Слайд 1Задания профессиональной направленности на уроках русского языка
Слайд 2Цель: Развивать познавательный интерес обучающихся к процессу обучения через профессиональную направленность
уроков русского языка
Задачи:
показать определяющую роль межпредметных связей в развитии системного мышления обучающихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к русскому языку;
организовать учебно- воспитательный процесс с учётом профессиональной направленности;
разработать дидактический материал для реализации занятий на основе профессиональной направленности;
доказать эффективность реализации интегрированного обучения русскому языку
Слайд 3Виды заданий профессиональной направленности
по русскому языку
1. Работа с текстами (преимущественно
научного или научно-популярного стилей)
2. Различные виды диктантов: терминологические, орфографические, лексические, словообразовательные и т.п.
3. Составление страничек словаря терминов
4. Творческие задания: сочинения ( в том числе миниатюры) о будущей профессии, составление отдельных предложений, текстов, диалогов, таблиц, интеллектуальных карт с использованием слов-терминов
5. Подготовка материалов к олимпиадам профессионального мастерства, ежегодным студенческим научно- практическим конференциям (доклады, рефераты, тезисы, презентации и т.п.)
6. Занимательные задания: игры, кроссворды, тесты, кроссенсы и т. д.)
Слайд 4Функциональные стили речи
Кольская сверхглубокая
Одна из самых глубоких скважин на земле пробурена
в Печенгском рудном районе на Кольском полуострове. Она была заложена 25 мая 1970 года.
В начале бурение осуществлялось в кристаллических породах фундамента стандартной буровой установкой грузоподъёмностью 200 тонн турбинным способом. Первый этап бурения на глубине 7263 метра был закончен в апреле 0975 года, так как глубже бурить этой буровой установкой было невозможно..
Уральский завод тяжёлого машиностроения спроектировал и изготовил сверхмощную буровую установку для строительства скважины до глубины 15000 метров. Эта буровая скважина достигла глубины более12 километров и является самой глубокой скважиной в мире. Эта скважина характерна тем, что целиком пройдена в твёрдых кристаллических породах.
Проведённые по скважине комплексные исследования внесли существенные изменения в представления о глубинном строении докембрийских структур Балтийского щита. Впервые выявлены зависимости интенсивности метаморфизма кристаллических пород от глубины их залегания. По скважине в интервале 1600 – 1800 метров установлены многочисленные очаги медно – никелевого оруденения , что существенно расширяет перспективы поисков медно – никелевых руд на больших глубинах.
При бурении скважины геофизики обнаружили на глубине 4500 метров скачкообразное уменьшение плотности горных пород, скорости упругих волн, при этом увеличивалась пористость пород. Подобное явление зафиксировано и на границе в древнейшем архейском слое на глубине 6,8 метра. Ожидаемый контакт гранита с базальтом (слой Конрада) не встречен до глубины 11,7 километра. (По Б. Воздвиженскому)
Задания.
Определите стилевую принадлежность текста, укажите его характерные особенности.
Все числительные запишите словами, укажите их падежи
Выпишите слова-термины, связанные с профессией «Открытые горные работы»
Слайд 5Лексика. Лексика ограниченного употребления
Терминологический диктант. Преподаватель называет лексическое значение слов,
обучающиеся записывают слова- термины.
а) Складка пластов горных пород, обращённая выпуклостью вниз, в ядре которой залегают более молодые породы, чем на крыльях - (Синклиналь)
б) Внедрение в земную кору расплавленной массы, образующей при остывании разные формы магматических тел – (Интрузия)
в) Складка пласта коленообразной формы – (Флексура)
г) Выработка небольшой площади поперечного сечения и небольшой глубины, имеющая выход на земную поверхность – (Шурф)
д) Частицы угля или руды с размерами до 10 – 40 микрон, содержащиеся в гидросмеси – (Шлам)
е) Участок земной поверхности, ограниченный тектоническими разрывами и поднятый по ним относительно смежных участков – (Горст)
ж) Участок земной поверхности, ограниченный тектоническими разрывами и опущенный по ним относительно смежных участков – (Грабен)
з) Извлечённые пустые породы, залегающие над угольным пластом или сам процесс извлечения – (Вскрыша)
и) Горизонтальная площадка небольшой ширины на откосе карьера, на которой работы не производятся – (Берма)
Слайд 6Происхождение лексики современного русского языка. Заимствованные слова
Среди приведённых слов - терминов
найдите заимствования из немецкого языка.
Штрек, шельф, карст, кокс, квершлаг, грейфер, гейзер, керн, шпат, метаморфизм
(Справка. Для германизмов характерны следующие сочетания: шт/шп, ан, аб, ау, ай, ей. Сложные слова без соединительных гласных.
Среди приведённых терминов, связанных с горным делом, слово Шельф заимствовано из английского языка,метаморфизм – из греческого. Все остальные слова – германизмы).
Объясните это явление.
Слайд 7Задания
профессиональной направленности
Слайд 11Задание
1.Рассмотрите рисунок.
2.Какое геологическое явление здесь изображено?
3.Составьте диалог из 5 – 6 реплик, употребив слова - термины
Слайд 12Работа со схемой
1.«Прочитайте» схему.
2.Какое геологическое явление здесь объясняется?
3.Составьте диалог
из 5-6 реплик, используя слова-термины