Слайд 1От обидного слова навек ссора
Урок риторики в 10 классе
Подготовила учитель
русского
языка и литературы МБОУ гимназии №5 г. Морозовска Матвеева Ольга Ивановна
Слайд 2Обидная речь
словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений
в грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
Жанры обидного общения
оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка. Агрессивные намерения скрыто или косвенно выражаются и в жалобах, доносах, сплетнях.
Слайд 3Способы предотвращения агрессии
самонаблюдение и самоконтроль человека над
собственным речевым поведением,
анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия,
чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию собеседника, «быть выше ссоры».
Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к людям, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?
Слайд 4 Приемы контроля над речевой агрессией
Игнорирование речевой агрессии:
не
реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника,
не отвечать грубостью на грубость.
Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание;
отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти);
продолжение общения в спокойной, ровной тональности.
Слайд 5Приемы контроля над речевой агрессией
Переключение внимания:
попытаться изменить враждебное
настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние; перевести разговор на другую тему.
Основные способы переключения внимания:
неожиданный вопрос («Неужели ты думаешь, что…?»; «Сколько времени мы уже потратили на ссору?»);
отвлекающее предложение («Поищем ответ на этот вопрос в энциклопедии»)
Слайд 6Приемы контроля над речевой агрессией
«Тактическое сомнение» (или метод «подзадоривания») - целенаправленная
словесная «провокация».
Например: «Ну-ка, кто самый смелый – кто первым подойдет мириться?»; «Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?»; «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!»
Слайд 7Приемы контроля над речевой агрессией
Положительные оценочные высказывания
Выражением позитивной оценки
могут быть не только традиционные «молодец!» и «умница!», но и согласие, благодарность, поддержка мнения («Полностью разделяю твое мнение»; «Спасибо за интересный вопрос
Слайд 8Приемы контроля над речевой агрессией
Шутка.
Юмор и смех несовместимы с открытой
агрессией. Однако необходимо заметить, что шутки неприязненного и оскорбительного содержания – это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки обижают и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию.
Слайд 9Приемы контроля над речевой агрессией
Извинение.
Очень часто наши ложные представления о
достоинстве («Просить прощение унизительно») и эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правыми («Все виноваты, кроме меня») приводят к тому, что извинение звучит в речи гораздо реже, чем это необходимо. Между тем извинение «меняет знак» конфликтной ситуации – с отрицательного на положительный и определяет общую установку общения: от разобщенности, отчуждения, враждебности к примирению, единению, достижению согласия.
Слайд 10Вывод урока
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением
правильно реагировать на грубость собеседника – посильная задача для каждого цивилизованного человека !