Презентация, доклад на тему Методы и приемы проблемного обучения на уроках русского языка.

Содержание

Цели проблемного обучения:- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Слайд 1Методы и приемы проблемного обучения на уроках русского языка.

Исаева И.В.,
учитель русского
языка и литературы
МАОУ гимназии
№29 г. Томска
Методы и приемы проблемного обучения на уроках русского языка.

Слайд 2Цели проблемного обучения:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
-

усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Цели проблемного обучения:- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в

Слайд 3Сравнительная характеристика
Традиционное (сообщающее) обучение.
1. Материал дается в готовом виде,

учитель обращает внимание прежде всего на программу
2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.
3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся.
4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью.
5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.

Проблемное обучение.
1. новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.
2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.
3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.
4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Сравнительная характеристика  Традиционное (сообщающее) обучение.1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на

Слайд 4Методы
проблемного
обучения

Методыпроблемногообучения

Слайд 5Проблемное изложение знаний
Виды:
Монологическое изложение
Показательное изложение
Учащиеся ставятся в позицию активного участия в

познавательном поиске
Эвристическое изложение
Система программированных заданий
Исследовательское изучение
(проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод - для применения исследовательского метода.)


Проблемное изложение знанийВиды:Монологическое изложениеПоказательное изложениеУчащиеся ставятся в позицию активного участия в познавательном поискеЭвристическое изложениеСистема программированных заданийИсследовательское изучение(проблемное

Слайд 6Структура проблемного урока :
-актуализация знаний.
-мотивация.
-создание проблемной ситуации.
-определение темы

исследования.
-формулирование цели исследования.
-выдвижение гипотезы.
-проверка гипотезы (чтение литературы, размышления).
- интерпретация полученных данных.
- вывод по результатам исследовательской работы.
- применение новых знаний в учебной деятельности.
- подведение итогов урока.
- домашнее задание.

Структура проблемного урока :-актуализация знаний. -мотивация. -создание проблемной ситуации. -определение темы исследования. -формулирование цели исследования. -выдвижение гипотезы.

Слайд 7Пути создания проблемной ситуации:
Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить

практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала.
«Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод.
«Мотивирующее пятно»: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока.
«Удивление»: сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Пути создания проблемной ситуации: Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это

Слайд 8Приемы проблемного обучения
анализ и синтез.
сравнение и сопоставление.
классификация и дифференциация.
создание проблемной

ситуации.
лингвистический эксперимент.
использование наглядности.



Приемы проблемного обучения анализ и синтез.сравнение и сопоставление.классификация и дифференциация.создание проблемной ситуации.лингвистический эксперимент.использование наглядности.

Слайд 9формы реализации проблемного обучения на уроках русского языка
Лекция-беседа.
Малые группы (альтернативы).
Малые группы

(ваше решение проблемы).
«Мозговой штурм".
Генераторы-критики.
формы реализации проблемного обучения на уроках русского языкаЛекция-беседа.Малые группы (альтернативы).Малые группы (ваше решение проблемы).«Мозговой штурм

Слайд 10Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока.
Учителю рекомендуется продумать:
Точное определение объема

и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.
Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.
Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.
Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.
Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.
Рекомендации учителю  при разработке им  проблемного урока.Учителю рекомендуется продумать:Точное определение объема и содержания учебного материала,

Слайд 11 Список литературы:
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение

эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.
Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. —  М.: Народное образование, 1998.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.
Список  литературы:Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть