Презентация, доклад к уроку литературы в 10 классе Достоевский. Преступление и наказание (для учащихся)

Содержание

Роман Ф.М. Достоевского"Преступление и наказание" -это роман большогокапиталистического города...Л. ГроссманЦель урока - проанализировать образ Петербурга в романе и определить его роль в развитии характеров героев произведения.

Слайд 1

Построенный по приказу Петра I на болотах, Петербург казался Ф.М. Достоевскому

мрачным и таинственным. Именно в таком фантастическом месте, по его мнению, могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента.




Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Построенный по приказу Петра I на болотах, Петербург казался Ф.М. Достоевскому мрачным и таинственным. Именно в таком

Слайд 2Роман Ф.М. Достоевского
"Преступление и наказание" -
это роман большого
капиталистического города...
Л. Гроссман

Цель урока

- проанализировать образ Петербурга в романе и определить его роль в развитии характеров героев произведения.
Роман Ф.М. Достоевского

Слайд 3 ...и юный град,
Полнощных стран краса

и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво...

Литературная викторина

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой её гранит...

...и юный град, Полнощных стран краса

Слайд 4Над омрачённым Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды

стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной...

Литературная викторина

А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит...

Над омрачённым ПетроградомДышал ноябрь осенним хладом.Плеская шумною волнойВ края своей ограды стройной,Нева металась, как больнойВ своей постеле

Слайд 5 «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект...»

Литературная викторина
«Нет

ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге... Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!»
«Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект...»Литературная викторина «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней

Слайд 6 «Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на

душу человека, как в Петербурге...»

Литературная викторина

«Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...»Литературная викторина

Слайд 7Петербург Достоевского
1838 - 1841г.г. — учёба в Главном инженерном

училище.
Большая Садовая улица, 2
Петербург  Достоевского 1838 - 1841г.г. — учёба в Главном инженерном училище. Большая Садовая улица, 2

Слайд 823 апреля — 24 декабря 1847 года — Петропавловская крепость, Алексеевский

равелин, Секретный дом, камеры 7, 9.

23 апреля — 24 декабря 1847 года — Петропавловская крепость, Алексеевский равелин, Секретный дом, камеры 7, 9.

Слайд 9Серпуховская улица, 13
Лиговская улица, 25
Кузнечный переулок, 5

Серпуховская улица, 13Лиговская улица, 25Кузнечный переулок, 5

Слайд 10Сенная площадь, рынок на Сенной

Сенная площадь, рынок на Сенной

Слайд 11Топонимика романа
Топонимика – совокупность географических названий какой-либо местности

Сенная площадь

Николаевский мост
Васильевский остров
Екатерининский

канал
Топонимика романаТопонимика – совокупность географических названий какой-либо местностиСенная площадьНиколаевский мостВасильевский островЕкатерининский канал

Слайд 13Что окружает героев Достоевского на улицах города, в котором они живут?
«Воздуху

человеку надобно! Здесь физическая и нравственная
нечистота…»

(лейтмотив – важная мысль,
настойчиво повторяемая в произведении)
Что окружает героев Достоевского  на улицах города, в котором они живут?«Воздуху человеку надобно! Здесь физическая и

Слайд 14
Символика
цвета.
Основной цвет романа –желтый.
Желтая каморка Раскольник-ова
сарай с желтоватыми обоями у


Сони

Желтый цвет в романе создает
ощущение
болезненности,
расстройства,
безысходности





Мебель из желтого
Отполиро-ванного
дерева у
Порфирия
Петровича

Старуха-
Процентщица
Одета в
Пожелтел-ую
кацавейку

Символикацвета.Основной цвет романа –желтый.Желтая каморка Раскольник-овасарай с желтоватыми обоями у СониЖелтый цвет в романе создает

Слайд 16Как чувствует себя человек, живущий в таком пространстве?
«Низкие потолки и тесные

комнаты
душу и ум теснят…»
Как чувствует себя человек, живущий в таком пространстве?«Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят…»

Слайд 171 строка – одно существительное (тема)
2 строка – два прилагательных (определения

к теме)
3 строка – три глагола (по поводу темы)
4 строка – фраза из четырёх слов
(отношение к теме)
5 строка – одно слово (ассоциация к теме)

Правила составления синквейна

1 строка – одно существительное (тема)2 строка – два прилагательных (определения к теме)3 строка – три глагола

Слайд 18
«Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу

человека, как в Петербурге»
Ф.М. Достоевский

«Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге»

Слайд 19
«... люблю тебя, Петра творенье.

Виноват, не люблю его»
Ф.М. Достоевский
 

«... люблю тебя, Петра творенье.         Виноват, не люблю его»

Слайд 20Часть 1, глава 6 – мечтания главного героя о счастливом городе

(дать письменный ответ на вопрос «Какова роль этих размышлений в произведении?»)
Найти иллюстрации художников к роману «Преступление и наказание» и ответить на вопрос «Кому из художников – иллюстраторов удалось точнее передать атмосферу Петербурга Достоевского и какими средствами?»

Домашнее задание: (по выбору учащихся)

Часть 1, глава 6 – мечтания главного героя о счастливом городе (дать письменный ответ на вопрос «Какова

Слайд 21Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть