Слайд 1 А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся».
Слайд 2Обман тут - явление нормальное, необходимое, как убийство на войне.
Н.А.Добролюбов
Слайд 3Блиц-опрос
Где родился А.Н.Островский?
В Москве
Перечислите пьесы А.Н.Островского, которые названы пословицами.
«Свои люди –
сочтёмся!», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в сои сани не садись», «Бедность не порок» и т.д.
Слайд 4Как известно, пьеса «Свои люди – сочтёмся!» имела первоначально другое название.
Назовите первое название пьесы.
«Несостоятельный должник», «Банкрот»
Слайд 5Охарактеризуйте уровень образованности и воспитанности Липочки.
Дурно танцует
Плохо знает французский
Любит громкую музыку
Избалована
Постоянно
грубит матери
Пишет как слон брюхом
Почему Рисположенский лишился места в суде, однако на Камчатку всё ж не был сослан?
В кабаке забыл важные документы. Пожалел генерал.
Слайд 6Словарная работа
Купечество – это…
Замоскворечье – это…
Сочтёмся – это…
Драма – это…
Комедия –
это…
Слайд 7Работа с понятиями
Купечество – это полупривилегированное сословие в России в XVIII
— начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» — после дворянства и духовенства. Сословный статус купца определял имущественный ценз.
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности.
Слайд 8Работа с понятиями
Замоскворечье – это исторический район в Москве, расположенный на территории
Центрального административного округа на противоположной от Кремля стороне Москва-реки.
Сочтёмся – это произвести взаимные денежные расчеты; разобраться в своих отношениях с кем-либо, чем-либо.
Слайд 9Драма - род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях)
людей. Предназначается для исполнения на сцене. Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия. Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах.
Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы.
Слайд 10Докажите, что комедия
«Свои люди – сочтёмся!» - драматическое произведение.
Афиша, перечень
действующих лиц.
Текст делится на действия, явления, сцены.
Текст состоит из реплик, монологов, диалогов.
Отсутствует авторская речь.
Слайд 11Анализ содержания комедии.
Кратко передайте сюжет комедии. Что в ней происходит?
Назовите главные
события комедии, которые привели к развязке.
Разговор Липочки и её матери со свахой.
Разговор Большова с Рисположенским.
Разговор Большова с Подхалюзиным.
Сговор Подхалюзина и Рисположенского.
Разговор Подхалюзина со свахой.
Разговор Большова с Подхалюзиным о судьбе Липочки.
Сватовство Подхалюзина.
Подхалюзин нарушает условия сделки.
Большов в долговой яме.
Слайд 12Где происходит действие?
1 д. и 3 д. – в гостиной
дома Большова.
2д. – в конторе, в доме Большова.
4 д. – в богато меблированной гостиной, в доме Подхалюзина.
Слайд 13Какие интересы движут каждым из героев?
Что данный герой предпринимает ради достижения
цели?
В чём заключается основной конфликт произведения?
Стремление к наживе, эгоизм, бесстыдство действующих лиц.
Слайд 14Использование в пьесе «говорящих имён»
Купец Большов Самсон Силыч.
Подчеркивается сила и
мощь (Самсон - имя библейского героя, который славился своей силой) .
Подхалюзин – приказчика.
Подхалим, который втирается в доверие и бессовестно разоряет своего бывшего хозяина. А зовут его Лазарь - есть такое выражение "петь лазаря", что означает "прибедняться".
Стряпчий Рисположенский - то есть он способен напиваться "до положенья риз" (то есть "вдрызг").
Слайд 15Работа в группах
Дайте характеристику главным героям.
1-я группа - Большов;
2
группа-Подхалюзин;
3 группа-Липа.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН.
1. Поведение, поступки героя.
2. Чувства, переживания, мысли.
3. Речь – о чем и как говорит герой.
4. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.
5. Отношение к герою других действующих лиц.
Слайд 17Большов - черствый и холодный человек. Он грубо обращается со всеми
членами своей семьи, в том числе, и к Липочке: "Липа, поди сюда"... Хуже, как силой возьму!" Он даже не хочет слушать мнение своей дочери, для него ничего не значит ее нежелание выходить замуж за приказчика: "Как де не бывать, коли я того хочу? На что ж я и отец, коли не приказывать?" Он кидает в ее строну упрек: "Даром, что ли я ее кормил?" Он считает, что он может распоряжаться судьбой своей взрослой дочери: "Молчи лучше! Велю, так и за дворника выйдешь".
Слайд 19Центральный персонаж комедии.
Свои далеко идущие планы (завладеть имуществом хозяина и жениться
на его дочке Липочке) проводит в жизнь аккуратно и постепенно.
Верный подручный Большова.
Стелется перед хозяином.
Его реплики в диалогах с ним — сплошные поддакивания: «Уж это как водится», «Наше дело подначальное», «Это опять-таки, Самсон Силыч, как вам угодно-с» и т.д.
Липочку любит не шутя. Он на все для нее готов: и «скверную» жилетку сменить, и бороду обрить, и одежды накупить, «какую чудней», и «капидонами» потолок нового дома украсить.
Подхалюзин «мягко стелет словами», но платить кредиторам отказывается.
ЛИПОЧКА
Мечты Липочки, купеческой дочки, о браке с военным, о парадном сговоре, официантах в белых перчатках – вот яд, отравивший чистую атмосферу русского семейного патриархального уклада, вот что превратило Липочку в эгоистку, породило в душе чудовищное равнодушие к судьбе отца.
Слайд 21ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ГЕРОЕВ КОМЕДИИ?
ЖАДНОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К ВЛАСТИ, НАЖИВА, ОБМАН, НАКОПИТЕЛЬСТВО.
Слайд 22Какой эпизод комедии изображён на иллюстрации?
Как этот эпизод раскрывает характеры действующих
лиц?
Слайд 23Разные взгляды литературоведов на характеры героев пьесы.
Мечты Липочки, купеческой дочки, о
браке с военным, о парадном сговоре, официантах в белых перчатках – вот яд, отравивший чистую атмосферу русского патриархального уклада, вот что превратило Липочку в эгоистку, породило в её душе чудовищное равнодушие к судьбе отца, сидящего в яме, явилось, в сущности, первопричиной драмы, разыгравшейся в семье Большова. (П.Коган)
Сюжет комедии движется не заблуждениями Липочки и вообще не Липочкой. Сюжет ведёт Подхалюзин. (Е.Холодов)
Липочка выглядит поначалу безвредной дурочкой. Но в этой закатывающей глаза девице дремлет…прожорливый крокодил. (В.Я.Лакшин)
Слайд 24Отворачиваясь с возмущением от глупости и невежества, Липочка тянется к уму
и благородству. Причём в её представлении истинное благородство вмещает в себя всё, что нужно для жизни возвышенной и чистой, которая так не похожа на её тягостное существование в родном доме. (А.П.Валагин)
«Самсон Силыч – вовсе не порождение ада, а просто грубое животное , в котором … не развиты никакие нравственные понятия… Он гадок для нас именно тем, что в нём видно почти полное отсутствие человеческих элементов; и в тоже время он пошл и смешон искажением и тех задатков человечности, какие были в его натуре. (В.Белинский)
Слайд 26Экспозиция.
НЕТ, т. к. автор не рассказывает краткую предысторию о чем будет
произведение.
Завязка.
Знакомство с Липочкой.
Развитие действия.
Кульминация.
эпизод, в котором Липочка открыто занимает сторону своего мужа и говорит отцу о том, что они не заплатят за его кредиты ни копейки
Развязка.
Попытка Подхалюзина поторговаться с кредиторами жены
Слайд 27
Проблемы
Проблема души человека (морального и аморального, нравственного и безнравственного).
Проблема материальная.
Проблема отцов
и детей.
Слайд 28Сочинение-рассуждение
1. Проблема семьи Большовых.
2. Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии ваши
симпатии?
Слайд 29Вывод
Таким образом, в своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных
людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто их произвел на свет.