Презентация, доклад на тему М.Ю.Лермонтов. Стихотворение Бородино 5 класс

Содержание

Редут - полевое укреплениеКартечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянииЛафет – станок, на котором укрепляется ствол пушкиБивак – стоянка войск под открытым небомКивер – высокий головной убор военныхСловарная работа

Слайд 1М.Ю.Лермонтов
БОРОДИНО

М.Ю.Лермонтов БОРОДИНО

Слайд 2Редут - полевое укрепление
Картечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на

близком расстоянии
Лафет – станок, на котором укрепляется ствол пушки
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий головной убор военных

Словарная работа

Редут - полевое укреплениеКартечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянииЛафет – станок, на котором

Слайд 3Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей
Уланы, драгуны –

кавалеристы, конные войска. Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск
Басурманы – здесь: враги
Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблейУланы, драгуны – кавалеристы, конные войска. Пестрые значки и

Слайд 4 Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в

год 25-й годовщины этой битвы. По жанру произведение напоминает балладу, и, как положено балладе, повествует о ставшем легендарным уже во времена Лермонтова героическом событии.

Бородино

Бородинский бой.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в год 25-й годовщины этой битвы. По

Слайд 5 Перед нами – диалог бывалого солдата и молодого

человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «не даром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной. Чувства ужаса, страха, торжества и победы затмеваются в воспоминаниях участника событий чувством любви к Родине и готовностью отдать за нее жизнь.
Перед нами – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва

Слайд 6- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, Спаленная пожаром,

Французу отдана?..
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, Спаленная пожаром,

Слайд 7 Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого

были овеяны героикой Отечественной войны 1812 года. Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.

История создания.

Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812

Слайд 8 Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны

1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино»

Герои Бородинской битвы

Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то

Слайд 9- Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри

– не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля…
- Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая

Слайд 10И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут…

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут…

Слайд 11 Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы

из четырнадцати, а тому, что предшествовало битве, - целых шесть. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой». Первая из трех строф, описывающих сражение, посвящена атакующим французам, вторая («Вам не видать таких сражений!...») – самому напряженному моменту битвы; в третьей строфе вновь называется враг, который получил заслуженное: «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…» М.Ю.Лермонтов показывает читателю, какой ценой «…клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…!»

Битва

Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы из четырнадцати, а тому, что предшествовало

Слайд 13 В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим

глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд» «в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.
Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.

Героизм русских солдат

В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть

Слайд 14Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!..

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!..

Слайд 15Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш

рукопашный бой!...
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!...

Слайд 16Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали

третий день…
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день…

Слайд 17Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

Слайд 18 Описание боя так наглядно и живо, что можно

представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись – специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и «услышать» его. «Звучал булат, картечь визжала» – мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль.
Завывание орудий слышится во фразе «слились в протяжный вой»…
Так поэт передает нам звуки боя.

Мастерство поэта

Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение

Слайд 20И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж

под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши

Слайд 21Запишем в тетрадях
Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в

год
25-й годовщины этой битвы.
Перед нами – диалог бывалого солдата-артеллериста, участника сражения и молодого человека.
Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы из четырнадцати, а тому, что предшествовало битве, - целых шесть.
В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение.
Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.
Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись – специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и «услышать» его.


Запишем в тетрадях Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в год 25-й годовщины этой битвы. Перед

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть