Слайд 1Подготовка к ЕГЭ – 2017
Задание 21
Определение функционально – смысловых типов речи
Слайд 2Выполнение этого задания потребует от вас знания типов речи.
Их три:
повествование,
описание,
рассуждение
Слайд 3В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Вспомним сказку о Колобке.
Там рассказывается, как бабка в сени пошла, по сусеку поскребла, замесила тесто. Поменять местами глаголы-сказуемые в предложении нельзя: исчезнет смысл.
Пример повествования:
В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука. В темноте пел пастуший рожок. Я лежал, вслушиваясь в чудную мелодию, потом оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо. Сон сразу прошел.
Слайд 4В описании говорится об однородных признаках чего-либо. В зависимости от того, что
описывается, различают описание предмета (вещи, животного, человека), описание места, описание состояния (окружающей среды, человека).
Пример описания:
Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Она была похожа на дым пожара. Мгла светлела, делалась все прозрачнее. Сквозь нее уже были видны далекие золотые и розовые облака
Слайд 5В рассуждении доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях
событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
Пример рассуждения:
На долгие годы я запомнил эту картину. Почему? Потому что потрясла она меня своей красотой, запала в душу. Видел я позже рассветы и красивее: в Венеции и тропиках… Но этот рассвет стал частичкой моего детства, частичкой моей Родины.
Слайд 6 В тексте обычно используется не какой-либо один тип речи, а их
соединение. Вот тогда вы выберете ответ: все типы речи.
Пример:
В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука. В темноте пел пастуший рожок. Я лежал, вслушиваясь в чудную мелодию, потом оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо. Сон сразу прошел. (ДЕЙСТВИЯ)
Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Она была похожа на дым пожара. Мгла светлела, делалась все прозрачнее. Сквозь нее уже были видны далекие золотые и розовые облака. (ПРИЗНАКИ)
На долгие годы я запомнил эту картину. Почему? Потому что потрясла она меня своей красотой, запала в душу. Видел я позже рассветы и красивее: в Венеции и тропиках… Но этот рассвет стал частичкой моего детства, частичкой моей Родины. (НЕВОЗМОЖНО ИЗОБРАЗИТЬ КАРТИНОЙ)
Слайд 9Совет: для определения типа речи воспользуйся приёмом «фотографирования»
1) можно «сфотографировать» весь
текст одним кадром – О П И С А Н И Е;
2) можно сделать ряд кадров –
П О В Е С Т В О В А Н И Е;
3) нельзя «сфотографировать» -
Р А С С У Ж Д Е Н И Е.
Слайд 10Определите тип речи
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося
в сточной канаве человека – молодого, но прежде времени одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного.
Повествование
Рассуждение
Описание
Слайд 12Молодец!
В предложении есть много слов, воссоздающих зрительный образ.
Слайд 13Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было
руку, чтобы схватить его, но вдруг отдёрнул её назад, как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдёрнул руку. (Н.В.Гоголь)
Рассуждение
Описание
Повествование
Слайд 15Молодец!
В предложении преобладают глаголы, передающие сменяющие друг друга действия, динамику события.
Слайд 16Трагедия писателя начинается тогда, когда он перестаёт ощущать свою аудиторию, когда
слово его не находит отклика, а уходит как в вату. Между прочим, такая беда может приключиться с писателем, сиди он хоть в самой середине своей страны, достаточно ему утратить духовную связь с читателем, а ещё громче говоря – с народом. (В. Солоухин)
Повествование Описание Рассуждение
Слайд 18Молодец!
В тексте использована абстрактная лексика. Предложения в тексте сложные по конструкции.
Слайд 19Упражнения, которые вы выполняли, являются простейшими.
Помните, только серьёзная и многократная
работа с текстами по определению типа речи даст положительный результат на экзамене.
Упорства и успехов!