Презентация, доклад на тему Методическая разработка урока по теме Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления.Презентация.

Презентация на тему Методическая разработка урока по теме Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления.Презентация., предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 31 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Методическая разработка урока по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их
Текст слайда:

Методическая разработка урока по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Октябрьский филиал КГБ ПОУ
« УАПК» преподаватель русского языка и литературы Копылова Н.А.
Апрель 2018 г.


Слайд 2
Текст слайда:




Слайд 3
Цель урока:1) выявить причины засорения языка;
Текст слайда:

Цель урока:

1) выявить причины засорения языка;
2) выработать требования культуры речи;
3) выработать навык видеть и исправлять недочёты стилистически
неграмотной речи.


Слайд 5
Текст слайда:




Слайд 6
Текст слайда:




Слайд 7
Текст слайда:




Слайд 9
Прочитайте текст, соблюдая акцентологические нормы. Бабу-ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старая
Текст слайда:

Прочитайте текст, соблюдая акцентологические нормы.

Бабу-ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старая ворожеЯ знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть её страдания. ЗнАхАрка взяла зУбчАтый кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тЕфтЕлями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевЕвшие окна, вспоминая тёплые АвгустОвские вечера.


Слайд 10
Зачем нужно говорить правильно? Умение говорить правильно помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к
Текст слайда:

Зачем нужно говорить правильно?

Умение говорить правильно помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации. Чтобы ваша речь стала вам помощником в жизни, нужно очень много работать со словом.


Слайд 11
Александр Иванович Куприн так говорил об этом: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив,
Текст слайда:

Александр Иванович Куприн так говорил об этом: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».


Слайд 12
Выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи – наша задача.К сожалению, искусство красиво говорить встречается
Текст слайда:

Выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи – наша задача.

К сожалению, искусство красиво говорить встречается всё реже. Особенно это замечаешь, когда читаешь экзаменационные работы выпускников. Цитирую: «Маленькая княгиня лежит в гробу и спрашивает: «Что плохого я вам сделала?». Пушкин любит свою няню и часто обращается к ней в стихах: «Выпьем с горя, где же кружка?». Некрасов доказал, что народу есть что показать окружающим. Вы хотите попасть в ряды таких выпускников?


Слайд 13
«Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления». Цели урока: 1) выявить причины засорения
Текст слайда:

«Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Цели урока: 1) выявить причины засорения языка;
2) выработать требования культуры речи;
3) выработка навыка видеть и исправлять недочёты
стилистически неграмотной речи.


Слайд 14
Чтобы увидеть стилистическую ошибку, нужно знать, что такое стиль. Стиль – это разновидность языка, которая традиционно закреплена
Текст слайда:

Чтобы увидеть стилистическую ошибку, нужно знать, что такое стиль.

Стиль – это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.
В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей.


Слайд 15
Какие это стили? Книжные:
Текст слайда:

Какие это стили?

Книжные: Всем книжным
Научный. стилям
Официально – деловой (деловой). противопоставлен
Газетно – публицистический (публицистический). разговорный стиль.
Художественный.


Слайд 16
Что такое стилистические ошибки?Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств,
Текст слайда:

Что такое стилистические ошибки?

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Рассказать обо всех возможных нарушениях правил не позволяет ограниченное время, но назвать самые типичные мы всё-таки попытаемся


Слайд 17
Типы стилистических ошибок и их исправление.Игнорирование значения слова. В образе поэта мелькают черты Дельвига. (В образе поэта
Текст слайда:

Типы стилистических ошибок и их исправление.

Игнорирование значения слова. В образе поэта мелькают черты Дельвига. (В образе поэта прослеживаются черты Дельвига).
Комментарий. Черты характера не могут мелькать, т.е. то исчезать, то появляться


Слайд 18
Двусмысленность, не запланированная автором. Героев романа можно разделить на три части. (Героев романа можно разделить на три
Текст слайда:

Двусмысленность, не запланированная автором. Героев романа можно разделить на три части. (Героев романа можно разделить на три группы). Комментарий. У автора получилось, что каждого героя можно разделить на три части.


Слайд 19
Неправильный порядок слов. Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам. (Хлестаков едет из
Текст слайда:

Неправильный порядок слов. Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам. (Хлестаков едет из Петербурга, и этим он привлекателен для уездных дам).
Комментарий . В русском языке у каждого члена предложения своё место, и оно зависит, в частности, от смысла высказывания.


Слайд 20
Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, сравнительный и др. Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика,
Текст слайда:

Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, сравнительный и др. Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его. (Когда Базаров умирал от лихорадки, которой заразился от трупа во время вскрытия, Одинцова навестила его).
Комментарий. Действующее лицо в обороте и в предложении должно быть одним и тем же.


Слайд 21
Лексическая недостаточность предложения. Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба. (Язык Чацкого образен, богат интонациями,
Текст слайда:

Лексическая недостаточность предложения. Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба. (Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от речи Скалозуба).
Комментарий. Речь Чацкого сравнивается не с речью Скалозуба, а с ним самим.


Слайд 22
Лексическая избыточность. Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром и злом. (Воланд
Текст слайда:

Лексическая избыточность. Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром и злом. (Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие между добром и злом).
Комментарий. Известны следующие разновидности лексической избыточности: тавтология – неоправданное повторение сказанного, нередко при использовании однокоренных слов; плеоназм – многословие, которое начинается с избыточных словосочетании и доходит до обессмысленных фрагментов текста.


Слайд 23
Пустословие. Поэма «Мёртвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие. Поэма своеобразна. Своеобразны в
Текст слайда:

Пустословие. Поэма «Мёртвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие. Поэма своеобразна. Своеобразны в ней и жанр, и композиция. (Исправить текст невозможно).
Комментарий. Пустословие – речь, лишенная какого то ни было содержания.


Слайд 24
Смешение стилей. Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд в Москву. (Булгаков
Текст слайда:

Смешение стилей. Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд в Москву. (Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, каковым считает приезд в Москву).
Комментарий. Смешение стилей – неоправданное включение в текст определённого стиля несвойственных ему слов и оборотов, например разговорных и просторечных в научный, устаревших в современный. Наиболее распространены такие ошибки: просторечные элементы в литературной речи; бессмысленное включение оборотов официально делового стиля в литературную речь.


Слайд 25
Сопоставление логически несопоставимых явлений. Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием мыши.
Текст слайда:

Сопоставление логически несопоставимых явлений. Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием мыши. (Исправить текст невозможно).
Комментарий. Эта ошибка связана не столько с языком, сколько с самим обдумыванием темы.


Слайд 26
Тренировочное упражнение. Исправьте стилистические ошибки.Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей.Произведения Булгакова – история болезни России, а может быть,
Текст слайда:

Тренировочное упражнение. Исправьте стилистические ошибки.

Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей.
Произведения Булгакова – история болезни России, а может быть, и результат вскрытия.
По наказанию отца Гринёв едет в захолустную Белогорскую крепость.
Скупка мёртвых душ была типа распространённой аферой.
Поцелуй Фенечки – безнравственный поступок.
Нигилизм – это отрицание того, чем живёт, на мой взгляд, нормальный человек.
Он вошёл в квартиру старухи – процентщицы, проведя там полчаса.
Из-за своей мелочности и корыстности помещики становятся соучастниками Чичикова.


Слайд 27
Писатель старается показать, а главное, раскрыть внутренний мир и характер героя. Состояние природы вдохновляло поэта во время
Текст слайда:

Писатель старается показать, а главное, раскрыть внутренний мир и характер героя.
Состояние природы вдохновляло поэта во время осеннего сезона.
Ребята, вы убедились, что исправлять стилистические ошибки в письменной работе – дело очень сложное. И всё же их можно избежать. Что нам может помочь в этом?


Слайд 28
Откуда черпать знания литературного языка? Произведения классической литературы.Словари.
Текст слайда:

Откуда черпать знания литературного языка?

Произведения классической литературы.
Словари.


Слайд 29
Смешение паронимов ( слов, разных по значению, но почти одинаковых по звучанию). Мастер попадает в психологическую клинику
Текст слайда:


Смешение паронимов ( слов, разных по значению, но почти одинаковых по звучанию). Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского. (Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского).
Комментарий. «Психологический» и «психиатрический» не одно и то же.


Слайд 30
Употребление слов – паразитов. Грибоедов оказывается в каком – то роде новатором. (Грибоедов оказывается новатором). Комментарий. Вот,
Текст слайда:


Употребление слов – паразитов. Грибоедов оказывается в каком – то роде новатором. (Грибоедов оказывается новатором).
Комментарий. Вот, значит, типа, в каком – то роде, как бы - список слов – паразитов


Слайд 31
Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании. Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами. (Базаров появляется с нестрижеными
Текст слайда:


Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании. Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами. (Базаров появляется с нестрижеными бакенбардами и в балахоне с кистями).
Комментарий. Балахона с бакенбардами не бывает.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть