Слайд 1Комплексный анализ текста на примере стихотворения Р. Рождественского «Равнодушным»
преподаватель ГБПОУ «КТК»
Бергалеева
Т.С.
Слайд 2Цели:
обобщить и углубить знания по теме: «Комплексный анализ текста»;
развивать аналитические
умения при самостоятельной работе с текстом, развивать устную и письменную речь, навыки исследовательской работы;
Слайд 4
Равнодушные
любых профессий
религий
и языков,
представители древних
династий
и беспородные,
будьте прокляты,
ныне, и присно,
и во веки
веков!
Я желаю вам абсолютно
искренне:
будьте прокляты!
Слайд 5В час,
когда земля примеривается
к новой войне,
когда ломятся склады от бомб
и ракеты
в небо вгрызаются,
"Наше дело маленькое... - шепчете вы, -
Мы - в стороне...
Мы не вмешиваемся
ни во что...
Нас не касается..."
Слайд 6Я не знаю,
как взбудоражить вас
в недрах ваших квартир,
чем растревожить,
какими такими дустами?
Но
знаю,
что, если завтра
погибнет
мир,
он погибнет
только по вашей вине,
равнодушные!
И за то, что вы равнодушны
к стонам чужим и словам,
я желаю яростно, желаю истово и навязчиво, чтобы сделалось лично вам,
персонально вам
Слайд 7сегодня же
больно
по-настоящему!
Я хочу, чтобы вы
оставались
самими собой,
но чтоб в каждой клетке
вашего тела
темно и разбойно
колыхалась боль,
клокотала боль,
извивалась боль!
Чтоб -
молчать было больно!
И чтобы -
стонать было больно!..
Слайд 8Я желаю,
чтоб в ваших глазах
пошатнулся свет,
чтоб наполнились ужасом
ваши секунды и месяцы.
И
чтоб вы кричали: "Спасите!!" -
а люди в ответ
пожимали плечами:
"Мы ни во что не вмешиваемся..."
Слайд 9Я хочу,
чтоб судьба стояла у ваших дверей
и смотрела бы, усмехаясь,
что с
вами делается...
И да сбудется
это проклятье
как можно скорей!
Пока есть время.
Пока еще мир живет и надеется.
Слайд 10Работа в группах:
а) Определите тему текста, его стиль, докажите принадлежность текста
к данному стилю;
б) Определите главную мысль текста, в каких предложениях она выражена?
Слайд 11в) Найти выразительные средства языка, которые помогают передать авторское отношение к
равнодушным (риторическое обращение, анафора, перечисление, синонимический ряд, инверсия, градация).
Слайд 12
г). Сгруппировать виды орфограмм, которые есть в этом тексте (написание
сложных слов, правописание наречий, правописание приставок, личные окончания глаголов)
д) Сгруппировать виды пунктограмм, которые есть в этом тексте (сложное предложение, знаки препинания при обращении, обособление деепричастия, знаки препинания при прямой речи).
Слайд 13Работа с компьютером (индивидуально,
в парах):
Найти синоним – фразеологизм к
слову «равнодушный»
Найти толкование слова «династия»
Найти толкование слова «присно»
Найти толкование слова «недра»
Найти толкование слова «дуст»
Слайд 14 Выделенное слово замените стилистически нейтральным «…ракеты в небо
вгрызаются»
Замените фразеологизм «во веки веков» нейтральным словом – синонимом
Найдите нейтральное слово – синоним к слову «взбудоражить»
Найдите нейтральное слово – синоним к слову «клокотала»
Найдите нейтральное слово – синоним к слову «колыхалась»
Слайд 15Индивидуальная работа с последующей проверкой:
1. Выпишите из текста сложное слово,
разберите его по составу.
2. Выпишите слова, иллюстрирующие правило: «Правописание приставок на з- и с-»
3. Выпишите из текста наречие с приставкой по-, графически объясните его правописание.
4. Выпишите из текста деепричастие, объясните его образование.
5. В третьем абзаце найдите предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью, подчеркните грамматические основы.
Слайд 166.Найдите сложное бессоюзное предложение, подчеркните в нём грамматические основы.
7. Определите вид
следующего предложения, подчеркните в нём грамматические основы: «Я хочу, чтоб судьба стояла у ваших дверей и смотрела бы, усмехаясь, что с вами делается...»
8. Определите вид следующего предложения, подчеркните в нём грамматические основы: «В час, когда земля примеривается к новой войне, когда ломятся склады от бомб и ракеты в небо вгрызаются, «Наше дело маленькое…- шепчете вы, - Мы – в стороне… Мы не вмешиваемся ни во что… Нас не касается…».
9. В третьем абзаце найдите предложения с прямой речью, составьте схемы этих предложений.
10. Из текста выпишите 3 словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание).
Слайд 17Рефлексия.
Свободный микрофон:
Согласны ли вы с мнением поэта?
Сравнение с откликами
в Интернете