Слайд 1Научно-практическая
конференция
«Шаг в будущее»
Особенности словообразования в детской речи.
Выполнил ученик 11Б класса
Булдаев Василий.
Научный руководитель:
Цырендоржиева Надежда
Дылгеровна.
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ.
Ребенок знает меньше взрослого. Его речь несовершенна, но творческое мышление у
ребенка развито лучше, чем у взрослого человека. В настоящее время выделена особая лингвистическая дисциплина, которая называется онтолингвистикой. Особое место в онтолингвистики уделяется изучению детских речевых инноваций
Под речевой инновацией С.Н. Цейтлин понимает «языковой факт, зафиксированный в речи ребёнка и отсутствующий в общем употреблении»
Можно сделать предположение, что словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ.
Информация о словообразовательных процессах в детской речи оказывается очень ценной и
для изучения детского мышления, и для предотвращения ошибок в речи, для развития творческих и логических способностей у детей, для прогнозирования развития языка в будущем, также, обусловлена неослабевающим интересом современной лингвистики к проблемам детской речи. Этим поднята актуальность нашего исследования.
Слайд 4ЦЕЛИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.
Цель данной работы – провести
анализ причин возникновения различных групп детских слов, также, описание фактов детской речи в системно-семантическом аспекте. В процессе работы решаются следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Составить таблицу речевых выражений методом сплошной выборки из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти», словаря С.Н. Цейтлин и М.Б. Елисеевой «Говорят дети».
3. Классифицировать по частеречной принадлежности.
4. Провести опрос по созданию подробных классификационных детских речевых инноваций, по способам их создания в начальных классах БГ№29.
Слайд 5ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
На первом этапе нашего исследования, был собран материал методом сплошного
выбора из указанных источников.
Следующим шагом стало распределение выписанной лексики по их частеречной принадлежности. Наблюдаемое соотношение лексических единиц по частям речи может выявить области словотворчества детей.
Слайд 6Имена существительные:
БАБУШНИК - тот, кто любит бабушку
БАЛОВАНЬЕ - нет ни одного
замечания за балованье.
БЕЖАНЬЕ - Посмотри на мое бежанье!
БЕЖУН - тот, кто бежит, занимается бегом.
ВАРИЛЬЩИЦА - Ты бабушка, наша варилъщица.
ГЛУБИННИК - тот, кто глубоко ныряет.
Слайд 7Имена прилагательные:
АВТОМАТОЧНЫЙ - Хочу пойти в автоматочный зал.
АРМЯНИНСКИЙ - Армянинская
семья.
АФРИЧНЫЙ - Афричные леса.
БАБОЧНЫЙ- А если не цветочной, а бабочной?
БАБЫЯГОВЫЙ - Это бабыляговый домик.
БАНДИТНЫЙ - Дошли они до самого бандитного дома.
БЕГЛИВЫЙ - Какие они у меня бегливые.
ИЗБЕЖНЫЙ – эта тройка была избежна.
Слайд 8Глаголы:
АВАТЬ - издавать звук "ав-ав"
БАЛЕРИНИТЬ - Посмотри, как я балериню.
БРЫЗГАНУТЬ - Ну, дай, я тебя брызгану еще разочек.
БРЫЗГНУТЬ - Мам, эта вода прямо брызгнула на меня.
ВЫЦАРАПАТЬ - А он не может дверь выцарапать?
ЗАДРАТЬСЯ - Они вдруг все задрались!
ИСПУГНУТЬСЯ - Кошка испугнулась.
ГОРЕЧЕСТИ - Я от горячести испугнулся.
Слайд 9Причастия:
НЕОБХОДИМЫЙ - Опять у нас во дворе необходимая лужа.
НЕПОТУХАЕМЫЙ -
Эта свечка непотухаемая.
Междометия:
ЩИП – Расщипались все петухи.
Наречия и слова категории состояния:
ЖАДНО - Ему просто жадно!
НЕМОЖНО - Детей неможно обижать.
НУДИТЕЛЬНО - как нудительно чернику собирать!
Имена числительные:
НОЛЯДЦАТЫЙ - нолятый, нолядцатый - "счетчик".
НОЛЯТЫЙ - нолятый, нолядцатый - "счетчик".
Слайд 11ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Основные выводы состоят в том, что в процессе овладения родной речью,
дети создают новые слова. Создание детьми новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка называется словотворчеством. Мы полагаем, что механизм образования детских речевых инноваций и механизм народной этимологии одинаков, поскольку эти языковые явления строятся на поиске внешнего соответствия слов, установлении мотивированности слова, его внутренней формы без обращения к истории языка.