Презентация, доклад на тему Материалы НПК учащихся по русскому языку на тему: Есть на свете одна деревенька... (сравнительный анализ топонимов Заларинского района).

Содержание

Цель: изучение топонимики родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.Задачи: 1) изучить объекты исследования;2) проследить развитие топонимических названий.Объект исследования: географические названия населённых пунктов района, а также некоторые объекты и природные ландшафты.Предмет изучения: география

Слайд 1(сравнительный анализ топонимов Заларинского района)
Автор: Полийчук Екатерина, уч-ся 6в класса МБОУ

Заларинской СОШ №2
Руководитель: Андроненко Н.В, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории.

2015г.

«Есть на свете одна деревенька…»

(сравнительный анализ топонимов Заларинского района)Автор: Полийчук Екатерина, уч-ся 6в класса МБОУ Заларинской СОШ №2Руководитель: Андроненко Н.В, учитель

Слайд 2Цель: изучение топонимики родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном

процессе.

Задачи: 1) изучить объекты исследования;
2) проследить развитие топонимических названий.
Объект исследования: географические названия населённых пунктов района, а также некоторые объекты и природные ландшафты.

Предмет изучения: география и история заселения Заларинского района от давних времен до ХХ  века  и связанная с  ними история происхождения названий его населенных пунктов.

Гипотеза: населённые пункты получают свои названия не случайно, путь их происхождения можно определить , опираясь на один из методов исследования.

Цель: изучение топонимики родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.Задачи: 1) изучить объекты исследования;2) проследить

Слайд 3Новизна исследования определяется тем, что данный пласт лексики изучается впервые.

Теоретическая значимость

работы обусловлена тем, что в исследовании предполагается вариант анализа топонимов Заларинского района.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсе изучения современного русского языка, а также при изучении истории, географии, краеведения.

Новизна исследования определяется тем, что данный пласт лексики изучается впервые.Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в исследовании

Слайд 4В работе использованы следующие
методы изучения:
Теоретический анализ.
Беседа.
Поиск.
Анкетирование.

В работе использованы следующие методы изучения:Теоретический анализ.Беседа.Поиск.Анкетирование.

Слайд 5«Топонимика» в переводе с греческих слов, означающих «место» (топос) и «имя»

(онома) - учение о местных именах, о названиях мест.
Топонимика — наука о географических названиях. Она изучает их происхождение, их смысловое значение, написание, произношение.


«Топонимика» в переводе с греческих слов, означающих «место» (топос) и «имя» (онома) - учение о местных именах,

Слайд 6Методы исследования в топонимике:
Этимологический.
Мифологический.
Научный.

Методы исследования в топонимике:Этимологический.Мифологический.Научный.

Слайд 7Этимологический - самый древний (помогает восстановлению  исходного, первичного смысла географического названия).

Научный - самый современный (в его основе – анализ фонетических сравнений, свойственных близким языкам, исторические условия образования слова, его миграция, заимствования и т.д.)
 Мифологический, или «народная этимология», когда названия «привязываются» к  именам основателей городов/деревень или к любым другим личностям, так объясняется название нашего посёлка.
Этимологический - самый древний (помогает восстановлению  исходного, первичного смысла географического названия). Научный - самый современный (в его

Слайд 8
Топонимы Заларинского района.
Основное их происхождение связано с заселением неосвоенных территорий «пришлыми»

народами в разные периоды времени: от первопоселенцев – бурят, до белорусов и украинцев, появившихся на территории района в период столыпинских реформ.
Топонимы Заларинского района.Основное их происхождение связано с заселением неосвоенных территорий «пришлыми» народами в разные периоды времени: от

Слайд 9Многоликая легенда…
Название посёлка Залари насчитывает 4 варианта своего происхождения.
Первый восходит к

романтическим огонькам, означая якобы дословный перевод с бурятского языка «мерцающие огоньки»
Второй тоже имеет бурятские корни – место «за аларью» (соседствующим районом).
Третий вариант названия связан с красивой легендой о бурятском охотнике Хоредое и небесной деве-лебеде, которые состояли в браке. Было у них 11 сыновей, каждый из которых возглавил свой род в местах вдоль реки Оки, (что близ Заларей.) Одним из этих сыновей был красавец Залайри. Наверное, неслучайно именно белоснежная небесная красавица лебедь является неприкосновенным природным представителем (тотемом) для бурят, проживающих в нашей местности.
Четвёртый вариант названия связан с представлениями первопоселенцев о том, что когда-то вблизи железнодорожного моста был захоронен бурятский шаман, и люди приезжали сюда повязать пёстрые ленточки, помянуть умершего. Места кругом были красивые, манящие, поэтому многие перебирались сюда в последствие насовсем.

Многоликая легенда…Название посёлка Залари насчитывает 4 варианта своего происхождения.Первый восходит к романтическим огонькам, означая якобы дословный перевод

Слайд 10Мифологический метод самый распространённый в топонимике нашего района.
с.Троицк связывает свое

название с историей винокуренного завода. Для освящения начала строительства из Заларей пригласили батюшку. Само событие происходило в праздник Святой Троицы – одного из главных православных праздников. С того момента завод и село назвали Троицком.
д.Романенкино, основателем которой были три брата Романенкины: Пётр, Иван и Фёдор.
с.Бажир от фамилии первопоселенца (Бажаев).
д.Веренка от имени женщины, которая в числе первых приехала в село.
д.Романово от фамилии основателя (Романов).


Мифологический метод самый распространённый в топонимике нашего района. с.Троицк связывает свое название с историей винокуренного завода. Для

Слайд 11Этимологический метод объясняет происхождение таких населённых пунктов как:
д.Марининск, в которой некогда

жила женщина Мария Янис. Она носила свежевыпеченный хлеб в с.Бабагай его первым жителям. Фонетическое слияние имени и фамилии дали имя деревне.
с.Холмогой от бур. «холм» и «могой» - холмы и горы (село расположено на холмистой местности)
с.Мойган от бур. «мой» и «ган» - черёмушки (село со всех сторон окружают заросли черёмухи).
Этимологический метод объясняет происхождение таких населённых пунктов как:д.Марининск, в которой некогда жила женщина Мария Янис. Она носила

Слайд 12с.Хор -Тагна получило название от слияния двух рек Хорки и Тагны. Топонимика

самого села очень интересна. Так одна из улиц называется Сахалин, что связано с её формой (рельефом), который напоминает п/о Сахалин, другая улица называется Кавказ – «тёплое место», как считали первопоселенцы (кругом болота, мшары)
с.Хор -Тагна получило название от слияния двух рек Хорки и Тагны. Топонимика самого села очень интересна. Так

Слайд 13 С левой стороны села возвышается Яшкина гора, названная в

честь Якова Шерстова, который прятал внутри неё орудие , припасы, а также местных людей во времена зверства и разбоев в районе банды Замащикова. Есть в селе место, названное местными жителями Бадар (в переводе с бур. «ключ, болото, молодой ельник, растущий густым сомкнутым покровом»)


С левой стороны села возвышается Яшкина гора, названная в честь Якова Шерстова, который прятал внутри

Слайд 14
За селом находится местечко, именуемое Шерагулом, что в

переводе с бур. означает «жёлтая река». Следует отметить, что Шерагул – одно из самых распространённых названий болотец, деревень, ручьёв вблизи Хор-Тагны и Тагны (это легко объясняется близостью с двумя реками). Шерагулов здесь несколько Добрый, Худой, Гнилой и др.
За селом находится местечко, именуемое Шерагулом, что в переводе с бур. означает «жёлтая река». Следует

Слайд 15с.Тагна от названия реки Тагна (с бур. «чёрная»), протекающей по периметру

села. с.Бабагай от бурятского «медведь», в котором по рассказам старожилов в момент освоения земель водилось много бурых медведей. д.Черемшанка от бур. «черемшана» - бедная земля; второе название (предположительно) от многочисленной черемши, произрастающей вокруг деревни. д.Сенная Падь от слов «сено» и «падь» - ровное место, где произрастали сочные травы, которые местное население в больших количествах заготавливали в качестве корма для скота. с.Сорты от профессий (рода занятий людей разного «сорта»). д.Берёзкино получила своё название от красавиц берёз, которые в буквальном смысле «окольцевали» её со всех сторон.
с.Тагна от названия реки Тагна (с бур. «чёрная»), протекающей по периметру села. с.Бабагай от бурятского «медведь», в

Слайд 16Анкетирование учащихся 6в класса ЗСОШ №2 (19ч.)
Знаешь ли ты, что изучает

топонимика?
«да» - о «нет» - 19ч.
2. Известно ли тебе что-либо о названии п.Залари (его происхождении)?
«да» - 6ч. «нет» - 13ч.
3. Владеешь ли ты какой-либо информацией о происхождении названий населённых пунктов Заларинского района? Каких?
«да» - 7ч. (Залари, Бажир, Черемшанка, Новочеремхово, Солерудник, Романенкино)
«нет» - 12ч.
Анкетирование учащихся 6в класса  ЗСОШ №2 (19ч.)Знаешь ли ты, что изучает топонимика?«да» - о  «нет»

Слайд 174. Интересно ли тебе узнать как населённые пункты получают свои названия?
«да»

- 14ч.
«не очень» - 3ч.
«нет» - 2ч.

4. Интересно ли тебе узнать как населённые пункты получают свои названия?«да» - 14ч.«не очень» - 3ч.«нет» -

Слайд 18Диаграмма методов изучения топонимов Заларинского района

Диаграмма методов изучения топонимов Заларинского района

Слайд 19Заключение.
     Таким образом, я изучила толкование - "имён мест" 71

населённого пункта Заларинского района. Топонимика нашей местности необыкновенно пестра и сложна, она еще мало исследована. Не собраны названия всех микротопонимов, т.е.  изучение местных географических названий  (полей, выгонов, улиц и т.д. – это может послужить темой для последующей НИР).
Исследования показали, что для топонимов нашего района приоритетным является мифологический метод («народная этимология»), на втором месте этимологический метод. С точки зрения научного метода можно объяснить лишь единичные топонимы. Богатый краеведческий материал может быть полезен в дальнейшем учебно-воспитательном процессе.
Заключение.     Таким образом, я изучила толкование -

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть