Презентация, доклад на тему Метапредметный подход в обучении

Содержание

Содержание Введение.Виды метапредметов и их сущность.Необходимость использования метапредметного подхода на уроках.Возможности реализации метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы.Метапредметность как условие целостности познания.Литература.

Слайд 1МБОУ «Кружилинская СОШ»

Метапредметный подход в обучении.

Мастер – класс
учителя русского языка и

литературы Кружилинской школы
Финогеевой Ольги Павловны


МБОУ «Кружилинская СОШ»Метапредметный подход в обучении.Мастер – классучителя русского языка и литературы Кружилинской школы Финогеевой Ольги Павловны

Слайд 2Содержание
 
Введение.
Виды метапредметов и их сущность.
Необходимость использования метапредметного подхода на уроках.
Возможности реализации

метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы.
Метапредметность как условие целостности познания.
Литература.

Содержание Введение.Виды метапредметов и их сущность.Необходимость использования метапредметного подхода на уроках.Возможности реализации метапредметного подхода на уроках русского языка

Слайд 3Введение.
«Знание — сила». Этот афоризм к началу XXI века

потерял свою безусловную очевидность. И сегодня все более и более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, но действительно давали ему силу и радость в течение всей жизни?
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.
Введение.  «Знание — сила». Этот афоризм к началу XXI века потерял свою безусловную очевидность. И сегодня

Слайд 4Виды метапредметов и их сущность.
Метапредметы — это новая образовательная форма,

которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Отсюда выделяют несколько метапредметов: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Их список открыт; в настоящее время разрабатываются другие метапредметы: «Смысл», «Ситуация» и т. д.
Виды метапредметов и их сущность.  Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Слайд 5Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они

учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются промыслить. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. Но схему того объекта построить непросто. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на уроках русского языка – схемы; на химии — формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории и литературе — различные таблицы с данными и т. д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то,

Слайд 6ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Слайд 8В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их

числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация — это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия) и т. д. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них — техника «знающего не-знания». Осваивая ее, школьники учатся выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, — это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего, потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать

Слайд 9Курс "Знающее незнание" может выстраиваться на любом предметном материале. В учебном

пособии по метапредмету "Знание" он выстроен на материале литературы и посвящен теме "Путешествие Одиссея". Базисное задание, которое выполняют дети, связано с тем, что они должны составить карту того пути, который проделал странствующий Одиссей, отплыв от Трои и до прибытия на остров нимфы Калипсо. Выполняя это задание, учащиеся должны расшифровать важнейшие сцены и образы у Гомера, доказывая, что маршрут пролегал именно так. Для этого они должны сформулировать свой маршрут поиска: что именно они не знают и что именно они должны найти в текстах. Рефлектируя на последнем этапе, как осуществлялся ими их маршрут поиска, они овладевают самой техникой знающего незнания, которую затем переносят на другой учебный материал.
Курс

Слайд 10Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых,

по сей день неразрешимых проблем. Мы считаем, что именно в этих бездонных проблемах-воронках — тот импульс философско-методологического развития, который учащиеся могут получить на всю жизнь. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Мы

Слайд 11 На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач

и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении

Слайд 12Давайте посмотрим пример заданий на уроке русского языка в 6 классе

на тему
« Числительное»

Задание 1. Ответить на вопросы:
Какие числа называются положительными?
Какие числа называются отрицательными?
Как умножить два отрицательных числа?
Как умножить два числа с разными знаками?

Что такое имя числительное?
Какие бывают числительные?
Какие имена числительные называются количественными?
Какие имена числительные называются порядковыми?















Давайте посмотрим пример заданий на уроке русского языка в 6 классе на тему « Числительное»Задание 1. Ответить

Слайд 13Задание 2.
1-я команда записывают числительные.
2-я команда - слова с числовым

значением.

Единица, одна вторая, миллион, раз, пять, семнадцатый, тройник, оба, двойник, пара, четыре, пятак, трое, сто, трижды, четверть, сдвоить, сотник, первый, полтора, семь, двадцать первый, семидневный, десяток, восемьдесят, однажды, единый.

Что вы должны знать, чтобы отличить числительные от слов, связанных с понятием числа?
Задание 2. 1-я команда записывают числительные.2-я команда - слова с числовым значением.Единица, одна вторая, миллион, раз, пять,

Слайд 14Математический диктант. Употребление Ь в именах числительных. -200 ·3 = - 27 ·(-

3)= -11: 11= 90 : (-10) = -24:(-30) = -0,5 ·6 = -0,7·8 = - 48: (-60) = - 32 : (-8) = 89 : (-89)= - 700 · 3= 50: (-10) =
Математический диктант. Употребление Ь в именах числительных.  -200 ·3 = - 27 ·(- 3)= -11: 11=

Слайд 15Чем число отличается от имени числительного? Есть у нас 3 сес3цы Вы

не знаете их? Как бы мне ухи3ться Рассказать о троих? У одной, что С3жова Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш.
Чем число отличается от имени числительного?  Есть у нас 3 сес3цы  Вы не знаете их?

Слайд 16Записать пословицы и поговорки с числительными.

Записать пословицы и поговорки с числительными.

Слайд 17Пословицы и поговорки с числительными Невелик городок, да семь воевод. У одной овечки

да семь пастухов. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. У семи нянек и дитя без глаза. Один глаз для нас, другой на Арзамас. Одно око, да видит далеко. Одна голова хорошо, а две – еще лучше. Один глупый камень в море бросит, а сто умных не вынут. Семь раз примерь – один раз отрежь. Одна голова на плечах. Одним глазом спит, другим видит. Одна нога тут, другая – там. Одним махом сто душ побивахом, а прочих не считахом. Один поет – другой подыгрывает. Одна врала, другая не разобрала, третья по своему переврала. Одна слеза катилась, а другая воротилась. Одни уста и теплом, и холодом дышат. Одной рукой собирай, другой раздавай. Пожалев одной копейки, поплатишься рублем.  
Пословицы и поговорки с числительными Невелик городок, да семь воевод. У одной овечки да семь пастухов. Не

Слайд 18Применение метапредметного обучения на уроке литературы.

Тема урока : Образ Пугачева в

повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Применение метапредметного обучения на уроке литературы.Тема урока : Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Слайд 19Класс делится на 3 команды . Заранее сообщаются разделы игры. Игроки

команды могут выбрать вопрос в разделе.
В основе урока лежит идея викторины “Своя игра”, адаптированная к школьным условиям:
На доске написаны разделы:
География
История
Литература


Класс делится на 3 команды . Заранее сообщаются разделы игры. Игроки команды могут выбрать вопрос в разделе.

Слайд 20География
1. Какие географические названия встречаются в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”?

(Река Яик, города Оренбург, Санкт-Петербург, Симбирск,Казань). Какие события повести связаны с этими названиями?
2. Как называется река Яик сегодня? В связи с чем она была переименована? (Урал. Необходимо было стереть из памяти названия мест бунта.)
3. Как называли Уральские горы до 18 века? (“Камень”, Рифейские горы, “Земной пояс”)
4. Какие народы населяли эту территорию? (Башкиры, татары, чуваши, удмурты, марийцы.)
5. Какая территория описана в повести“Капитанская дочка”?
(Оренбургские степи)
6. Какое климатическое явление описал А.С.Пушкин в повести “Капитанская дочка” ? (Буран)

География1. Какие географические названия встречаются в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”? (Река Яик, города Оренбург, Санкт-Петербург, Симбирск,Казань).

Слайд 21История
1. В каком году началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева?
(1773–1775)
2.

Каковы причины войны?
(Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами; рабочие на мануфактурах трудились по 12-15 часов в сутки; произошел захват земель нерусских народов Поволжья и Приуралья русскими дворянами.)
3. Какова программа Пугачева?
(Свергнуть Екатерину II, всех участников движения пожаловать землей, угодьями, “крестом и бородой”, травами, свинцом, порохом, освободить от рекрутских наборов, казнить помещиков и мздоимцев-судей.)
4. Какие территории были охвачены восстанием?
(Оренбургский край, Башкирия, Южный Урал, Казань, правобережье Волги.)
5. Каков был состав участников войны?
(Казаки, крестьяне, горнозаводские рабочие, башкиры, чуваши, удмурты, марийцы.)
6. Сколько этапов выделяют историки в крестьянской войне?
(Три этапа: I – сентябрь1773 – март 1774: II – апрель1774 – июль 1774: III – июль 1774 – 1775)
История1. В каком году началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева?(1773–1775)2. Каковы причины войны?(Усиление власти и произвола

Слайд 22Литература
О ком идёт речь?
1. Вошед в биллиардную, увидел я высокого

барина,лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. Он играл с маркером, который при выигрыше выпивал рюмку водки, а при проигрыше должен был лезть под биллиард на четверинках. (Зурин)
2. Наружность его показалась мне замечательна:он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. (Пугачев)
3. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире. (Василиса Егоровна)
4. Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста,с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. “Извините меня,— сказал он мне по-французски, — что я без церемонии прихожу с вами познакомиться.”. (Швабрин)
5. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание. (Екатерина II)

ЛитератураО ком идёт речь? 1. Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина,лет тридцати пяти, с длинными черными

Слайд 23 Пугачев: историческая личность и литературный герой

Пугачев:   историческая личность и литературный герой

Слайд 26Вывод.
Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием

и рефлексией учащихся.
Метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль.
Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для молодежи.
Вывод.Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.Метапредметные технологии, включенные в

Слайд 27Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть