Слайд 1
КОНОНОВА
ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МКОУ СОШ №10
с.Покровского
Слайд 2МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ»
Слайд 3Метапредметные результаты по А.Г. Асмолову включают освоенные учащимися УУД (познавательные, регулятивные
и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.
Слайд 4ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
Президент Российской Федерации
В. В. Путин в Послании
Федеральному Собранию
Российской Федерации 12 декабря 2013 г. предложил разработать и ввести сочинение в состав экзаменационных испытаний для выпускников.
Слайд 5 ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НАЦЕЛЕНО:
на проверку общих речевых компетенций обучающегося,
выявление уровня
его речевой культуры,
оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию.
Слайд 6НАПРАВЛЕНИЯ 2016-17 года:
«РАЗУМ И ЧУВСТВА»
«ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
«ДРУЖБА И ВРАЖДА»
«ОПЫТ И
ОШИБКИ»
«ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»
Слайд 7ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Познавательные ууд формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов
понимания устного и письменного текста. Это :
задания на извлечение , преобразование и использование текстовой информации. Например : выстраивание алгоритма рассуждения, составление плана, работа с пословицами, поговорками и т.д.;
использование формулировок проблемных вопросов;
приёмы работы с определениями;
система работы с различными словарями…
Слайд 8
Коммуникативные ууд совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в
паре или группе учеников, проектной деятельности.
Есть два направления :
развитие устной речи;
развитие комплекса умений ,основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника).
четко выстроенная система работы по развитию речи (совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса ,оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи).
Слайд 9
Регулятивные ууд формируются в ходе
творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные
ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий, работа осуществляется фронтально в парах, в группах.
Многие темы рассматриваются в практическом аспекте, когда алгоритм постановки и решения проблем используется в жизненных ситуациях (компетентностные, учебно-практические задачи).Учитель в этом случае является консультантом.
Слайд 11СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРОВ ОПРЕДЕЛЕНИЙ:
ПОЗНАНИЕ
МИРА, СЕБЯ
УМ РАЗУМ РАЦИОНАЛЬНОЕ
НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ
СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ И
ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Слайд 12
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
ЭМОЦИИ ЧУВСТВО
ДУША
ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕГО-ЛИБО
Слайд 14РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ, ПОГОВОРКАМИ
НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕСТЬ И
БЕСЧЕСТИЕ»
«БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЧЕСТЬ СМОЛОДУ»
«БЕСЧЕСТЬЕ ХУЖЕ СМЕРТИ»
«ГДЕ ЧЕСТЬ,ТАМ И РАЗУМ»
«ЧЕСТЬ ИДЁТ ПО ДОРОГЕ, А БЕСЧЕСТЬЕ ПО ОБОЧИНЕ»
«ЧЕСТЬ НЕ ПРОДАЁТСЯ, НЕ ПОКУПАЕТСЯ»
Слайд 15ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:
Чтение с остановками;
Чтение с пометами;
Маркировка текста;
Приём контраста;
Приём сравнения;
Составление
«магнитных полей»;
Приём «Четыре угла квадрата»;
Анализ эпизодов.
Слайд 16ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
(направление «Дружба и вражда»)
ПРИТЧА
По длинной, дикой, утомлённой дороге шел
человек с собакой. Он шел себе, шел, устал, устала и собака. Вдруг перед ним-оазис! Прекрасные ворота, музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
Что это такое? – спросил путешественник у привратника.
Это – рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
А там есть вода?
Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
А там есть дадут?
Всё, что захочешь…
Но со мной собака.
Сожалею, сэр, но с собакой нельзя. Её придётся оставить здесь.
И путешественник прошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот сидел привратник… Предположите, как закончится притча?
Слайд 17Приём «четыре угла квадрата»
ТЕМА: «Разум – счастливый дар человека и его
проклятие» (Эрих Фромм)
1 группа начинает сочинение с записи высказывания
2 группа начинает сочинение с вопросов
3 группа начинает сочинение, вступая в диалог с воображаемым собеседником
4 группа начинает сочинение с обоснования причин обращения к этой теме
Слайд 18ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ
Эффективность сравнения будет невысокой, если дано простое описание сходства
или различия. Необходимо объяснить это сходство и различие в
сравниваемых объектах, вскрыть причины взаимосвязи предметов и явлений. Сравнение, выявление сходства и различия, предполагает в заключение обобщение, выводы, которые как бы закрепляют результат проведенной работы .
Слайд 19Использованная литература:
Материалы сайта www.fipi.ru
Итоговое сочинение по литературе. Н.Л.Смирнова, к.п.н., доцент филологического
образования ИРО.
Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2016\17 учебном году для учителей рус.яз. и литературы. Министерство образования и молодёжной политики СК СКИРОПКиПРО.
Слайд 20Интернет-ресурсы
http://foto-ramki.com/fony/fon-224.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/175/101175581_40.png