необходимо сохранить все микротемы текста.

МикротемаТема – это то, о чём говорится в тексте. Микротема – это наименьшая составная часть общей темы текста. Все

Слайд 14 Задание 4. Прочитайте текст и озаглавьте его. Сформулируйте микротему каждого абзаца,

заполнив таблицу.
Задание 4. Прочитайте текст и озаглавьте его. Сформулируйте микротему каждого абзаца, заполнив таблицу.

Слайд 15

Описание
Повествование
Рассуждение
Готовимся к изложению
Творческие задания

ОписаниеПовествованиеРассуждениеГотовимся к изложениюТворческие задания

Слайд 16Выберите для описания то, что хорошо знаете.
Выбрав, подумайте, в какой последовательности

вы будете описывать объект.
В своём описании выделяйте характерные и яркие детали объекта.
Постарайтесь выразить своё отношение к тому, что описываете.
Подумайте: сможет ли художник, используя ваш текст, нарисовать то, что вы описали, и передать в рисунке ваше отношение.

Советы сочинителю

Выберите для описания то, что хорошо знаете.Выбрав, подумайте, в какой последовательности вы будете описывать объект.В своём описании

Слайд 17
Мы пришли в долину в сумерках и ничего

не успели разглядеть. А утром вдруг видим по всей долине ______________ озёра и холмы _____________ песков. Но глаза обманули нас. Не было в долине __________ озёр, __________ песчаных берегов, ___________ холмов. Были цветы. В сырых впадинах синели незабудки. Вокруг озёр незабудок золотились лютики, а на сухих гривах горели маки. Вот так долина!
(По Н. Сладкову)

Тексты с пропусками

Мы пришли в долину в сумерках и ничего не успели разглядеть. А утром вдруг

Слайд 18Прочитайте текст. Как вы думаете, от имени кого он написан?

Терпеть не могу эту Мурку! Особенно когда она сидит на заборе и смотрит на меня своими презрительно сощуренными зелёными глазами, а я изо всех сил стараюсь схватить её зубами за кончик пушистого хвоста. Она ведь нарочно подходит к конуре, чтобы меня подразнить! Однажды я чуть не схватил её, даже в зубах клок рыжей шерсти остался. Вообще кошки — самые отвратительные существа на свете!

Опишите кошку, передав отношение к ней:
её хозяйки;
соседской кошки;
мышки, живущей в том же доме.

Описание

Прочитайте текст. Как вы думаете, от имени кого он написан?    Терпеть не могу эту

Слайд 19За что вы любите новогодние праздники? Чем они привлекательны?
Зачем люди украшают

свои дома к Новому году?
Какие имёна прилагательные помогут описать украшенную новогоднюю ель?
Какие глаголы можно использовать для описания ёлочной гирлянды?
Как принято украшать ёлку в вашей семье? Есть ли у вас любимые ёлочные игрушки? Опишите одну из них
Чем можно украсить комнату к Новому году
Что чувствует человек при виде праздничного убранства комнаты

Работа над описанием интерьера

За что вы любите новогодние праздники? Чем они привлекательны?Зачем люди украшают свои дома к Новому году? Какие

Слайд 20
Используя материалы задания, опишите новогодний интерьер так, чтобы читатель почувствовал

атмосферу праздника.

Попробуйте описать комнату от лица:
гостя, неожиданно попавшего в празднично украшенную комнату;
ребёнка, впервые увидевшего новогоднюю ёлку;
домашнего животного, удивлённого праздничной суетой;
ёлочной игрушки, которую достали из пыльной коробки.


Направленное описание интерьера

Используя материалы задания, опишите  новогодний интерьер так, чтобы читатель почувствовал атмосферу праздника. Попробуйте описать комнату от

Слайд 211) Настя только что закончила своё выступление на соревнованиях по фигурному

катанию. Она ждёт оценок за выступление. Опишите выражение её лица. Какие у неё глаза? О чём она думает? Какую подпись можно было бы поставить под такой фотографией?
2) Мише очень нравится новый воздушный шар, который так и рвётся из рук в небо. Но мальчик не удержал нитку, и шар, подхваченный порывом ветра, улетел. Опишите мальчика в этот момент. Подберите такие слова, которые помогли бы понять его настроение.

Описание внешности человека в конкретной ситуации

1) Настя только что закончила своё выступление на соревнованиях по фигурному катанию. Она ждёт оценок за выступление.

Слайд 22 Проснулся я рано. Меня разбудили птички. Ещё

только начало светать, а они уже проснулись и принялись трещать, и чирикать, и пищать на разные голоса. Я замечтался и тут вдруг увидел, как из-под земли выкатилось огромное красное солнце. Я поскорей принялся будить Серёжу и Павлика, чтоб они посмотрели на это чудо, но, пока они протирали глаза, роса испарилась и такой красоты уже не было. (По Н.Носову)
Сравните свой вариант с авторским текстом, размещённым в конце пособия.

Найдите в тексте места для уместного включения элементов описания. Попробуйте развить мысль в пределах абзаца.

Проснулся я рано. Меня разбудили птички. Ещё только начало светать, а они уже

Слайд 23Роль эпитетов в речи
Эпитет – образное определение предмета или действия. 
Например:

Какое же море серое? Оно лазурное, бирюзовое, изумрудное, голубое, васильковое! (Б.Заходер)
Роль эпитетов в художественной речи
Усиливают выразительность, образность языка произведения.
Придают художественную, поэтическую яркость речи.
Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак.
Создают живое представление о предмете;
Оценивают предмет или явление.

Роль эпитетов в речиЭпитет – образное определение предмета или действия.  Например: Какое же море серое? Оно лазурное,

Слайд 24Роль сравнений в речи
Сравнение – это изобразительный прием, основанный на сопоставлении

одного явления или понятия с другим.

Роль сравнений в речи
Создают более яркие, выразительные образы.
Выделяют, подчёркивают какие-либо существенные признаки изображаемых предметов или явлений.
Выражают авторские оценки и эмоции.
 

Роль сравнений в речиСравнение – это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.Роль

Слайд 25 У старого Коржа была дочка красавица, какую,

я думаю, вряд ли доставалось вам видывать. Тётка покойного деда рассказывала, что полненькие щеки казачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьею росою, горит он, распрямляет листики и охорашивается перед только что поднявшимся солнышком; что брови словно чёрные шнурочки; что волосы её, чёрные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лён. (Н. Гоголь) 


Прочитайте тексты. С какой целью автор использует сравнения?

У старого Коржа была дочка красавица, какую, я думаю, вряд ли доставалось вам

Слайд 26

Замысел книги – это

молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического застоя рождается первая искра – молния. Почти тотчас вслед за молнией на землю обрушивается ливень.
Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок.
Если молния – это замысел, то ливень – это воплощение смысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга. (По К. Паустовскому)

Прочитайте тексты. С какой целью автор использует сравнения?

Замысел книги – это молния. Много дней накапливается над землёй электричество.

Слайд 27Задание. Прочитайте текст. Определите его тему. Найдите в тексте эпитеты и

сравнения.


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.Б.  Голуб: «Сравнения широко используют не только поэты. К ним прибегают учёные, ораторы, чтобы популярно объяснить какое-либо явление». Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста.

Задание. Прочитайте текст. Определите его тему. Найдите в тексте эпитеты и сравнения.

Слайд 28 Текст посвящён описанию природы. Автор пишет очень эмоционально,

используя различные средства выразительности. Прежде всего, нельзя не обратить внимания на яркие эпитеты: ___________________________________________________________, с помощью которых ______________________________________.

В тексте также использовано сравнение (____________________),
для того чтобы______________________________________________.
Таким образом, использованные языковые средства помогают автору создать неповторимый образ весны с её буйством растительности и многообразием красок.

Прочитайте сочинение по тексту Н. Попова. Заполните пропуски в сочинении.

Текст посвящён описанию природы. Автор пишет очень эмоционально, используя различные средства выразительности. Прежде всего,

Слайд 29Как составить рассказ о событии

Сделайте вступление, в котором расскажите о месте

и участниках события.
Расскажите о том, как начиналось событие.
Перейдите к рассказу о развитии события, соблюдая последовательность (эпизодов или действий).
Расскажите об отношении участников события к происходящему.

Советы сочинителю

Как составить рассказ о событииСделайте вступление, в котором расскажите о месте и участниках события.Расскажите о том, как

Слайд 30

Яблоко пряталось среди листьев, пока его друзей срывали с дерева.

Ему не хотелось попадать в руки человека: попадешь, а из тебя ещё, чего доброго, компот сделают! Приятного мало.

Прочитайте тексты. Придумайте возможные варианты развития событий. Подготовьте устный рассказ

Яблоко пряталось среди листьев, пока его друзей срывали с дерева.   Ему не хотелось попадать

Слайд 31С тех пор прошло несколько лет, но Мурка до сих пор

с опаской поглядывает на роликовые коньки и старается быстрее прошмыгнуть мимо.

Только теперь я по-настоящему понял, что значит выражение «семь пятниц на неделе».

Правильно говорят: «Нет худа без добра», — думал я, накачивая шину своего велосипеда.

Придумайте возможный вариант событий, предшествующих такой концовке. Подготовьте устный рассказ

С тех пор прошло несколько лет, но Мурка до сих пор с опаской поглядывает на роликовые коньки

Слайд 32 Что бы вы подумали о человеке, который попросил

взвесить ему, скажем... килограмм воздуха? Чудак наверно этот человек или шутник. Разве можно взвешивать воздух, если он ничего не весит?
А вот знаменитый учёный Галилео Галилей более 300 лет назад, к всеобщему изумлению, взял... да и взвесил воздух.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Позже высчитали, что невидимый воздух не такой уж лёгкий — в бутылке кефира помещается больше чем полграмма воздуха.

Прочитайте текст. Найдите в справочной литературе или в Интернете материал, чтобы восстановить пропущенные части текстов.

Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему, скажем... килограмм воздуха? Чудак

Слайд 33Вспомните какой-либо смешной случай из своей школьной жизни и подготовьте материал

для сочинения на тему «Со мной не соскучишься».

О каком событии вы хотите рассказать?
Где и когда это случилось?
Кто, кроме вас, был участником этого события?
С чего всё началось?
Как развивалось событие? (Используйте слова затем, позднее, позже, после этого и под.)
Чем всё закончилось?
Какую роль это событие сыграло в вашей жизни? (Чему вас научил этот случай? Какой вывод вы сделали для себя? Какой вывод могут сделать окружающие?)
Обменяйтесь черновиками. Особо интересные места в работе товарища отметьте на полях знаком «!». Укажите на недочёты знаком «?». Обсудите работы в группе. Исправьте, уточните, дополните свои черновые записи. По исправленным записям напишите окончательный вариант сочинения.

Вспомните какой-либо смешной случай из своей школьной жизни и подготовьте материал для сочинения на тему «Со мной

Слайд 34У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока

оно росло и нуждалось в по­мощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой. (…)
Бывает так и среди людей. Одни стараются помогать окружающим…___________________
__________________________________________
__________________________________________

Прочитайте текст и дополните его элементами рассуждения.

У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в по­мощи,

Слайд 35Прочитайте текст. Найдите в нём два противоположных тезиса. Какие аргументы приведены

в подтверждение одного и в подтверждение другого? Какой тезис поддерживает автор, а какой отвергает? К какому выводу приходит автор? Составьте план текста.

Существует мнение, что дремучие леса не нужны человеку: лесное хозяйство вести в них трудно, плодами растительными они обычно небогаты, гулять или отдыхать в них и вовсе глупо. В таком лесу даже, пожалуй, страшновато, человек чувствует себя в нём беспомощным, и даже охотники не очень любят забредать в такой лес. Лесоводы считают, что старые леса нужно вырубать, вычищать, а на их месте сажать новые, состоящие из ценных пород деревьев.

Прочитайте текст. Найдите в нём два противоположных тезиса. Какие аргументы приведены в подтверждение одного и в подтверждение

Слайд 36 Может быть, и в

самом деле дремучие леса хороши только на картинах художников? Давайте присмотримся внимательнее. В лесной глуши, под покровом деревьев предпочитают прятаться многие птицы и звери. В лесных дебрях селятся чёрные дятлы, глухари, филины. Под старыми упавшими деревьями, под огромными выворотнями выводят своё потомство вепри, устраивают берлоги медведи, роют логова волки. Прячась от преследования, в дремучем лесу скрываются куницы и соболи, косули и кабаны. Плохо жилось бы многим лесным обитателям без надёжных укрытий, без защиты дремучих лесов. Так что дремучие леса нужны, и все природолюбы и охотники это хорошо понимают. (И. Лунегов)

Может быть, и в самом деле дремучие леса хороши только

Слайд 37Таблица для заполнения
Тезис 1
____________________
Аргумент 1
_____________________
Аргумент 2
_____________________
Аргумент 3
_____________________
Тезис 2
____________________
Аргумент 1
_____________________
Аргумент 2
_____________________
Аргумент

3
_____________________

Таблица для заполненияТезис 1 ____________________Аргумент 1_____________________Аргумент 2_____________________Аргумент 3_____________________Тезис 2____________________Аргумент 1_____________________Аргумент 2_____________________Аргумент 3_____________________

Слайд 38Учимся работать над проектом
Проект «Словарь эпитетов» (с использованием Национального корпуса русского

языка)
I этап. Определение темы и цели проекта
Тема проекта – углублённое изучение использования эпитетов в русском языке.
Цель – используя возможности Национального корпуса русского языка (www.ruscorpora.ru), создать словарь эпитетов.
Планируемый продукт – мини-словарь эпитетов

Учимся работать над проектомПроект «Словарь эпитетов» (с использованием Национального корпуса русского языка)I этап. Определение темы и цели

Слайд 39II этап. Планирование работы
Выберите имена существительные, которые могут употребляться с

эпитетами – яркими, образными определениями. Будет интересно, если эти слова будут связаны по смыслу, например весна, лето, зима, осень или солнце, небо, облака и т.п.
Разбейтесь на группы и решите, эпитеты какого имени существительного будете изучать.
Распределите обязанности в группе.
Разбейте работу на этапы.
Подготовьте план работы над проектом. (Используйте лист планирования.)
II этап. Планирование работы  Выберите имена существительные, которые могут употребляться с эпитетами – яркими, образными определениями.

Слайд 40III этап. Реализация проекта
Работайте в группах по плану.
Совместно решайте

возникающие трудности.
При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя или помощью родителей.
При необходимости вносите изменения в план (не меняя сроков выполнения проекта).
III этап.  Реализация проекта Работайте в группах по плану.Совместно решайте возникающие трудности.При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя

Слайд 41Инструкция Как работать с Национальным корпусом русского языка
Зайдите на сайт www.ruscorpora.ru .
В

меню слева нажмите ссылку «поиск в корпусе».
В пустой строке наберите необходимое вам слово, например солнце, и нажмите кнопку «искать».
Изучите примеры употребления слова в различных текстах.
Обратите внимание на ссылку «поискать в других корпусах»: например, перейдя по ссылке на поэтический корпус, вы сможете ознакомиться с употреблением слова солнце в стихотворениях различных авторов.
Закончив исследование, не забудьте в тексте своей работы сделать ссылку «Работа выполнена с помощью Национального корпуса русского языка».
Инструкция Как работать с Национальным корпусом  русского языкаЗайдите на сайт www.ruscorpora.ru .В меню слева нажмите ссылку

Слайд 42IV этап. Презентация проекта

К намеченному сроку объедините материалы членов своей

группы, а также других групп в один словарь.
Продумайте его название, оформление, обложку, необходимое количество экземпляров.
Напечатайте словарь.
Подготовьте выступление перед классом или перед жюри.
Проведите презентацию. Ответьте на вопросы слушателей.

IV этап. Презентация проекта К намеченному сроку объедините материалы членов своей группы, а также других групп в

Слайд 43 Задание 15.3
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.3   Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте ипрокомментируйте данное Вами определение. Напишите

Слайд 44 Задание 15.3. Критерии оценивания

Задание 15.3.  Критерии оценивания

Слайд 45 Задание 15.3. Критерии оценивания

Задание 15.3.  Критерии оценивания

Слайд 46 Это важно!
В формулировке задания 15.3. учащимся предлагают привести

один пример-аргумент из текста, а второй – из опыта.
Однако в критерии С3К2 указано, что максимальный балл – 3 – выставляется также за два примера-аргумента из прочитанного текста.
Это важно! В формулировке задания 15.3. учащимся предлагают привести один пример-аргумент из текста, а второй

Слайд 4715.3. Композиция сочинения

15.3. Композиция сочинения

Слайд 48 Способы толкования значения слова
1 – объяснение путём описания существенных признаков

предмета:
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
2 – описание значения путём указания на важные признаки предмета (действия, явления), его целевое назначение, особенности его употребления (описательный способ):
Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
3 – объяснение путём перечисления слов-синонимов или синонимичных сочетаний:
Гуманность – человеколюбие, отзывчивость.
4 – объяснение нового слова путём отсылки к известному слову (часто к однокоренному):
Благородство – см. благородный. Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный, открытый.
Способы толкования значения слова1 – объяснение путём описания существенных признаков предмета:Совесть – чувство нравственной ответственности за

Слайд 49 Способы толкования значения слова

1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие.

Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

2. Перечисление синонимов.
Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.

3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.
Способы толкования значения слова 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к

Слайд 50 Вступление. Толкование значения слова


Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.

Вступление. Толкование значения слова        Слово «человечность» обозначает одно из

Слайд 51 Комментарий



Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.

Комментарий             Я считаю, что

Слайд 52 Логический переход. Пример из текста


В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой.


Логический переход. Пример из текста         В тексте А.И.

Слайд 53 Логический переход. Пример из опыта


Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, оказавшимся в страшной беде.


Логический переход. Пример из опыта         Проявления человечности мы

Слайд 54 Вывод


Таким образом, «человечность» - это одно из тех слов, которые учат нас уважать людей, помогать им. Проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше - становится настоящим Человеком.


Вывод          Таким образом, «человечность» - это одно

Слайд 55 Сочинение 1 по тексту П.Васильева «Уродина»

Я думаю,

красота − это люди, природа, произведения искусства. Вокруг нас много красивых вещей.
В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а её внучка даже не заметила, что бабушка больна.
В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметил, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это был некрасивый поступок.
Таким образом автор призывает нас быть внимательным к людям.



Сочинение 1  по тексту П.Васильева «Уродина»   Я думаю, красота − это люди, природа,

Слайд 56 Оценивание сочинения

Оценивание сочинения

Слайд 57 Сочинение 2 по тексту П.Васильева «Уродина»

Красота –

это различные признаки, свойства предмета или человека, которые заставляет нас восхищаться. Например, в тексте Павла Васильева девушка «редкой красоты» оказывается чёрствым, равнодушным, эгоистичным человеком. Для неё удивительно даже то, что мальчик «старался» не для себя, а для других. Думаю, слово «уродина» в предложении 35 очень точно характеризует именно героиню рассказа.
Подлинное восхищение вызывает душевная красота, отзывчивость мальчика, который спешит к телефону-автомату, чтобы вызвать скорую помощь, помочь пожилой женщине. Действительно, именно добрые дела говорят о подлинной красоте.
Таким образом, красота человека – это не только яркая внешность, но и добрая душа, человечные поступки.




Сочинение 2  по тексту П.Васильева «Уродина»   Красота – это различные признаки, свойства предмета

Слайд 58 Оценивание сочинения

Оценивание сочинения

Слайд 59 Сочинение 3 по тексту П.Васильева «Уродина»

Красота –

это очень сложное понятие. Люди испокон веков восхищались красотой природы, гармонией человеческого тела. Попробуем разобраться, в чём заключается подлинная красота человека. Мне кажется, ответ прост: это внутренняя гармония, чистая совесть, стремление делать добро людям.
Таким образом, привлекательная внешность далеко не всегда признак истинной красоты. Ведь человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться чёрствым, бездушным и даже жестоким.




Сочинение 3  по тексту П.Васильева «Уродина»   Красота – это очень сложное понятие. Люди

Слайд 60 Сочинение 3 по тексту П.Васильева «Уродина»

Именно такой

пример мы находим в рассказе П. Васильева: девушка «редкой, бросающейся в глаза красоты» бесцеремонно ведёт себя в очереди у телефона-автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа («Уродина») даёт безжалостную оценку героине.
Примеры подлинной душевной красоты можно найти в русской литературе. Вспомним Татьяну Ларину - героиню «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. В ней не было ни светского жеманства, ни напускной скромности. В отличие от многих светских красавиц, Татьяна привлекательна не «внешней прелестью», а своим богатым душевным миром. Не случайно на многие годы благодаря таланту Пушкина образ этой девушки стал эталоном красоты.
Итак, истинная красота человека в его душе, в делах и поступках.




Сочинение 3  по тексту П.Васильева «Уродина»   Именно такой пример мы находим в рассказе

Слайд 61 Оценивание сочинения

Оценивание сочинения

Слайд 62 Задание 15.2


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование


Задание 15.2          Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы

Слайд 63 Задание 15.2 Критерии оценивания

Задание 15.2  Критерии оценивания

Слайд 64 Задание 15.2 Критерии оценивания

Задание 15.2  Критерии оценивания

Слайд 6515.2. Композиция сочинения

15.2. Композиция сочинения

Слайд 66 Вступление. Моё понимание высказывания


Чудом мы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком? Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А.И. Куприна.

Вступление. Моё понимание высказывания        Чудом мы называем что-то поразительное,

Слайд 67 Первый пример из текста


Для Мерцалова, находящегося на грани отчаяния, чудом кажется уже то, что незнакомый человек не остался равнодушным, как многие окружающие, а пришёл на помощь нуждающимся людям.

Первый пример из текста         Для Мерцалова, находящегося на

Слайд 68 Второй пример из текста


Святыми мы называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайно Мерцалов хочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться, а Гриша сравнивает доктора с ангелом.

Второй пример из текста         Святыми мы называем

Слайд 69 Заключение


Итак, А.И. Куприн показывает, что добро может творить настоящие чудеса, изменить к лучшему жизнь окружающих нас людей.

Заключение          Итак, А.И. Куприн показывает, что

Слайд 70 Прочитайте басню Г. Кокорина, а затем сочинение-рассуждение над смыслом финала

произведения Выделите в тексте сочинения абзацы в соответствии с приведённой выше схемой.


Гордость
(1)Над одной горной рекой, которая текла с гор с громадной скоростью, вся бурля и пенясь, стояла крупная скала. (2)«Как я красива, стройна, величественна, — думала она. (3)— Никто не сможет одолеть меня, так я сильна и могущественна! (4)И мне ещё смеют предлагать дружбу свою какие-то мелкие пташки, порхающие вокруг, да серые мышки, бегающие по мне! (5)Да я не приму, может, дружбу и льва, а не только вашу, ибо я так могуча и мне никто не нужен!»


Прочитайте басню Г. Кокорина, а затем сочинение-рассуждение над смыслом финала произведения Выделите в тексте сочинения

Слайд 71 Прочитайте басню Г. Кокорина, а затем сочинение-рассуждение над смыслом финала

произведения Выделите в тексте сочинения абзацы в соответствии с приведённой выше схемой.



(6)Так шли годы, и ничего не менялось. (7)Так же стояла скала, и у подножия её так же бурлила река. (8)Прошли десятилетия.
9)Вода, ветер, солнце, мороз и растительность — всё это подточило силы скалы, и однажды утром она рухнула в бурлящую реку, рассыпавшись на кучу обломков. (10)Река подхватила их и, кувыркая по дну, понесла к синему морю, чтобы они там рассказали, как была величественна скала.
(11)Об этом месте, где была скала, теперь ничего не напоминает, да и скалу никто не вспоминает. (12)А зачем?

Прочитайте басню Г. Кокорина, а затем сочинение-рассуждение над смыслом финала произведения Выделите в тексте сочинения абзацы

Слайд 72 Задание к сочинению: в сочинении-рассуждении объясните, как вы понимаете

смысл финала басни. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.


Текст Кокорина заканчивается фразой о том, что никто не вспоминает скалу, некогда гордо возвышавшуюся над рекой. Финал этой басни можно объяснить так: чересчур гордые, эгоистичные люди проживают бесполезную жизнь. Своё мнение я могу подтвердить примерами из текста. Так, в предложениях 2-3 автор высмеивает такой человеческий порок, как самолюбование: «Как я красива, стройна, величественна… Никто не сможет одолеть меня, так я сильна и могущественна!» Действительно, эгоистичные люди, любуясь собой, вообще не думают об окружающих. Не удивительно, что эти люди часто остаются одиноки. Как это происходит, показано в предложениях 4-5: «Да я не приму, может, дружбу и льва… ибо я так могуча и мне никто не нужен!» Таким образом, автор показывает, что, пренебрегая окружающими, гордецы сами обрекают себя на одиночество. Итак, если человек всю жизнь думал только о себе и своём величии, то после его смерти не останется тех, кто сохранил бы память о нём. Действительно, незачем вспоминать тех, кто никому не сделал добра.

Задание к сочинению: в сочинении-рассуждении объясните, как вы понимаете смысл финала басни. Приведите

Слайд 73 Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Александровича Федина «Точность

слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.А. Федина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Задание 15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Александровича Федина «Точность слова является не только требованием стиля,

Слайд 74 Задание 15.1 Критерии оценивания

Задание 15.1 Критерии оценивания

Слайд 75 Задание 15.1 Критерии оценивания

Задание 15.1 Критерии оценивания

Слайд 76 Что требуется от ученика

истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать

его слова;
найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
аргументировать в сочинении свой ответ  найденными примерами из прочитанного текста;
логично выстроить всю работу и грамотно её написать.



Что требуется от ученика истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;найти в исходном тексте 2

Слайд 77 Алгоритм работы с текстом

Алгоритм работы с текстом

Слайд 78 Композиция сочинения

Композиция сочинения

Слайд 79 Речевые клише


Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания,

филолог.     
Его деятельность также можно передать различными  словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.
Кроме существительного высказывание,  можно использовать слова  цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.


Речевые клишеАвтора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.     Его деятельность также можно передать различными

Слайд 80 Речевые клише. Вступление

Автор пишет о...
В высказывании ... говорится о...  

 Действительно...
Как отмечает... 
Бесспорно мнение автора о том, что...
Я полностью согласен с ...
Не могу не согласиться с ...
Я поддерживаю мнение...
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.



Речевые клише. ВступлениеАвтор пишет о...В высказывании ... говорится о...    Действительно...Как отмечает... Бесспорно мнение автора о том,

Слайд 81 Речевые клише. Основная часть

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Чтобы подтвердить

сказанное, обратимся к предложению № …
Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения ..
Пример можно найти в предложении № …
Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…





Речевые клише. Основная частьПрекрасным подтверждением этой мысли является текст…Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …Проиллюстрировать

Слайд 82 Речевые клише. Заключение

Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно

увидеть, что…
Нам удалось доказать, что...
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…



Речевые клише. ЗаключениеТаким образом, итак, в заключение, как видим…Итак, можно увидеть, что…Нам удалось доказать, что...В результате

Слайд 83 Как использовать клише


Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые

наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
  Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.   


Как использовать клише Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или

Слайд 84 Правило шести шагов

Правило шести шагов

Слайд 85 Контактная информация






Нарушевич Андрей

Георгиевич


anarushevich@yandex.ru
Контактная информация   Нарушевич Андрей Георгиевич anarushevich@yandex.ru

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть