Презентация, доклад на тему Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы – фактор формирования метапредметных умений и навыков учащихся

Содержание

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь.                                       

Слайд 1Учитель
русского языка и литературы
МБОУ Новоникольской СОШ
Мичуринского района
Митина Татьяна Борисовна


Тема:

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы – фактор формирования метапредметных умений и навыков учащихся

Учитель русского языка и литературыМБОУ Новоникольской СОШМичуринского районаМитина Татьяна Борисовна

Слайд 2Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать

самому и я научусь.
                                                   
Конфуций
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь. 

Слайд 3Аннотация.
Основная задача педагога школы в настоящее время – формирование всесторонне развитой

личности, умеющей творчески применять приобретенные знания, умения и навыки, способной к саморазвитию и самосовершенствованию – тесно связано с проблемой выработки метапредметных умений и навыков школьников на уроках и во внеклассной работе.
Большие возможности для решения этой проблемы дают межпредметные связи на уроках русского языка и литературы, которые закладывают основы комплексного восприятия знаний учащимися, побуждают их к обдумыванию, рассуждению, сравнению, развивают аналитичность и аргументированность мышления.
Именно применение межпредметных связей содействует формированию единого содержательного смыслового стержня, целостного образовательного поля, в рамках которого, образно выражаясь, проложены удобные и простые пути и дороги.
Аннотация.Основная задача педагога школы в настоящее время – формирование всесторонне развитой личности, умеющей творчески применять приобретенные знания,

Слайд 4ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам обучения на трех

уровнях:

личностном
метапредметном
предметном

ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам обучения на трех уровнях:личностномметапредметномпредметном

Слайд 5 МЕТАПРЕДМЕТЫ

это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных

предметов;

это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.

МЕТАПРЕДМЕТЫ это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов; это учебный предмет нового типа,

Слайд 6Метапредметные результаты освоения учебного предмета -
способы деятельности, применимые

как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенными обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметные результаты  освоения учебного предмета -  способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так

Слайд 7Метапредметный подход
Метапредметное обучение;
Метапредметность;
Метадеятельность;
Метаурок;
Метазнания;
Метаспособы;
Метаумения.

Метапредметный подходМетапредметное обучение;Метапредметность;Метадеятельность;Метаурок;Метазнания;Метаспособы;Метаумения.

Слайд 8« Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не

умеет – о смысле жизни, о её ценности. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?» М.Половкова.
« Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о

Слайд 9Методики, подходы,

технологии:

Развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
Мыследеятельностная педагогика;
Коммуникативная дидактика;
Эвристическое обучение;
Логико-смысловое моделирование;
Школа Щетинина;

Методики,         подходы,

Слайд 10Что такое метапредмет?
«Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно

предмета;
Метапредмет основан на интеграции;
Метапредмет-это предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала;
Метапредмет – это новая образовательная форма.
Что такое метапредмет?«Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета;Метапредмет основан на интеграции;Метапредмет-это предмет нового

Слайд 11 Метапредметы:
«Знание»;
«Знак»;
«Проблема»;
«Задача»;
«Слово».

Метапредметы:«Знание»;«Знак»;«Проблема»;«Задача»;«Слово».

Слайд 12Использование метапредметного подхода:
Собственно метапредмет;
Метаурок;
Внеклассная работа;
Метатема;
Метапредметная связь в предмете.

Использование метапредметного подхода:Собственно метапредмет;Метаурок;Внеклассная работа;Метатема;Метапредметная связь в предмете.

Слайд 13
Вид проекта: педагогический проект.

Характер проекта: авторский проект.

Актуальность проекта.

Одна из тенденций развития современного образования в рамках его модернизации проявляется в том, что на первый план выходит не столько транслирование суммы знаний учащимся, сколько формирование метапредметных умений и навыков, то есть способности вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще не известные задачи, умения разрабатывать и проверять гипотезы, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания и т. п.


Вид проекта: педагогический проект.Характер проекта: авторский проект.Актуальность проекта.     Одна из тенденций развития современного

Слайд 14

Противоречия
между:
- требованиями

социального заказа на подготовку выпускника, обладающего оптимальным набором метапредметных умений и навыков, и недостаточным вниманием к их формированию в современной общеобразовательной школе;
- возможностями, предоставляемыми использованием межпредметных связей в преподавании русского языка и литературы для выработки отдельных метапредметных умений и навыков и неразработанностью теоретической и методологической базы данного процесса.

Гипотеза: активизация межпредметного воздействия на уроках русского языка и литературы позволяет сформировать на надлежащем уровне отдельные метапредметные умения и навыки.

Противоречия между:     -    требованиями социального заказа на подготовку выпускника, обладающего

Слайд 15
Место проведения проектного исследования:
МБОУ Новоникольская СОШ Мичуринского района Тамбовской области.

Время реализации проектного исследования:
сентябрь - май

Целевые группы: уч-ся 10 б класса МБОУ Новоникольской СОШ.

Объект исследования: процесс формирования отдельных метапредметных умений и навыков у учащихся 10 б класса.

Предмет исследования: формирование отдельных метапредметных умений и навыков (умения обобщать и систематизировать, умения вести полемику, умения выстраивать алгоритм переноса (экстраполяции) приобретенных знаний, умений и навыков в нестандартных учебных и внеучебных ситауциях) путем реализации межпредметных связей на уроках русского языка и литературы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Место проведения проектного исследования: 	МБОУ Новоникольская СОШ Мичуринского района Тамбовской области. Время реализации проектного исследования: 	сентябрь -

Слайд 16Цель: развивать отдельные метапредметные умения и навыки учащихся с помощью межпредметных

связей на уроках русского языка и литературы.

Задачи:
изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике;
конкретизировать содержание понятий «межпредметные связи» и «метапредметные умения»;
определить круг метапредметных умений и навыков, которые можно сформировать с помощью реализации межпредметных связей на уроках русского языка и литературы;
изучить пути и возможности развития метапредметных умений и навыков с учетом специфики предмета и инструментальных возможностей межпредметных связей.
Цель: развивать отдельные метапредметные умения и навыки учащихся с помощью межпредметных связей на уроках русского языка и

Слайд 17Основные ожидаемые результаты проекта.
Проект позволит:
освоить понятия, законы и принципы

различных дисциплин, воспринимая их в комплексе;
показать эффективность межпредметных взаимопроникновений для возникновения устойчивых межсистемных ассоциаций, необходимых учащимся для решения учебных и внеучебных задач;
значительно развить определенные метапредметные навыки и умения учащихся.
Проект способствует созданию условий для:
расширения пространства осуществления межпредметных связей в условиях образовательного учреждения;
развития у учащихся способности осуществлять основные элементы самостоятельной индивидуальной образовательной деятельности;
формирования ключевых компетенций учащихся.
Основные ожидаемые результаты проекта.  Проект позволит: освоить понятия, законы и принципы различных дисциплин, воспринимая их в

Слайд 18Механизм реализации проекта (подготовительный этап).
1 этап:
Изучалось состояние проблемы в теории

и практике обучения русскому языку и литературе;
анализировалась педагогическая литература;
разрабатывалась программа исследования;
была выдвинута рабочая гипотеза;
определены последующие задачи;
использовались такие методы научно-педагогического исследования, как теоретический анализ, наблюдение, методы опроса (беседы, анкетирование), методы диагностики. Проверялась гипотеза, выполнялись поставленные задачи.
Механизм реализации проекта  (подготовительный этап).1 этап: Изучалось состояние проблемы в теории и практике обучения русскому языку

Слайд 19Ход проектного исследования.
Первоначально было проведено теоретическое исследование данного вопроса. Затем была

разработана анкета с целью выяснения уровня развития отдельных межпредметных умений учащихся 10б класса.

Результаты анкеты были проанализированы и с помощью специально разработанных критериев на этой основе делались выводы об уровне сформированности конкретных метапредметных умений и навыков учащихся.

Полученные выводы о состоянии развития указанных метапредметных умений и навыков были сведены в таблицу.

АНКЕТА

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Ход проектного исследования.Первоначально было проведено теоретическое исследование данного вопроса. Затем была разработана анкета с целью выяснения уровня

Слайд 212 этап:
Были определены содержание и условия применения инопредметных вставок;
разрабатывались планы

интегрированных уроков;
проводились интегрированные уроки;
проверялась гипотеза;
выполнялись поставленные задачи;
использовались методы: наблюдение, методы опроса.

Механизм реализации проекта (основной этап ).

Интернет

Внеклассная работа

Интегрированный урок

ИКТ

2 этап: Были определены содержание и условия применения инопредметных вставок;разрабатывались планы интегрированных уроков; проводились интегрированные уроки;проверялась гипотеза;

Слайд 22Подготовка к интегрированному уроку (литература+история+информатика) состояла в выборе темы урока, в

совместном планировании с точки зрения методов и форм обучения, содержания урока, конкретного участия каждого учителя в его проведении.

«Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»

Проведение интегрированных уроков (русский язык, литература + информатика) ведут к достижению цели: адаптации учеников в современных жизненных условиях, формирование метапредметных умений и навыков. Основная же цель адаптации состоит в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых в обществе, в чем неоценимую помощь им окажет знание русского языка и компьютера.

Подготовка к интегрированному уроку (литература+история+информатика) состояла в выборе темы урока, в совместном планировании с точки зрения методов

Слайд 23Механизм реализации проекта (контрольно-аналитический этап).
3 этап:
Обрабатывались окончательные выводы и предложения;
проводилось

обобщение,систематизация, описание полученных результатов;
использовались следующие методы исследования: анализ, обобщение результатов исследования;
проверялась гипотеза, выполнялись поставленные задачи.
Механизм реализации проекта  (контрольно-аналитический этап).3 этап: Обрабатывались окончательные выводы и предложения;проводилось обобщение,систематизация, описание полученных результатов;использовались следующие

Слайд 24Динамика уровня сформированности метапредметных умений и навыков
1.Умение вести полемику
(+0,34 балла)‏
2.

Навыки владения алгоритмом «переноса»
(+0,5 балла)‏
3. Умение выстраивать целостную картину мира
(+ 0, 19 балла)‏
4. Умение обобщать и систематизировать
(+0,28 балла)‏
5. Коммуникативно-речевые умения
(+0,39 балла)‏

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Динамика уровня сформированности метапредметных умений и навыков1.Умение вести полемику (+0,34 балла)‏2. Навыки владения алгоритмом «переноса»(+0,5 балла)‏3. Умение

Слайд 25Выводы проектного исследования.

Актуальность проблемы реализации межпредметных связей на уроках русского языка

и литературы обусловлена, помимо прочего, необходимостью решения практических задач формирования метапредметных умений и навыков учащихся теми возможностями, которые содержит в себе специфика преподавания предмета, недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике педагогики.
В проекте развитие отдельных метапредметных умений и навыков учащихся при обучении русскому языку и литературе рассматривается как результат целенаправленного межпредметного воздействия в форме увеличения количества и совершенствования качества инопредметных вставок, а также подготовки и проведения интегрированных уроков.
Анализ динамики развития конкретных метапредметных умений и навыков учащихся позволил зафиксировать позитивные количественные и качественные изменения уровня сформированности данных умений и навыков школьников.
Выводы проектного исследования.Актуальность проблемы реализации межпредметных связей на уроках русского языка и литературы обусловлена, помимо прочего, необходимостью

Слайд 26ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Петербургская школа : образовательная программа / Под ред. О. Е.

Лебедева. — СПб. : Специальная литература, 1999. — С. 89—90.
«Создание а школе системы оценивания метапредметных результатов в образовательной деятельности учащихся» / Под ред. член-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. О. Е. Лебедева. — СПб., 2004.  
Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. — СПб., 2003.
Заир-Бек, Е. С. Разработка содержания профильных учебных программ / Е. С. Заир-Бек // Инновационные процессы в образовании. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
Илюшин, Л. С. Система школьного образования в Великобритании / Л. С. Илюшин // Инновационные процессы в образовании. Ч. 1: Образование за рубежом. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С. 38—73.
6.Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.
Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения. – Нар. образование, 1979, №5.
Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989.
Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – М., Наука, 1979.
Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред. Менчинской Н. А. И др. – М.:Просвещение, 1972.
Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
Гоголашвили О.В. Психолого-педагогические аспекты реализации межпредметных связей / Актуальные проблемы естественно-математического образования. Сборник материалов VIII региональной научно-практической конференции. – Липецк: ЛИРО, 2006, с. 100 – 101.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫПетербургская школа : образовательная программа / Под ред. О. Е. Лебедева. — СПб. : Специальная литература,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть